Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Мы пишем о РАМТе

Серия портретов авторов к 5-летию газеты «РАМТограф»

29.01. 2014

 

Задумывался этот материал как коллаж маленьких историй «про меня и Пресс-клуб», приуроченный к первому юбилею «РАМТографа», который открыл свой пятый сезон. Но ответы на небольшую анкету, разосланную ребятам, дольше других считавших клуб «своим местом», оказались настолько по-журналистски и по-человечески интересны, что из этих анкет мы решили сделать галерею портретов – портретов тех, кто эти годы создавал театральную газету, какой больше нет ни в одном театре страны.

Многие годы Российский академический Молодежный театр сохраняет традицию клубной работы со зрителями. Люди, работающие в театральной педагогике, уверены, что знания и любовь к театру, которые закладываются в этих маленьких коллективах, остаются на всю жизнь и рано или поздно дают самые неожиданные плоды.

Через Пресс-клуб, существующий при РАМТе седьмой год, прошло уже более 70 человек. Кто-то задерживался ненадолго, а для кого-то он стал тем местом, атмосфера которого раскрыла его творческие способности, добавила веры в себя и помогла сформироваться как профессионалу и человеку. Те, кто вышел из Пресс-клуба, очень неординарные люди, и даже если они не выбрали журналистику своей профессией, их проявления интересны и заслуживают внимания. Тем более, что все они – уже часть закулисной истории нашего театра.

Руководитель Пресс-клуба, шеф-редактор газеты «РАМТограф» Ольга Бигильдинская

№ 6  Мария Рузина: «Пресс-клуб был и остается для меня очень хорошей школой»

Когда силами Пресс-клуба создавалась газета «РАМТограф», было решено подключить к работе над ней лучших ребят из «Театроведческой секции» РАМТа. Из четырех девочек, пришедших на первое занятие, верным членом клуба стала лишь Маша, по сей день участвующая в его работе. За эти несколько лет она не только подготовила множество материалов, но и круто изменила собственную жизнь, поменяв профессию. Мaшины тексты отличает не только зрелость мышления, глубина и широта подхода, но и порой совершенно неожиданный взгляд на проблему. Она никогда не держится за единожды написанное и не боится начать писать снова – с чистого листа; постоянно не уверена, что написала идеально, и всегда считает, что могла бы лучше. Все эти терзания – признак непрекращающейся работы над собой и стремления к росту. А значит, все только начинается, и все ее журналистские шедевры еще впереди.

Маша, чему, на твой взгляд, ты научилась за время, проведенное в Пресс-клубе и что из программы оказалось наиболее полезным?

– Пресс-клуб был и остается для меня очень хорошей школой, это постоянный тренинг и постоянное пополнение теоретических знаний. Но самой важной и самой, как мне кажется, трудной для всех участников формой работы остается редакторский разбор материалов, когда на занятии ты получаешь полный комментарий всех плюсов и минусов своей статьи. Это позволяет учиться на собственных ошибках. Самый раздражающий вариант, когда из работы в работу повторятся одни и те же ляпы. Но именно это заставляет предельно внимательно относиться к материалу уже на стадии замысла, максимально тщательно продумывать структуру текста, совершенствовать стиль письма. В моем случае все это уже происходит, что, конечно же, замечательно и крайне важно для меня.

Что из пресс-клубовской жизни вспоминается чаще всего?

– Ее разнообразие. В Пресс-клубе были не только занятия, состоявшие из теоретического блока и практической части, когда разбирались или заново сочинялись тексты. Но были и лекции, который читали театроведы Александр Смольяков и Татьяна Шах-Азизова. А еще мы побывали в музеях: Бахрушинском, Станиславского, Немировича-Данченко, Островского, Щепкина, Гоголя и других. В общем, наша деятельность не ограничивалась лабораторными опытами – мы старались многое смотреть и набираться впечатлений, что так важно для журналиста и театрального критика.

Помнишь свой первый материал для «РАМТографа»?

– Конечно. Это была рецензия на детский спектакль «Приключения капитана Врунгеля». Тогда для меня решалось все – могу ли я вообще писать, и стоит ли мне этим в дальнейшем заниматься.

Твой любимый материал в «РАМТограф»?

– Не могу выделить любимый. Из моих работ какие-то написались легко, а иногда материал сопротивлялся. Естественно, что работа, которая с легкостью выплеснулась на бумагу, оставляет после себя приятные воспоминания. Но если пришлось попотеть и что-то преодолеть, то ценность ее еще больше возрастает, потому что именно так ты растешь. Из материалов ребят тоже не могу назвать что-то одно. Очень люблю читать рубрики «Зрительский опрос», «Портрет», «Страница памяти», «События». Как это ни странно, всегда интересно просмотреть специфические рубрики, созданные специально для педагогов и родителей – «Семейный просмотр» и «В театр с учениками», – хотя я не отношусь ни к первым, ни к последним. И, конечно, очень внимательно читаю «На спектакль!» и «Закулисье», в которые и сама пишу.

Помогли ли занятия в Пресс-клубе тебе профессионально определиться?

– Да, конечно. Отзанимавшись сезон в Пресс-клубе РАМТа, я поступила на театроведческий факультет ГИТИСа. И впоследствии оставила свою ставку научного сотрудника в одном из биологических НИИ для того, чтобы поискать себе применение на ниве театра.
Пока я не работаю журналистом, но такой вероятности в будущем не исключаю. Хотя, нужно признать, научная работа в области театроведения мне все-таки ближе.  В любом случае, нужно сначала закончить институт.

Используешь ли знания, приобретенные в Пресс-клубе, в своей работе, в жизни?

– Конечно. Самой актуальной задачей для меня остается написание рецензий на спектакли. Наверное, каждый театровед и театральный журналист пытаются составить для себя формулу «идеальной рецензии», понять, какой она должна быть. Я тоже пытаюсь. А в Пресс-клубе есть замечательная возможность экспериментировать и пробовать новые подходы, отбрасывать неудачные идеи и выделять стоящие.

Где и кем ты сейчас работаешь?

– Только что завершилась моя работа координатором в проекте празднования 100-летия В.С.Розова, проводимого РАМТом. Это совершенно удивительный опыт, когда совмещается и организационная, и творческая работа. Ужасно рада, что удалось попасть в этот проект!

Остаешься ли зрителем РАМТа?

– РАМТ – очень хороший театр, и каждый уважающий себя театровед должен в нем побывать. Для меня этот театр входит в пятерку любимых, поэтому стараюсь не пропускать премьер и занятий в рамках образовательных проектов театра.

Материалы Марии Рузиной в «РАМТографе»:

Женский театр Алексея Бородина. Стенограмма встречи «Женский театр» / 10.09.2013 г.
«Трагедия и комедия: актуальность жанров». Разговор в Черной комнате с создателями спектаклей «Участь Электры» и «Скупой» / 15.04.2013 г.
Страх перехода. Царство смерти и торжество жизни в спектакле «Приглашение на казнь» /май 2012 г. l
От буквы – к слову. Встреча молодых театроведов с молодыми поэтами в РАМТе /май 2012 г.
Притча о семействе Будденброк /март 2012 г.
 «Я – не волшебник». Путешествие в мастерскую театральной обуви /декабрь 2011 г.
Есть такая профессия – спектакли смотреть. Герой рубрики – театровед Александр
Смольяков
/октябрь 2011 г.
Вот какая мешанина чеховская. Смотрим спектакль «Чехов-GALA» /июнь 2011 г.
Солнечный зайчик, который неизвестно откуда пускает Магда Лукашевич /апрель 2011 г.
Долгое детство Тани. Спектакль «Таня» в РАМТе /январь 2011 г.
«Алые паруса» – старая сказка на новый лад /декабрь 2010 г.
Самое простое – нажать кнопку первого звонка. Знакомимся с профессией помощника режиссера /декабрь 2010 г.
Задачник Д. Оберна и К. Занусси, задача №1. Доказательство / октябрь 2010 г.
Профессия для счастливчиков. Путешествие в мир театрального драматурга с Михаилом Бартеневым /май 2010 г.
«FSK 16» - спектакль о пятнадцатилетних / март 2010 г.
Вселенная Дон Кихотов. Премьера спектакля «Думайте о нас» /март 2010 г.
Сказка, которая вышла из берегов. О спектакле «Волшебное кольцо» /март 2010 г.
Тайны театральных «портретистов». Рассказываем о профессии гримера-пастижера /февраль 2010 г.
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Проект «Молодые режиссеры – детям» завершается постановкой двух русских сказок /январь 2010 г.
Осень – время «заготовлять капусту»… /декабрь, 2009 г.
Взрыв сверхновой. Премьера спектакля «Под давлением 1-3» /ноябрь, 2009 г.
Владимиру Богатыреву вручена Премия Москвы за спектакль «Сказки на всякий случай» /октябрь, 2009 г.
«Курс на жаркие страны!» Премьера спектакля «Приключения капитана Врунгеля» /октябрь, 2009 г.

№ 5  Анна Емельянова: «Материалы из «РАМТографа» использую в качестве подсказок»

Анна пришла в Пресс-клуб студенткой пятого курса факультета журналистики, не дожидаясь очередного официального набора. Но прежде, чем позвонить, долго стеснялась. Однако ее решимость, без которой журналистам никуда, и литературные способности сделали свое дело. Аня была принята в команду. Ее работа всегда была на преодоление – написать о спектакле, которого никогда не видела, или пуститься в исследование истории театра и площади, на которой он стоит. Не все выходило гладко, но ставя перед собой трудные задачи, Аня приобретала опыт и очень старалась не отчаиваться. И потому, когда стала писать по зову сердца, все свои знания начала с успехом применять. Журналистика – путь постоянного совершенствования, оттачивания пера и мастерства мысли. Будем надеяться, что умение учиться (а учебу Аня не прекращает и по сей день) сослужат ей в профессии верную службу.

Аня, чему, на твой взгляд, ты научилась в Пресс-клубе, и что из программы клуба оказалось для тебя наиболее полезным?

– Если говорить о практике написания текстов, то научилась лучше излагать свои мысли, соблюдать логические связи. Стараюсь не лениться проверять любой факт, даже если он кажется очевидным. Если говорить о программе клуба, то благодаря лекциям Александра Смольякова по истории театра, все мои разрозненные знания улеглись в цельное полотно, а экскурсии добавили в него красок.

Что из пресс-клубовской жизни запомнилось больше всего?

– Наши занятия в маленькой комнатке на последнем этаже театра. Они проходили в очень домашней обстановке. На столе рядом с тетрадками и диктофонами стояли угощения, чай и свечи. А когда в театре шел спектакль или репетиция, до нас доносилась музыка. Было, как говорится, театрально.

Помнишь свой первый материал для «РАМТографа»?

– О, да. Это был материал о спектакле «Отверженные», который долго-долго шел на сцене РАМТа, тогда Центрального детского. Вместе с руководителем клуба мы работали над интервью, читали сценарий к спектаклю, отбирали фотографии из архива. Было очень сложно, но интересно.

Твой любимый материал в «РАМТограф»?

– Статья «Бесовское чаепитие», написанная после премьеры спектакля «Шатов. Кириллов. Петр» по отрывку из романа Достоевского «Бесы». То, что было на сцене, оказалось мне близким. От этого и статья писалась с особенным чувством.

Помогли ли занятия в Пресс-клубе тебе профессионально определиться?

– Пресс-клуб помог профессионально вырасти. А определилась я задолго до прихода в него.

Связала ли свою жизнь с журналистикой?

– Это единственное дело, которым я безоговорочно хотела бы заниматься. Но сейчас я пока учусь в аспирантуре на кафедре русской литературы.

Используешь ли знания, приобретенные в Пресс-клубе?

– Использую. Какие-то факты из истории театра постоянно всплывают в памяти, а материалы из «РАМТографа» иногда использую в качестве подсказок: например, как начать говорить о теме, какое вступление сделать, как закончить.

Остаешься ли зрителем РАМТа?

– Конечно! Я часто бываю на спектаклях в московских и питерских театрах, на фестивалях студенческих коллективов и могу с уверенностью сказать, что рамтовские спектакли остаются для меня одними из талантливейших и любимых, и я всегда советую их друзьям.

Материалы Анны Емельяновой в «РАМТографе»:

«Превратиться в придурка значит спастись», или Грибоедовщина нулевых. Премьера Владимира Богатырева по роману современного французского писателя Мартена Пажа. / 12.12.2012 г.
Нравится ли вам, когда артисты курят во время спектакля? /28.11. 2012 г.
Новички – 2012.  В труппе РАМТа пополнение. Знакомьтесь: Анна Дворжецкая и Максим Керин. /22.10. 2012 г.
«В каждом из нас сидит свой «скупой». Егор Перегудов репетирует спектакль по Мольеру. /27.09. 2012 г.
О том, как Владимир Богатырев замахнулся на цивилизацию. В РАМТе готовится премьера по Мартену Пажу. /27.09. 2012 г.
Возвращение Герцена в Россию. РАМТ принял участие в праздновании 200-летия Александра Герцена. /май 2012 г.
Бесовское чаепитие, или русские мальчики подросли. Премьера спектакля «Шатов. Кириллов. Петр» на Маленькой сцене РАМТа. /май 2012 г.
Российский академический Молодежный театр. /декабрь 2011 г.
«Нельзя эти роли приравнивать к детским. Это личности - просто другого масштаба». Встреча «Эпоха травести» в Черной комнате. /декабрь 2011 г. 
Театральная площадь. /октябрь 2011 г.
Юрий Лученко: «Спектакль до сих пор мне снится» Спектакль «Отверженные»./июнь 2011 г.

 

№ 4  Елена Ерохина: «Берег утопии» уже шесть лет остается моим любимым спектаклем»

Многие попадают в Пресс-клуб, совершенно не зная РАМТа. У Лены было не так. Сначала она стала рамтовским зрителем, погрузившись в жизнь театра, участницей конкурсов творческих работ и дискуссий проекта «ТЕАТР+». Клуб явился лишь продолжением ее пристального интереса к культуре. Лена – вдумчивый собеседник, подвергающий внимательному рассмотрению любой тезис, любое мнение. А еще у нее есть прекрасное качество – она не стесняется признаваться в том, что была не права, если новое знание о предмете показалось ей более убедительным. Лена – человек ищущий, и недаром она, имеющая прекрасные перспективы как в педагогике, так и в журналистике, выбрала совершенно иной путь – более соответствующий ее внутреннему представлению о своей миссии. Все знания, которые она получила в процессе собственной учебы, она реализовывает в современном образовательном интернет проекте.

Лена, чему, на твой взгляд, ты научились за время работы в Пресс-клубе, и что из программы клуба оказалось для тебя наиболее полезным?

– Здесь я училась профессиональному восприятию спектакля, причем не только с позиций критика и журналиста, но и с позиций современного зрителя – человека эпохи информации, космополитизма и внутренней свободы. И именно в РАМТе научилась слушать человека и задавать вопросы, отличать хороший спектакль от плохого, делать работу в срок, научилась точности и ритму в слове.

Что из пресс-клубовской жизни запомнилось больше всего?

– Поход в музей Станиславского, интервью с артистами театра, особенно с Алексеем Анатольевичем Блохиным. Запомнились непринужденные встречи, на которых мы учились жанрам журналистики, рождественские вечера с имбирным печеньем и стихами, крутая лестница в небо – в кабинет Пресс-клуба, откуда видна Театральная площадь и слышно, как репетируют арии из «Алых парусов».

Помнишь свой первый материал для «РАМТографа»?

– Конечно! Это был текст «Остановка на Театральной площади» – большое эссе о судьбе современного театра, которая воплотилась в нескольких спектаклях 2009 года. Этот материал я написала летом, и он попал в первый, сентябрьский номер журнала. В нем я сравнивала Малый театр, французский акробатический театр Джеймса Тьере и РАМТ. Угадайте, кто победил.

Твой любимый материал в «РАМТограф» и почему?

– «Берег утопии»: один день из жизни человечества». Это рецензия на спектакль, который уже 6 лет остается моим любимым спектаклем. И сколько ни ходишь на него – с новыми и новыми друзьями, – каждый раз открываешь что-то новое, свежее и юное, как утро в прямухинском саду.

Помогли ли занятия в Пресс-клубе тебе профессионально определиться?

– Да. По образованию я учитель русского языка и литературы, но в школе работать не хотела. Отчасти благодаря Пресс-клубу РАМТа я поняла, что хочу совместить в своей работе творчество, науку, образование и культуру, причем не только высокую, но и массовую – культуру вообще.

Связала ли ты свою жизнь с журналистикой и почему?

– Нет. Это сложно объяснить. То ли журналистика оказалась для меня легковесной, то ли я для нее – легкомысленной.

Используешь ли ты знания, приобретенные в Пресс-клубе, в своей работе, в жизни?

– Да, постоянно. Особенно мне помогает опыт интервьюирования людей и поиска проблемных, больных точек современной жизни.

  Где и кем ты сейчас работаешь?

– Я редактор гуманитарного направления ООО «ГлобалЛаб» – это новая образовательная и научная социальная сеть: интернет-площадка для детей, родителей, учителей и ученых. Наш сайт только-только родился. Участники проектов «ГлобалЛаб» одновременно исследуют мир, учатся, общаются, играют и даже соревнуются между собой, кто найдет самый кислый в мире фрукт или построит самый легкий воздушный шар.

 Остаешься зрителем РАМТа?

– Да, это мой любимейший театр. Здесь я одновременно чувствую прошлое, настоящее и будущее, чувствую время.

Материалы Елены Ерохиной в «РАМТографе»:

Работа аспирантки МГПИ Елены Ерохиной, лауреата конкурса «Героя – на сцену!» /май 2010 г.
Алексей Блохин: «Ребята, разогреваем кварки!» / декабрь 2010 г. 
Александр Пахомов: «Никогда не буду играть фашистов» / октябрь 2010 г.
«Берег утопии»: один день из жизни человечества  /февраль 2010 г.
Тема номера «Театр и массовая культура». Разговор с редактором отдела «Культура» журнала «Огонек», колумнистом деловой газеты «Взгляд» Андреем Архангельским /февраль 2010 г.
Тема номера «Ищу героя». Разговор с театроведом и обозревателем радио «Свобода» Мариной Тимашевой /январь 2010 г. 
Смертельные игры прозрачных и непрозрачных. Премьера спектакля «Приглашение на казнь» /ноябрь, 2009 г.
О пользе «Вишневого сада». Филологические записки Елены Ерохиной /ноябрь, 2009 г.
Тема номера «Остановка на Театральной площади» /октябрь 2009 г.

 

№ 3  Маргарита Груздева: «Благодаря рубрике «Портрет» я научилась внимательно слушать собеседника и слышать его»

Однажды осенью, готовясь к встрече с новыми пресс-клубовцами, я вдруг увидела, что между столами упали какие-то бумаги. А достав их, прочла совершенно изумительное эссе об осеннем кленовом листке, пролетающем сквозь судьбы людей, и тут же позвонила автору. Рита Груздева, по воле случая не попавшая вовремя в списки выдержавших конкурс, оказалась одной из самых верных идее нашего клуба. Где уж тут не вспомнить про неслучайную случайность. Она стала одной из немногих, кто старательно познавал науку настоящего интервьюера. Ее природная скромность, обязательность и стремление делать все в своей жизни на «пять» показали, что усердный труд рано или поздно дает свои плоды – в рубрике «Портрет» вы найдете не одно ее интервью. Но самое радостное, что практика вести диалог пригодилась ей и в ее будущей работе.

Рита, помнишь, как попала в Пресс-клуб?

– Помню, как сначала не увидела на сайте свою фамилию среди прошедших творческий конкурс. Честно говоря, ужасно расстроилась, но вдруг через несколько дней мне позвонили и сообщили, что я тоже принята, просто мое сочинение случайно вылетело из общей папки. Мне было особенно важно погрузиться в театральную жизнь Пресс-клуба еще и потому, что я тогда училась на филологическом факультете МГУ, а тема моей дипломной работы была связана с русской драматургией  XX века. Я состояла в Пресс-клубе РАМТа два года, и это был очень интересный период в моей жизни.

Чему, на твой взгляд, ты научилась за это время, и что из программы клуба оказалось для тебя наиболее полезным?

– Первый год был, скорее, учебой, когда мы постигали теорию, слушали лекции по истории театра, изучали жанры журналистики, учились выстраивать собственные материалы, редактировать тексты. На первом этапе было важно научиться принимать строгую, но справедливую критику, работать над своими ошибками. Самые обидчивые участники быстро покидали клуб. Второй год стал практикой, когда мы начали издавать «РАМТограф». Помню, как наш руководитель Оля Бигильдинская часто делала замечания относительно моих материалов: «Не надо лишнего, всегда выделяй главное». Эта фраза засела так глубоко в подсознании, что я уже отношу ее не только к работе над текстом, но и вообще ко всему вокруг: всегда надо уметь выделять главное. И, конечно, благодаря рубрике «Портрет», которую я вела, и жанру интервью, в котором чаще всего работала, я научилась внимательно слушать собеседника и слышать его.

Что из пресс-клубовской жизни тебе запомнилось больше всего?

– Пожалуй, то, что я всегда выходила из РАМТа в хорошем, приподнятом настроении. Иногда я могла приехать на собрание Пресс-клуба мрачной, с мыслями о бренности бытия, но сразу заряжалась такой доброй, позитивной энергией, что плохое настроение улетучивалось. У нас всегда была особая душевная атмосфера, от которой словно какой-то огонек загорался внутри тебя. Кстати, и спектакли РАМТа обычно именно такие, после которых уходишь с каким-то просветом в душе. Запомнились наши встречи, обсуждения, чаепития, экскурсии, совместные прогулки, увлекательные занятия по истории театра с Аллой Евгеньевной Лисициной, когда мы, например, разыгрывали сценки в духе античного театра или театра Средневековья. Запомнились хорошие люди. Думаю, что РАМТ вообще объединяет неравнодушных людей.

Помнишь свой первый материал для «РАМТографа»?

– Конечно же, помню. На первом же собрании Пресс-клуба нам разрешили выбрать рубрики, которые мы бы хотели вести. Меня больше всего пугал жанр интервью, но именно поэтому я уверенно выпалила, что хочу вести рубрику «Портрет», брать интервью у актеров театра. Перед самым первым интервью, конечно, нервничала. Как начинающего журналиста, меня охватывала паника, что я забуду все вопросы, что не смогу вести диалог, что обязательно отключится диктофон. Но интервью с Алексеем Мишаковым прошло легко и удачно, во многом благодаря чувству юмора актера. И во время своих следующих интервью я уже чувствовала себя намного увереннее. Рубрика «Портрет» принесла мне важный творческий опыт. Интервью всегда получались длинные, на полтора-два часа, и это были необыкновенно интересные беседы.

Твой любимый материал в «РАМТограф» и почему?

– Сложно выделить любимый, все работы по-своему значимы. Я, конечно, любила рубрику «Портрет», на интервью всегда приходили очень интересные личности и в творческом, и в человеческом плане. Формат интернет-газеты позволял развернутые, содержательные беседы, и мне нравится, что общий посыл всех интервью был жизнеутверждающий и даже вдохновляющий. Но я также писала рецензии на спектакли и готовила материалы для рубрики «В театр с учениками». Рецензии было писать очень интересно, каждый раз надо было выдержать собственный стиль, максимально совпадающий с атмосферой спектакля. Особенно люблю рецензию на спектакль «Думайте о нас», потому что над ней пришлось много подумать, чтобы приблизиться к необычному настроению постановки, очень непосредственному, детскому и, в то же время, глубокому, философскому.

Помогли ли занятия в Пресс-клубе тебе профессионально определиться?

– Они помогли мне осознать, что журналистика – интересная, увлекательнейшая специальность, а профессия журналиста – живая и неравнодушная. В нашей редакции «РАМТографа» были идеальные условия для творчества. У нас не было места равнодушию, все время кипели какие-то идеи, каждый мог высказывать свое мнение, предлагать что-то новое, при этом всегда царило уважение друг к другу, к собеседнику, к своему делу.
Однажды, когда после очередного собрания Пресс-клуба я гуляла вечером по центру и проходила мимо здания факультета журналистики, то поймала себя на мысли, что очень хотела бы связать свою профессию и с журналистикой, и с преподавательской деятельностью. И так совпало, что теперь я преподаю русский язык иностранцам на факультете журналистики МГУ. Я работаю по своей основной специальности, но при этом связана с журналистикой. Преподавать будущим журналистам мне интересно вдвойне.

Используешь ли ты знания, приобретенные в Пресс-клубе?
 
– Опыт участия в Пресс-клубе, безусловно, очень полезен для меня, и он пригождается в самых разных ситуациях. Был такой случай, когда подруга, корреспондент информационного агентства, попросила  срочно заменить ее на презентации книги известного экономиста, а там неожиданно выяснилось, что я должна взять короткое интервью. Наверное, как раз опыт работы в «РАМТографе» помог мне быстро сориентироваться в ситуации, начать импровизировать и почти по системе Станиславского выступить в роли экономического обозревателя. В итоге материал получился, и я никого не подвела.

 Остаешься ли ты до сих пор зрителем РАМТа?

– Конечно, я остаюсь зрителем РАМТа, РАМТ –  мой любимый театр, особенный. Не такой, как все. Посмотрела огромное количество спектаклей, пока состояла в Пресс-клубе, и сейчас стараюсь приходить на премьеры. Из недавних очень понравились «Мушкетеры», оценила постановку сценических боев, отличное музыкальное оформление. Ходила на «Берег утопии» со стажерами из Франции, они были очень впечатлены масштабом постановки. С интересом жду спектакль Юрия Грымова «Цветы для Элджернона», так как сам роман очень сильный, глубокий, необычный, думаю, очень подходящий как раз для сцены РАМТа.

Материалы Маргариты Груздевой в «РАМТографе»:

Ирина Таранник: «Главное – не расплескаться по пути» / май 2010 г.
Урок памяти и мужества на спектакле «А зори здесь тихие...» /май 2010 г.
Денис Баландин: «Я был в гостях у Кшиштофа Занусси!» / март 2010 г.
И невозможное возможно, если верить… Премьера спектакля «Думайте о нас»  / март 2010 г.
Анна Ковалева: «День неудачный, если я не насмеялась до слез» / февраль 2010 г.
«Попав в Средневековье, дети забывают про антракт»: смотрим и обсуждаем спектакль «Принц и нищий» /февраль 2010 г.
«Том - ребенок, но при этом уже личность»: смотрим и обсуждаем «Приключения Тома Сойера» /январь 2010 г.
Страсти в квадрате на спектакле «Красное и черное» /январь 2010 г.
«Сотворившая чудо»: спектакль с энергетикой добра /декабрь, 2009 г.
Рамиля Искандер: «Завтра не наступит - всегда будет сегодня» / декабрь, 2009 г.
«Женщина и Кот: в их отношениях была взаимная иллюзия...» Обсуждение спектакля «Как кот гулял, где ему вздумается» в Черной комнате /ноябрь, 2009 г.
Мария Рыщенкова: «Если у меня чего-то нет, я не очень этого хочу» / ноябрь, 2009 г.
«Посещение театра – это соприкосновение с чудом». Смотрим и обсуждаем спектакль «Таня» с педагогом Ольгой Ладохиной./октябрь, 2009 г.
Алексей Мишаков: «Только вперед по диким тропинкам» /октябрь, 2009 г.

 

№ 2  Алена Барнашова: «Я делала репортаж о Дне донора в РАМТе, и это изменило мою жизнь»

Главные качества Алены – ее готовность к обучению и бесконечный поиск темы, в которой можно было бы выразить гражданскую позицию. Она раньше всех новичков начала спорить и отстаивать право на собственное мнение в материале, терпеливо выслушивала замечания и никогда не отчаивалась. Несмотря на внешнюю хрупкость, Аленка – настоящий боец, которая вдруг, будто бы ни с того ни с сего, принялась помогать больным детям. Но ведь случайностей не бывает? В РАМТе она впервые почувствовала, что журналист может оказывать реальную помощь тем, кто в ней нуждается, и несет настоящую ответственность перед своими читателями. Помнить об этом должен каждый, выбирающий в качестве рабочего инструмента слово.

Алена, чему, на твой взгляд, ты научилась за время работы в Пресс-клубе и что из программы клуба оказалось для тебя наиболее полезным?

– На занятиях мы всегда очень подробно разбирали наши статьи. Благодаря этому, я научилась редактировать собственные тексты. Раньше мне было сложно находить у себя ошибки, но сейчас я могу достаточно отстраненно прочитать свою работу. А из программы Пресс-клуба сложно выделить что-то одно. Все по-своему было интересным и полезным.

Что из пресс-клубовской жизни запомнилось больше всего?

– Забавно, но в самом вопросе уже скрыт ответ. У нас действительно была своя «пресс-клубовская жизнь» со своей атмосферой, со своими традициями и увлекательными мероприятиями. Эта жизнь мне и запомнилась больше всего. Именно все ее многообразие: экскурсии, занятия, лекции, «Театр+», чаепития и т.д.

Хочется особенно выделить лекции  театроведа и театрального режиссера Александра Смольякова. Он очень интересно рассказывал об истории Российского театра. Главное, всегда делал это эмоционально. Было так приятно слушать человека, который получает огромное удовольствие от того, что он делает.

Ты помнишь свой первый материал для «РАМТографа»?

– Очень хорошо помню. Я писала его вместе с Юлей Мартыновой. Он был посвящен театрально-художественному проекту «Чехов» в Бахрушинском музее. Сначала у нас было соревнование. Мы не знали, чей материал будет в «РАМТографе». В итоге, наши материалы соединили. Оказалось, что работы были очень разные и хорошо дополняли друг друга.

А самый любимый материал?

– Мои особые воспоминания связанны со спектаклем  «Rock'n'roll». Была не просто премьера спектакля, а еще бриффинг с Томом Стоппардом, дискуссия на телеканале «Дождь» и благотворительный концерт «Неравнодушный рок». Таким образом, было совмещено все, что мне нравится: театр, рок, политика и социальная тематика. Никогда не думала, что такое сочетание возможно. Сам спектакль «Rock'n'roll» я смотрела уже дважды. Этот вопрос так оживил во мне воспоминания, что планирую пойти на него в третий раз. Рекомендую!

Помогли ли занятия в Пресс-клубе тебе профессионально определиться?

– Помогли, и не только профессионально. Я делала репортаж о Дне донора в РАМТе  и решила сдать кровь. Как бы пафосно не звучало, но это сильно изменило мою жизнь.  Оказалось, что помогать очень просто. И мне захотелось сделать больше. Я стала волонтером. А после этого поняла, что способна помогать людям не только как волонтер, но и как журналист. Я решила заниматься социальной журналистикой.

Я всегда любила писать и знала, что журналистика это мое. Пресс-клуб РАМТа укрепил во мне желание стать журналистом. Оставалось только определиться с тематикой. Благодаря РАМТу у меня получилось это сделать. Так здорово, что в Пресс-клубе поддерживали меня и, по возможности, давали писать статьи на волнующие меня темы. Я побывала на многих благотворительных мероприятиях, проводимых в РАМТе. И даже брала интервью у участника «Особых мастерских» в рамках проекта «Наивно? Очень», создателем которого является Нелли Уварова (статья Алены «Портрет в розово-армейских тонах» про Рому Горшенина опубликована в газете «Вечерняя Москва», а также на сайте проекта – прим. ред.).

Используешь ли ты приобретенные в Пресс-клубе знания в своей работе или в жизни?

– Активно использую. На рабочем столе моего компьютера висит папка «РАМТ». Вот там все знания и хранятся. Очень часто туда заглядываю.

Помню, когда-то в РАМТе был бал «Его величество вальс». Настоящий бал в духе XIX века. Я делала о нем репортаж. А в институте мы как раз проходили по литературе это время. Я сняла видео и позволила всей группе окунуться в настоящий мир XIX века вместе со мной. Всем очень понравилось.

Чем ты сейчас занимаешься?

– Учусь на пятом курсе факультета журналистики Международного университета в Москве и создаю собственный интернет-ресурс, посвященный детям России.

Остаешься ли зрителем РАМТа?

– Конечно, остаюсь. И даже ощущаю себя частичкой Пресс-клуба. Это удивительное место!

Материалы Алены Барнашовой в «РАМТографе»:

 «А у кита – раздвоение личности!» Занятие «Семейного клуба» после спектакля «Приключения капитана Врунгеля» / 20.11.2012 г.
Черно-белая фотография /май 2012 г.
«Люди, которые занимаются искусством, все особые». Презентация проекта «Наивно? Очень» на Маленькой сцене РАМТа /март 2012 г.
Где пересекаются Параллельные Прямые? Встреча с особенными людьми на Маленькой сцене РАМТа /март 2012 г.
Наталья Чернявская: «Делай, что должен, и будь, что будет» / декабрь 2011 г.
Donor Sapiens = Homo Sapiens. В РАМТе в пятый раз прошел «День донора» /декабрь 2011 г.
Вера в свободу дала жизнь проекту «Tom Stoppard:Rock’n’roll». Премьера в РАМТе - больше, чем спектакль /октябрь 2011 г.
Что может вас заставить посмотреть спектакль в интернете?/июнь 2011 г.
Мой первый бал. В РАМТе состоялся бал «Его величество вальс» /апрель 2011 г.
Я думала, будет больно… Как я сдавала кровь в РАМТе /декабрь 2010 г.
Пространство Бенедиктова в пространстве Чехова /декабрь 2010 г.

 

№ 1  Сергей Смирнов: «За время работы в Пресс-клубе я стал беспокойным зрителем»

Сережа – старейший журналист нашего клуба, помнящий начало его создания и принимающий самое активное участие в появлении «РАМТографа». Старейший и, пожалуй, один из самых оптимистичных. В нем есть то, что обязательно должно быть в человеке, выбравшем журналистику профессией – детское удивление новому. Может быть, поэтому его репортажи в «Закулисье» так интересны и увлекательны. Любые перемены в своей жизни Сергей встречает с улыбкой, просто потому, что любит жизнь. В журналистике без этого тоже никак. Увлеченно и жадно живут и РАМТе – наверное, поэтому Сережа до сих пор здесь что ни на есть свой «свой парень».

Сергей, помогли ли тебе занятия в Пресс-клубе профессионально определиться? Связал ли ты свою жизнь с журналистикой и почему?

– Профессионально определился я довольно давно. Еще на третьем курсе пришел в газету моего университета – «Горняцкая смена». Почему связал свою жизнь с журналистикой? Потому что из всех занятий, что я пробовал в жизни, это интереснее и ближе всего мне по духу и образу жизни. А занятия в Пресс-клубе придали мне уверенности в себе и убедили в том, что в своем выборе я не ошибся. Вместе с тем, кто знает, возможно, однажды захочется все круто изменить в жизни, попробовать себя в иной стезе, или сделать это заставит сама жизнь.

Чему, на твой взгляд, ты научился за время работы в Пресс-клубе? Что из программы клуба оказалось для тебя наиболее полезным?

– Научился писать рецензии на театральные постановки – значительно усовершенствовал те навыки, которые были заложены еще в школе. Стал беспокойным зрителем – разучился смотреть спектакли бесшабашно, как обычный зритель, только для удовольствия. Теперь смотрю их, как профессионал: подмечаю мельчайшие детали, «говорящие» символы и декорации, «подводные течения». Во время подготовки публикаций в рубрику «Закулисье» увидел театр изнутри. Сидя в зрительном зале, невольно разбираю работу сотрудников театра по крупицам: это дело рук рабочих сцены, это – костюмеров, а вот здесь-то наверняка приложили немало труда бутафоры. Основательно познакомился с шедеврами драматургии, режиссуры и актерского мастерства. Узнал колоссально много об истории театра. Расширил свой театральный кругозор по широчайшему периоду – от зарождения театра до наших дней, узнал множество театральных терминов. Скажите, ну откуда бы еще я узнал слово «котурны»?!

Что из пресс-клубовской жизни запомнилось больше всего?

– Наши вечерние (и не только) пресс-клубовские собрания, которые, мало того, что были информативны, но и всегда наполнены атмосферой душевности, позитива, добра. Там все были друзьями и заряжались светлой энергией на многие дни вперед. Запомнились познавательные и увлекательные занятия у Аллы Евгеньевны Лисициной, встречи с приглашенными лекторами (например, с заведующим отделом культуры журнала «Огонек» Андреем Архангельским), артистами, художниками, режиссерами, посещение музеев-квартир Щепкина, Гоголя, Мейерхольда, Бахрушина и других.

Помнишь свой первый рамтовский материал?

– Насколько помню, это была рецензия на эпохальную вещь по Тому Стоппарду «Берег утопии», 10-часовой спектакль РАМТа в трех частях. В процессе работы над рецензией понял, что с одного раза такую постановку всецело разумом не объять. Поэтому весной следующего, 2008-го года посмотрел этот театральный марафон еще раз. А рецензия получилась неплохая и на «ура» вышла в нашей газете «Горняцкая смена».

Твой любимый материал для «РАМТографа» и почему?

– Их несколько, и я расскажу не только про период существования «РАМТографа», но и про всю свою деятельность в Пресс-клубе. Во-первых, мои рецензии для «Горняцкой смены». Рецензия на «Красное и черное» – не считаю ее своей лучшей, но люблю за то, что в ходе ее написания уделил много времени и внимания изучению сопутствующей литературы – это было интересно. Рецензия на «Самоубийцу» – восхищенный отзыв на спектакль, воспоминания о котором до сих пор вызывают у меня теплую улыбку. Люблю рецензию на «Инь и Ян» - за то, что в ее основе два прекрасных спектакля по произведению Бориса Акунина, одни из моих любимых в РАМТе. Рецензии на «Таню» и «Сотворившую чудо» - за ту ауру добра и трогательных чувств, которой я проникся, когда работал над ними. Рецензия на «Лоренцаччо» – за незабываемую возможность вволю покритиковать подмеченные недостатки этой постановки. Рецензия на «Портрет» – за вдохновенность ее написания (создал ее, как говорят, на одном дыхании, едва успевая за собственными мыслями). В рубрике «Закулисье» газеты «РАМТограф» – статью «Мастера театральных подделок» о бутафорах – за уникальную возможность пообщаться с одним из самых добрых и милых людей театра Людмилой Алексеевной Захаровой, а также за бесценный шанс узнать, как было изготовлено множество маленьких деревьев для спектакля «Вишневый сад»; текст о животных-артистах «Ребятам о зверятах, или «Звезды», которые ездят в метро» – за то, что писал о братьях наших меньших, к которым испытываю глубокую симпатию. Хотя любят ведь не за что-то, а вопреки всему!

Используешь ли знания, приобретенные в Пресс-клубе, в своей работе? В жизни?

- Не только знания, но и наработки! Относительно недавно в нашей газете вышла рецензия на спектакль «Сотворившая чудо», написанная еще в период моего членства в Пресс-клубе, но по-прежнему не утратившая своей актуальности.

Где и кем сейчас работаешь?

- Редактор и корреспондент газеты «Горняцкая смена» Московского государственного горного университета, специальный корреспондент научно-популярного журнала «Наука и жизнь».

Остаешься ли до сих пор зрителем РАМТа?

– Остаюсь, еще каким! За последние полтора года я по второму разу пересмотрел «Портрет», «Чехов-GALA» и свой самый любимый спектакль – «Эраст Фандорин», впервые увидел «Ничья длится мгновение», «Под давлением 1-3», «Соглядатая», а также «Участь Электры» и «Скупого». Уверен: что-то я точно забыл упомянуть!

Материалы Сергея Смирнова в «РАМТографе»:

Ребятам о зверятах, или «Звезды», которые ездят в метро /январь 2011 г.
Театр начинается с... билетера /октябрь 2010 г.
«В XIX веке были два по-настоящему великих человека – Наполеон и Элен Келлер» / май 2010 г.
Да будет свет! /март 2010 г.
Театральные диджеи, или самая «звучная» профессия/декабрь, 2009 г.
Властелины театрального поднебесья /ноябрь, 2009 г.
Мастера театральных подделок/октябрь, 2009 г.

 

 

наверх