РАМТограф. «Сотворившая чудо»: спектакль с энергетикой добра
 
Выпуск № 3 Декабрь 2009 г.
НА СПЕКТАКЛЬ С УЧЕНИКАМИ
«СОТВОРИВШАЯ ЧУДО»:
СПЕКТАКЛЬ С ЭНЕРГЕТИКОЙ ДОБРА
 

Рубрика «На спектакль с учениками» придумана для тех педагогов, поход в театр для которых не является служебной обязанностью. Ее герои и адресаты – люди неравнодушные, Учителя с большой буквы, умеющие заражать любовью, восхищаться, делиться с детьми своими открытиями. Вместе с ними мы совершим множество виртуальных походов в РАМТ и поговорим о просмотренных спектаклях.

Эксперт сегодняшней рубрики – преподаватель английского языка московской школы № 1213 Наталья Груздева.


С 2002 года на сцене РАМТа – невыдуманная история американского драматурга Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» в постановке Юрия Еремина. Пьеса, написанная в 1959 году, ставилась на лучших площадках мира и всегда имела огромный успех у публики. Спектакль РАМТа отмечен несколькими премиями, главная из которых – непременно полный зал и искренняя любовь зрителей.

Уильям Гибсон написал свою пьесу на основе биографии Элен Келлер - женщины, которую Марк Твен называл великим человеком. В раннем детстве, пережив болезнь, она потеряла слух и зрение. А в 24 года закончила Гарвард и стала знаменитым ученым, создавшим Фонд поддержки глухих и слепых детей. Элен научилась говорить, читать, ездить на велосипеде и верхом, плавать и грести. Спектакль РАМТа о человеке, без помощи которого Элен не справилась бы с бедой. В центре истории – учительница Анни Сюлливен, обучившая свою воспитанницу дактильной (пальцевой) азбуке, открывшая ей путь к познанию и подарившая ей весь мир.
Это история о том, что невозможное возможно благодаря воле, твердой вере и настоящей любви.
Открыть спектакль ученикам нам поможет сегодняшний разговор с педагогом.

- Наталья Александровна, как Вы определяете главные темы спектакля?

- «Сотворившая чудо» - это очень серьезный разговор о ценности человеческой жизни, здоровья, о ценности многого, чего люди не замечают, пока не столкнутся с бедой, о вере в человека и в его возможности, о преодолении. Преодолевать что-то всегда очень непросто, но героиня Елены Галибиной, учительница Анни, говорит в спектакле: «Сдаваться – грех». Наверное, это также одна из главных идей спектакля о настоящей любви, о внимании и неравнодушии к ближнему, о том, как много значит протянуть человеку руку помощи. Ведь Анни  не только учит Элен языку слепоглухонемых. Она проявляет настоящее человеческое участие, учит чувствовать и понимать мир, жить в нем, а не существовать под постоянной опекой родных.

- Как в спектакле раскрывается тема противопоставления любви и жалости?

- В семье Элен жалеют. Чувствуя свою вину перед больной девочкой, потакают любым ее капризам. Но спектакль показывает, что такая  жалость не может спасти человека. Она сделает его эгоистичным, безвольным - не более того. А помочь могут лишь любовь, уважение и действенное участие в судьбе. Участие Анни спасает ребенка, и ее любовь не равна жалости, порой она даже сурова и выдвигает жесткие требования. Но она неравнодушна в прямом, действенном смысле этого слова.
В спектакле много говорится о внимании к ближнему. Старшему сыну Келлера Джеймсу тоже не хватает внимания, всем в семье не до него: жена отца хоть и хорошая женщина, но не родная ему мать, а у самого отца множество проблем, связанных с больной дочерью. В итоге Джеймс надевает маску грубияна и циника, скрывая под ней обиду и горечь, не видя другого способа защититься и не умея понять родных людей.

- На этот спектакль приводят много детей. А ведь спектакль по своей сути совсем не детский. Как Вы считаете, с какого возраста можно приводить школьников на «Сотворившая чудо»?

- Несмотря на серьезность и глубину темы, это правильный выбор спектакля для учеников. Приходить на него можно с класса седьмого-восьмого. Детей младше этого возраста вести не стоит, потому что они еще не смогут правильно воспринимать этот спектакль. Но в любом случае к тяжелым, серьезным темам детей и подростков надо приучать. Нельзя ведь ограничиваться сказками, комедиями и произведениями школьной программы по литературе. Нужно как можно больше расширять их мировосприятие.

 
 

Сама пьеса очень хорошая, не зря она всегда пользовалась успехом. У нее хороший язык, да и темы такого плана не часто поднимаются в драматургии. Несколько лет назад я ходила с учениками на спектакль «Ее друзья» по пьесе Виктора Розова во МХАТ им. Горького. Там, конечно, совсем другой сюжет, другое время, но общее с пьесой Гибсона есть. Спектакль был про слепнущую девушку и про то, как ей помогли в беде друзья, как занимались с ней, готовили к экзаменам. Мои ученики смотрели тот спектакль на одном дыхании, а ведь увлечь группы школьников в театре часто непросто. На рамтовском «Сотворившая чудо» дети и подростки тоже включаются в происходящее и начинают искренне сопереживать. В этом спектакле сильная энергетика добра, которая вообще присуща постановкам РАМТа, и это очень ценно.

- Чем этот спектакль может быть сложен для школьников?

- Произведение Гибсона достаточно известное, но все же, многие приводят детей на этот спектакль, не зная заранее, о чем пойдет речь. У тех, кто о нем не слышал, название ассоциируется со сказкой.
Поэтому поначалу реакция школьников в зале не адекватна происходящему на сцене и вызывает раздражение взрослых зрителей: дети могут засмеяться, когда смех не уместен. Они не сразу понимают, о чем пойдет речь, и все их внимание сосредоточено на комических моментах. Но хорошо, что такие сцены есть, потому что они сразу привлекают внимание школьников, и они незаметно для себя становятся готовыми погружаться и в серьезные размышления. Постепенно в зале наступают минуты неподкупной тишины, а это очень многое значит. Я слышала, как после спектакля ребята обсуждали в гардеробе увиденное, и почти все говорили, что им понравилось. Это очень живой, эмоциональный и искренний спектакль, остаться равнодушным к которому и не понять который нельзя. Но было бы хорошо, если бы дети знали заранее, на какую историю они идут и были готовы к тому, что это не сказка и не комедия.

- Что еще в спектакле помогает расположить школьников к восприятию и вызвать их интерес, участие?

- Сама главная героиня, учительница Анни, в исполнении Елены Галибиной близка детям своим темпераментом, непосредственностью и порывистостью. Она смешная, в ней есть что-то детское, но при этом она человек необыкновенной силы. Елена Галибина замечательно создает этот образ. При этом в Анни есть и внутренний конфликт: сковывающий страх перед неудачей и протест страху, неимоверное упорство и готовность к борьбе.

- А как Вы восприняли постановку спектакля?

- Мне очень понравилось оформление, напоминающее атмосферу старых американских и европейских фильмов. Декорации очень реалистические, на сцену даже выезжает ретроавтомобиль. В данном случае все это тоже важно, потому что приближает историю к реальности. Слишком условные декорации для такой «невыдуманной истории» могли бы оказаться неуместными.

- В центре нашей истории учительница Анни. А насколько важно рассказать школьникам после спектакля об Элен Келлер, ее дальнейшей судьбе, о продолжении чуда, сотворенном учительницей?

- Конечно, такой рассказ оставил бы еще более сильные впечатления от увиденной истории. Хорошо было бы рассказать еще и о том, что такие люди и те, кто им помогают, существуют и в нашей жизни. Я помню, как в 1980-е годы много говорили об интернате для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде, о том, как там работают с детьми, учат их говорить, как некоторые из них потом сами поступают в университет на факультет психологии. Сегодня стали появляться движения волонтеров, бескорыстно помогающих «не таким, как все». Об этом тоже можно было бы поговорить, и этот разговор мог бы быть полезен и важен для школьников.

- Этот спектакль – не сказка, но он ведь действительно о чуде?

-  Да, о чуде. Но не случившемся по мановению волшебной палочки, а о чуде, для которого пришлось очень много работать и многое выстоять. Спектакль тяжелый, но все равно жизнеутверждающий. Его главная истина в том, что чудо можно сотворить своими руками.


Маргарита Груздева

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки