РАМТограф. Урок памяти и мужества на спектакле «А зори здесь тихие…»
 
 
Выпуск № 7
Май-Июнь 2010 г.
В ТЕАТР С УЧЕНИКАМИ
Урок памяти и мужества на спектакле «А зори здесь тихие…»
 

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

Эдуард Асадов

Режиссер Александр Устюгов с артистами на репетици

Пять лет назад в репертуаре РАМТа появилась постановка одного из самых пронзительных произведений о войне – повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Этот спектакль, талантливый дебют в режиссуре молодого актера Александра Устюгова, – посвящение людям, благодаря которым мы родились, живем, приходим в театр.
В спектакле РАМТа есть живая душа и человеческая боль, которых так не хватает военным фильмам последних лет, делающим акцент лишь на мощных взрывах пиротехники и проливающихся литрах крови. РАМТ доказывает, что можно и нужно создавать глубокие современные работы о Великой Отечественной войне, если честно вкладывать в них все свои силы и чувства.

Женя Комелькова – Рамиля Искандер

На этот спектакль надо обязательно приводить школьников, маленькими группами, но приводить, потому что именно такое искусство способно воспитывать человека.
Одних уроков истории мало, чтобы прочувствовать всю трагедию, жестокость войны и все величие Победы. Хорошие фильмы, спектакли, книги способны по-настоящему оживить цифры и хроники учебников, данные атласов и контурных карт. Помню, какое неизгладимое впечатление произвело в свое время на наш класс чтение повести Эммануила Казакевича «Звезда» и, конечно же, произведений Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» и сценария к одному из лучших военных фильмов – «Офицеры».

Васков – Алексей Блохин, Осянина – Даша Семенова

Творчество Васильева дорого своей искренностью, пониманием, что за сухими цифрами истории стоит бесценная жизнь человека. «Шла война, раскладывая на континентах гигантский пасьянс из человеческих жизней»,  – пишет Васильев, и в каждой его строчке продолжает звучать острая боль за этот безумный «пасьянс», за каждую потерянную жизнь, искалеченную душу, каждого пропавшего без вести. В своих книгах он размышляет, как сохранить в себе человека, не растерять достоинство даже тогда, когда против тебя – целая армия врагов. Произведения Бориса Васильева о том, что в конечном итоге всегда сильнее войны: о любви, верности, дружбе, сострадании, нравственном долге.

«А зори здесь тихие…» – история о противоестественности войны, о беспощадной силе, которая губит жизнь, разрушает, давит и топит мечты и надежды пяти молодых женщин, бросивших вызов злу, и убитых где-то в карельских болотах.
Сцена из спектакля

РАМТ решил, что это должна быть камерная постановка, что сделало историю еще сильнее, ведь все события – казалось бы, такие далекие от нас – тут происходят на расстоянии вытянутой руки, и ты вдруг начинаешь понимать, как это страшно, когда смерть у тебя за спиной.
В спектакле Александра Устюгова, как и в повести, редкая выразительность деталей. Из немногочисленного реквизита и декораций создается впечатляющее художественное пространство.
А появляющиеся на сцене фашисты, облаченные в современные камуфляжи, олицетворяют этим последующие и нынешние войны, потому что зло войны так и не исчезло окончательно на планете, которая должна называться Миром. Миром, в котором женщины будут рожать детей, а не держать в руках автомат.

Сцена из спектакля

Чем отчаянней звучит тема любви в спектакле, тем страшнее и больнее гибель каждой из героинь. Смерть в брезентовом болоте Лизы Бричкиной (Ульяна Урванцева); выстрел в  спину взлетающей ввысь по склону Гали Четвертак (Татьяна Матюхова, Анна Ковалева); последняя «Катюша» Жени Комельковой (Янина Соколовская, Рамиля Искандер) – немцам назло… Не удивительно, что старшина Васков (Алексей Блохин) так рано постарел от войны, но не огрубел сердцем, обливающимся болью за такой вот свой необычный отряд, который он растерял, не уберег…

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?! (Эдуард Асадов)

Соня Гурвич – Нелли Уварова

РАМТу удалось очень точное прочтение повести Бориса Васильева. И нельзя не прочувствовать, сколько душевных сил создателей вложено в эту серьезнейшую, пронзительную, жесткую, честную работу о войне и любви. В эпилоге повести есть такие строки: «А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы…» Такие же чистые слезы стоят в глазах зрителей в конце каждого спектакля.

Может, этих слез нынешним школьникам и не хватает, чтобы хотя бы на краткое время спектакля почувствовать чужую боль и трагедию человека, для которого реальностью стало такое привычное сегодня и… такое страшное слово война.

Маргарита Груздева