Выпуск № 6
Март-Апрель 2010 г.
ЗАКУЛИСЬЕ
Да будет свет!
 

Они не чародеи, но зажигают солнце и звезды, мечут молнии и разжигают костры. Не метеорологи, но точно знают, когда начнется снегопад. Не военные, но используют в работе «пистолеты» и «пушки». Не электрики, но с электричеством на «ты». Они – осветители. Без них спектакли если бы и не проходили в кромешной тьме, то уж точно потеряли бы то самое ощущение тайны, которое делает возможным участие в спектакле света.
С профессией осветителя нас знакомит заведующая осветительским цехом РАМТа Ольга Александровна Наумова.

В детстве она часто бывала в театре. И если одни ощущали волшебную силу искусства через игру актеров, другие – через режиссерские находки и нестандартные решения сценографов, то для Оли она таилась в игре света. Поэтому по окончании школы вопрос, чем заниматься, перед ней не стоял. Она поступила сразу на второй курс ТХТУ (сегодня – Театрально-художественный технический колледж  № 60– прим.  ред.), где, проучившись 3,5 года, получила квалификацию «мастер по свету». И сразу по распределению попала в Центральный детский театр (с 1992 года – РАМТ – прим. ред.).

Ольга Александровна Наумова – одна из старожилов театра – бессменно трудится в осветительском цехе РАМТа в течение 31 года, 7 из которых заведует всем театральным светом.

Сегодня свет на сцену РАМТа в буквальном смысле слова несут 12 осветителей. Но сказать «на сцену» - значит, ничего не сказать. Потому что в действительности им приходится обслуживать три сценические площадки – Большую, Маленькую сцены и Черную комнату.

Сколько секретов хранится над сценой – и декорации, и задники, и целый арсенал световой аппаратуры

История театрального света ведет уходят корнями во времена античного театра, когда солнце являлось естественным участником представления, а ночью факелы освещали сцену. Изобретение осветительных приборов предполагало и их неизменное появление на подмостках. Чего только не перебывало с тех пор в подручных у театрального действия: и масляные светильники, и коптящие сальные свечи, и газовые горелки. Лишь в XVII веке появились первые прототипы нынешних театральных осветительных приборов – масляные лампы Иосифа Фуртенбаха. Они были снабжены отражателями и позволили отделить освещение зала от сценического. Более того, немецкий архитектор придумал «облачный ящик», сделавший возможным применение световых эффектов.
С появлением лампы накаливания началась новая эра в развитии театрального освещения. И хоть первые дуговые лампы, используемые в качестве прожектора, шумели и мигали, они заняли прочное место в театре и стали прародителями современной осветительной техники, которой в нынешнем театре – немыслимое разнообразие.

Но не будем забегать вперед, и для начала расскажем о том, с чего начинается работа по световому оформлению спектакля.

Важная миссия – художник по свету

Чтобы выбрать нужный световой фильтр, осветители пользуются палитрой

Если на протяжении многих лет осветительная бригада театра справлялась с разработкой световой концепции спектаклей самостоятельно, то теперь эту роль доверяют художнику по свету.

Первый спектакль РАМТа, вышедший при помощи художника по свету, был «Марсианские хроники» (1999 год), а сегодня театр работает уже с четырьмя специалистами в этой области.

«У каждого художника по свету – свое видение светового оформления спектакля, свой стиль, - говорит Ольга Александровна. – Поэтому художники должны быть разные, чтобы и постановки были не похожи друг на друга».

Световая партитура спектакля

Художник по свету присутствует на репетициях спектакля и разрабатывает в соответствии с художественным замыслом постановщика световую партитуру – своего рода световой сценарий. В нем указывается, когда и как по ходу действия должны включаться и выключаться те или иные осветительные приборы. Он выпускает премьеру, и его работа считается завершенной. Функции же светового сопровождения спектакля ложатся на плечи осветителей.

Раек – место дислокации осветителей

Осветители прочно обосновались на втором ярусе. В самом его центре расположена регуляторная, откуда ведутся спектакли, проходящие на Большой сцене.

Наверное, невозможно себе представить, что еще лет 40 тому назад осветители сидели… под сценой. Они не могли видеть происходящего действия и меняли заранее выставленный свет, реагируя на реплики артистов.

Световое решение в ту пору вряд ли имело столь большую роль в создании настроения спектакля, его атмосферы, и уж вряд ли могло выполнять сложные задачи, поставленные художником. Да и осветительных приборов было всего ничего – они занимали лишь 2 ложи первого яруса. Сегодня осветителям отдан весь второй ярус театра (самый верхний, соседствующий с ложами парадиза – «райком»), да и первый заметно потеснился, освободив место для театральных прожекторов.

У каждого из 598 приборов свой номер и свой персональный выключатель

Сегодня на службе в РАМТе – 598 приборов! Их мощность – от 0,5 до 2 киловатт. Как правило, одновременно работают не более половины, но иногда бывают задействованы и все сразу! Представляете, сколько электроэнергии за вечер потребляет театр?!

Диммерная – это не только мощно, это еще и красиво…

А что случится с предохранителями в вашей квартире, если хотя бы один такой прибор вы включите в розетку? Ну, разумеется, театральные прожекторы в розетки не включаются. Все осветительные приборы театра питаются от основной силовой установки – диммера, соединенного с внешним источником энергии. В диммерной комнате установлены шкафы, распределяющие энергию по конкретным потребителям. Каждый день, приходя на работу, Ольга Александровна включает их, а уходя – выключает.

Второй ярус в полном вооружении

В чем же еще состоит обязанность осветителей? Перед проведением спектакля они должны проверить исправность и правильно выставить направление всех задействованных в спектакле приборов. А затем занять рабочие места в зале и за кулисами, если их присутствие во время спектакля там требуется.
А вот если во время представления произошла авария и перегорела лампа, то быстро заменить ее не удастся. Прикоснувшись к только что погасшему прожектору, можно получить серьезный ожог. И потому, пока он остывает, осветитель, находящийся за пультом и ведущий спектакль, должен придумать выход из ситуации, задействовав другие осветительные приборы.

Узнаете канделябры из «Думайте о нас»?

А вот уже после спектакля будет возможность все починить и подремонтировать. И не только лампы и прожекторы, но и другие электроприборы, за которые цех тоже в ответе. А вы думаете, кто же запускает снег или ветер, или зажигает волшебные канделябры на «Думайте о нас»? Стоп, ни о каких снег-машинах и вентиляторах здесь речи не будет. Ну должно же найтись в театре место и чуду!

Какое же оборудование применяется в работе осветителей РАМТа?

Осветительный прибор в центре– та самая «пушка». Для того чтобы управлять ею «водящему» требуется немало физических сил

Для освещения актера на сцене служит линзовый театральный прожектор. Круглый луч, получающийся при работе этого прибора, можно сделать шире или уже, передвигая лампу вдоль оптической оси веред или назад. А вот если вы хотите следить за актером при помощи света, вам придется использовать другой аппарат. Да еще и приставить к нему человека – «водящего». Некоторое время назад для этой цели применялись «пистолеты». Мощность они имели небольшую – всего лишь 250 ватт. И потому на смену им пришла более тяжелая артиллерия – следящие прожекторы или «пушки».
В спектакле «Алые паруса» применяются целых шесть таких «пушек». Их работу можно также наблюдать на «Самоубийце» во время интермедий.

Парабалайзер или прожектор «PAR» с лампой-фарой дает контровой свет и применяется для освещения декораций, задника, «заливки» сцены.
Кстати, с появлением в театре все новых и новых постановок, совершенствуются и световые решения спектаклей, а в арсенале осветителей появляются технические новинки. Так, для спектакля «Доказательство» были закуплены длинные прямоугольные люминисцентные лампы, которые устанавливаются на полу позади задника и «заливают» его фон – небо над городом. Эти лампы делают освещение более ровным и более похожим на естественное. А свет – одним из героев спектакля.

Так выглядят фильтр «гобо» и световой фильтр

При помощи прожекторов с профилированием луча, снабженного шторками, создается архитектурный свет. Его можно «резать», расширяя и сужая луч, «строить» при его помощи различные световые фигуры. Металлические или стеклянные фильтры «гобо» с прорезанным на них рисунком позволяют получать различные изображения: в виде решетки, листьев, звездочек, деревьев и т.п. (работу этих фильтров можно увидеть в спектаклях «Берег утопии», «Эраст Фандорин», «Думайте о нас» и других). Световые фильтры в виде цветных пленок окрашивают свет в нужный тон. Так, благодаря им, в том же спектакле «Доказательство» задник-небо может быть ясным летним и хмурым осенним, легким утренним и насыщенным предзакатным.

О, пульт! Ты – мир!

Конечно, управлять таким большим оркестром световой аппаратуры должен один человек. Он-то и занимает каждый вечер место перед рабочим пультом, усаживаясь на высоченном стуле, напоминающем трон. «Удобно на таком?» - спрашиваем Ольгу Александровну. «Еще как! Ведь мы с вами под самым потолком, и чтобы видеть действие спектакля через окно, нужно высоко сидеть!»

Регуляторная, из которой ведется управление светом, находится и впрямь выше всего в театре – в самом центре второго яруса. Место это удобное – с него видно не только сцену, но и расположение всех осветительных приборов, размещенных в зале. Однако жаркое – ведь все тепло от аппаратуры по законам физики поднимается наверх. А значит, вести спектакль – не только ответственность, но еще и испытание!

Через окно регуляторной видно не только сцену, но и осветительные приборы в зале

Рабочее место «главного» осветителя снабжено компьютером. Когда партитура спектакля готова, на него записываются световые решения каждой сцены спектакля. Количество задействованных приборов, уровень яркости – все эти данные вводятся в компьютерную память.

После того, как на световой репетиции направленность аппаратуры будет выверена, управление светом переведут на пульт, с которого, пользуясь «электронным сценарием», будет можно запускать готовые световые «картинки» на каждую сцену спектакля.

Здесь хранятся «световые картинки» всех спектаклей РАМТа

Современным пультам не страшно внезапное отключение электричества: выполняя функцию своего рода блока бесперебойного питания, они могут «держать» последнюю световую картинку до пяти минут. А на случай непредвиденного сбоя (техника есть техника) в регуляторной есть второй пульт, который всегда работает во время спектакля. Если главный пульт даст сбой, осветитель перейдет за другой.

Мобильный пульт – для проведения спектаклей в маленьком формате

А что, если спектакль идет в малом формате? Тогда осветители берут более легкий – и, стало быть, более мобильный – пульт и дислоцируются на другой площадке. Обычно они занимают место позади последнего зрительского ряда – на возвышении – чтобы не мешать зрителям и одновременно видеть всю сцену.

Вместо эпилога

Запомните: световой фильтр «Алых парусов» числится в палитре под номером 26

За последние годы в театре изменилось не только количество осветительных приборов. С приходом в 1980 году художественного руководителя Алексея Бородина и главного художника Станислава Бенедиктова работа со светом стала более интересной и насыщенной. И даже продолжает «набирать обороты». Понаблюдайте за спектаклями РАМТа и вы увидите потрясающие «световые» находки: дьявольскую силу в «Портрете», морскую стихию в «Алых парусах», смерть Гали Четвертак в «А зори здесь тихие»… и еще много-много других, позволяющих утверждать, что свет сегодня одно из главных действующих лиц рамтовских постановок.

Ольга Бигильдинская
Сергей Смирнов

p.s. Театр – место не прибыльное. Но оно всегда нуждается в преданных ему специалистах. И потому в РАМТе всегда рады, если в коллектив вливаются профессионалы.

Специальность светотехника сегодня можно получить в Театрально-художественном техническом колледже № 60.

Специальность художника-технолога по свету можно получить на постановочном факультете школы-студии МХАТ.

Посмотреть фоторепортаж