Выпуск № 4 Январь 2010 г.
В ТЕАТР С УЧЕНИКАМИ
«Том – ребенок, но при этом уже личность»: смотрим и обсуждаем «Приключения Тома Сойера»
 

Рубрика «В театр с учениками» придумана для тех педагогов, поход в театр для которых не является служебной обязанностью. Ее герои и адресаты – люди неравнодушные, Учителя с большой буквы, умеющие заражать любовью, восхищаться, делиться с детьми своими открытиями. Вместе с ними мы совершим множество виртуальных походов в РАМТ и поговорим о просмотренных спектаклях.

Среди спектаклей РАМТа есть один особенный – долгожитель.  «Приключения Тома Сойера» в постановке американского режиссера Джона Крэнни. Он поставлен в 1989 году, и за прошедшие годы самые разные актеры театра смогли примерить на себя образы героев Марка Твена.
А дети, видевшие премьеру, успели стать взрослыми и уже приводят на «Приключения» своих детей. Несмотря на столь почтенный возраст, спектакль не стареет и по-прежнему полон веселья, жизнерадостности и оптимизма. Да иначе и быть не может, ведь он, как и книга, о беззаботном мире детства, когда все дороги открыты, все замыслы достижимы, и мир вокруг видится бесконечно таинственным, увлекательным и расцвеченным всеми цветами радуги.

Твен не раз задумывал продолжение книги но, как только доходило до необходимости изобразить Тома повзрослевшим, перо опускалось. Потому-то Сойер навсегда и остался мальчишкой, пламенным романтиком и отчаянным выдумщиком из маленького американского городка. Сколько уже сменилось читательских поколений, а Том и его верный друг Гек не состарились ни на год.

Популярность книги Марка Твена и ее персонажей огромна. Совсем не часто воздвигаются памятники литературным героям – вымышленным, никогда не жившим людям, рожденным одной творческой мыслью писателя. А вот памятник Тому Сойеру и Гекельбери Финну есть! Он появился на родине писателя - в маленьком американском городке Ганнибале. По одному из холмов, спускающемуся к Миссисипи, вот уже много лет идут, оживленно разговаривая,  два мальчика. Идут в раскинувшийся перед ними заманчивый мир, полный чудес и приключений.

Об этой истории Твена говорят, что она - для юных читателей всех возрастов. Наверное, потому, что детство – это то место, куда каждому неизменно хочется вернуться. Хотя бы, на время, благодаря пахнущим детством страницам, или удивительному волшебству театра.

О спектакле РАМТа «Приключения Тома Сойера» наш разговор с учителями школы № 1213 - учителем физики Августиной Викторовной Милениной и учителем английского языка Людмилой Леонидовной Кругликовой.

- Что в этом спектакле особенно интересно и близко детям?

Людмила Кругликова с учениками

Л.Л. Кругликова: Сам сюжет очень увлекательный. К тому же детям близки  персонажи, которые могут превращать серую будничную действительность в жизнь, полную приключений, могут поворачивать к себе занимательной стороной каждый предмет. Герои спектакля, как и самой книги Марка Твена, – жизнелюбы и оптимисты.

Сейчас с появлением компьютера и Интернета в жизни детей, к сожалению, не так много пространства для воображения и фантазии. А все же наверняка все в детстве хотят настоящих приключений. И спектакль дает возможность вместе с его героями побывать в запутанных ситуациях, постараться найти из них выход, почувствовать, как жизнь по своей природе может быть чудесной и увлекательной.

А.В. Миленина:  Важно и то, что взрослым актерам удается убедительно создавать образы детей на сцене, в их игре все очень искренне, создается ощущение, что самим актерам доставляет удовольствие окунуться в детство на время спектакля.

 
 

- В каком возрасте дети лучше всего воспримут эту историю?

А.В. Миленина: Думаю, самый подходящий возраст зрителей - это 8-12 лет, герои Марка Твена их ровесники.

Л.Л. Кругликова: А я считаю, что спектакль рассчитан на разную аудиторию, не только детскую, но и взрослую. Ведь книгу «Приключения Тома Сойера» можно перечитывать в разном возрасте и всегда находить что-то новое для себя. Поэтому спектакль может быть интересен и детям, и их родителям.

- Передает ли постановка дух и содержание самой книги?

Л.Л. Кругликова: Да, передает. В спектакле очень важны юмористические моменты, изображение бытовых сцен, костюмы героев, созданные образы, все это переносит зрителей в 40-е годы 19 века в американский городок на реке Миссисипи.

А.В. Миленина: Интересно режиссерское решение вывести на сцену в качестве героя  самого Марка Твена, который и ведет действие, периодически обращается к другим персонажам спектакля.
А наиболее интересными мне показались две сцены: покраска забора и сцена в пещере. Во время них дети особенно вовлекаются в происходящее.

- Какие серьезные темы могут усвоить дети из этого спектакля?

Л.Л. Кругликова: Спектакль учит тому, как важно быть честным, находчивым и помогать в беде друг другу.

А.В. Миленина: Это темы дружбы и честности, нравственности, и доброты, чувства товарищества.
Главный герой добр и чуток к чужой беде, и в этом может быть примером для детей. Здесь важны и те сцены, где Том защищает Беки от розги учителя, когда, отбросив страх, выступает на суде, защищая невиновного человека, которому грозит казнь. Том – ребенок, но при этом уже личность.

- Насколько, на ваш взгляд, важно в спектакле музыкальное оформление?

А.В. Миленина:  Я считаю, что в детских спектаклях всегда важна музыка.  В данном случае музыкальное оформление позволяет лучше понять и почувствовать культуру страны, в которой происходят события. Поэтому стилизованная народная американская музыка безусловно создает определенную атмосферу спектакля.

- Может ли спектакль подтолкнуть детей прочитать книгу Марка Твена, если они не читали ее раньше?

А.В. Миленина: Конечно, может. 

Л.Л. Кругликова: Мой сын, когда пришел домой из театра, сразу нашел эту книгу и прочитал от корки до корки. До этого он начинал читать «Приключения Тома Сойера», но в какой-то момент бросил, не дойдя до финала. А после спектакля у него снова возник интерес к этому произведению, что очень важно.

Маргарита Груздева


 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки