РАМТограф. Страсти в квадрате на спектакле «Красное и черное»
 
Выпуск № 4 Январь 2010 г.
НА СПЕКТАКЛЬ!
Страсти в квадрате на спектакле «Красное и черное»
 

Дело не в том, чтобы научиться рисовать,
а в том, чтобы научиться мыслить.
Стендаль

Спектакль РАМТа «Красное и черное» - не изящно-кринолиновая постановка романа Стендаля. Это погружение не столько в другую эпоху, сколько в иное художественное пространство, полное игры цветов, перемешанных красок, условности, воображения и реальности. «Править бал» будет загадочный художник Мале (Алексей Блохин). В его руках -  палитра всего из двух цветов: красного и черного. Но их хватит для яркой картины, где искусство станет отражением жизни.

Художник Мале – Антон Шагин, Жюльен Сорель – Денис Баландин

Художник своевольно смывает почти всю политическую линию романа Стендаля, он тщательно вырисовывает историю чувств, нравов и роковых ошибок героев.
Мале в спектакле - не только художник. Он отражение. Его нет, и он есть. Он скрещивает шпаги и переплетает жизни. Он внутренний голос главного героя и острый на язык наблюдатель. Мале внимательно прислушивается к каждому слову героев, а может, знает все наперед. Он мудрец, изрекающий  афоризмы, которые  на протяжении веков ценят за красоту слова и мысли.

В начале спектакля еще светит солнце, герои  в светлых костюмах, и страсти пока не оставили следов на симметричном платье госпожи де Реналь (Нелли Уварова). В центре сцены в стене декорации мы видим стеклянный квадрат: на нем можно нарисовать все, какую угодно судьбу. Художник взмахивает кистью, и первый алый штрих появляется на прозрачном полотне.

Красный цвет у Стендаля — это пыл и кровь, восторг и ужас, жизнь и смерть,  огонь и борьба, преступление и страсть, которая думает только о себе.

Жюльен Сорель – Денис Баландин

Только о себе думает главный герой Жюльен Сорель (Денис Баландин). Он сын плотника, и потому его врожденное благородство ничего не значит без социального статуса и состояния. Он талантлив и амбициозен - честолюбец, мечтающий занять свое место под солнцем. Он азартный игрок, бросающий вызов судьбе. Его кумир - Наполеон.

Жюльен Сорель в исполнении Дениса Баландина, наверное, идеальное попадание в образ. Мы видим все перемешанные оттенки натуры героя:  болезненное тщеславие, холодность, точный расчет и в то же время романтизм, смелость, обуревающие его страсти.

В одном из своих интервью Денис сказал, что самым сложным в работе над ролью было полностью уйти от образа князя Мышкина (спектакль «Идиот»).  Действительно, эти два характера абсолютно противоположны по своей сути. И все же общее начало у этих ролей есть - это глубокий психологизм характеров. Интересно и то, что  сыгравший Сореля в знаменитой киноэкранизации «Красного и черного»  Жерар Филипп до съемок в «Красном и черном»  был известен ролью князя Мышкина в фильме по роману Достоевского.

Стендаль: «Страсти нельзя увидеть непосредственно глазами, как например, пожар или погребальные игры. Видны только их проявления... Их можно найти в собственном своем сердце».

Сцена из спектакля

На прозрачном квадрате все отчетливее видны густые, липкие мазки.  И вот уже на когда-то белых одеждах госпожи де Реналь - алые штрихи. От сцены к сцене они расплываются по платью, кровоточа из области сердца. Ведь в нем поселилась внезапная и запретная любовь к Сорелю. А еще поселились муки совести, но им не тягаться по силе своей со страстью до дрожащей хрипоты в голосе. Когда сама атмосфера напряженно пульсирует неслышным биением сердца. Жюльен намеренно влюбляет в себя Луизу де Реналь.  И только Мале  знает, что все рассчитать невозможно.

 

 
 

Сцена все больше пылает то ли зарей проснувшихся чувств Луизы, то ли закатом перед ночью свидания. А утром случится настоящий пожар по соседству. Муж Луизы (Виктор Цымбал) увидит только его, но не заметит опасного огня в собственном доме.

К концу первого действия на сцене окончательно воцаряется красный цвет. В этом пространстве уже нет ни солнечного, ни лунного света, ни дня, ни ночи, есть только красное. И Мале закрашивает свой красный квадрат.

Жюль Ренар: "Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания".

Матильда, дочь маркиза де ля Моля – Анна Ковалева

Сорель попадает в Париж. Уже сам этот факт кружит ему голову. Здесь  везде правят ложь и интриги. Но Жюльен  готов к таким правилам игры. Художник по эту сторону «холста» кладет на свое полотно первые черные тени. Черный мрак заблуждений обволакивает героя все сильнее. Ему уже ничего не стоит забыть Луизу, если на кону связь с дочерью маркиза, аристократкой Матильдой (Анна Ковалева). В конце концов:  «Любовь - это глупость, совершаемая вдвоем», - Наполеон Бонапарт.

Эту глупость Сорель  использует для получения большей выгоды. Матильда умна, необычна, любит шокировать окружающих. Связь с бедным простолюдином, но с истинной личностью, толкает ее на безумства. Матильду не тревожит, что на карте - вся ее жизнь. И все же чувства ее - только каприз и фантазии.

Госпожа де Реналь – Нелли Уварова, Жюльен Сорель – Денис Баландин

Резкими мазками заканчивает Мале очередную вечную драму, когда все настоящее открывается слишком поздно. Лишь когда Жюльен понимает, что навсегда теряет Луизу, он осознает, что любит ее больше жизни. Но уже нет пути назад. Герой сам вынес приговор любви. Стендаль писал: «В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь».  Но герои забыли об этом.

Тернист был короткий путь, темны оказались пути любви, мрачен черный цвет, окрасивший одежду и  все вокруг. Но в спектакле сохраняется дух романа, завершающегося победой героя над самим собой и торжеством любви, трагической и светлой одновременно.

А закрашенный художником черный квадрат становится фоном заключительной картины. Жюльен и Луиза  словно оказываются  внутри него, но на черных одеждах все же просвечивается красным чувство, которому уже не страшно ничего.

Недаром Мале, подводя итог, произносит слова  арабского философа девятого века: «Не пытайтесь найти логику во времени. Во времени логики нет. Времени, как такового вообще не существует. На свете существуют только две вещи – это любовь и любовь».

Маргарита Груздева

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки