| 
      
        |  Справка: Алексей Блохин
 В 1978 году заканчивает ГИТИС  и поступает в РАМТ.
 Играет в 16 спектаклях  текущего репертуара.
 Режиссер спектаклей  «Незнайка-путешественник» и «Волшебник изумрудного города».
 Преподает на курсе А.Бородина  в РАТИ.
 Снимается в кино.
 Заслуженный артист России,  лауреат Премии Москвы.
 Алексей Анатольевич – человек нестандартный. Вот стандарт  нашей интернет-полосы к нему тоже ну никак не подошел. Интервью идет «в печать»  почти без купюр. Без купюр и даже без какой-то правильно выстроенной структуры,  потому что с Алексеем Блохиным интересно говорить обо всем. Но оговоримся, что  вопросы обсудили не все – оттого, что времени на «просто посидеть-поговорить»,  как всегда, недостает. Со спектакля – на репетицию, с репетиции – на занятия со  студентами – и так по кругу. Но тот кусочек жизни, который Алексей Анатольевич  нам щедро подарил, рассказывая о своем мореходном детстве, о внезапном  актерском выборе, о Хеллоуине, любимых ролях и кварках, он оказался воистину огромен.  Читайте – и наслаждайтесь!  
            
              |  |  
              | В спектакле «Золушка», Король. Сцена из спектакля
 |  – У Вас уже был сегодня спектакль, и еще целый день  впереди. А есть какие-то способы отдохнуть и привести себя в порядок?– Не хочется начинать с  каких-то высокопарных фраз. Но в какой-то книжке написано: «Если ты на самом  деле что-то любишь, отдай этому всего себя, и не заботься об остальном». Вы  думаете, я занимаюсь каким-то тренингом? Никаким тренингом я не занимаюсь. Просто  мне интересно это дело.
 Знаете, однажды у Мартинсона  спросили, а ему было 90 с лишним лет: «А как Вам удалось до такого возраста  дожить?»  В общем, он сказал, что, во-первых,  никогда не делал утренней гимнастики, всегда питался в общественных столовых или  ресторанах. И, в-третьих, он никогда не забывал, что, помимо прекрасной жены,  есть масса прекрасных замечательных женщин.
 Знаете, иногда люди говорят:  «Вот, мы зарабатываем деньги, надо же на что-то копить». А я еще в детстве  понял, что деньги надо тратить! Меня еще папа учил, что деньги – это мусор, надо  расставаться с ними, совершенно не жалея, – и тогда они будут прибавляться. Так  же и с силами, которых тогда хватает на много.
 – А когда Вы находитесь в публичных местах, или в  общественном транспорте, в метро, например, Вы закрываетесь от людей? 
            
              |  |  
              | В  театральном капустнике |  – Такого, чтоб я совсем  закрывался, нет. Хотя я пытаюсь беречь себя от толпы, особенно если эта толпа  очень негативная. Тут на днях был Хэллоуин – я не очень понимаю это, хотя я не  очень консервативных взглядов, и ни в коей мере не славянофил, но что это за  праздник? Что он дает? Так вот, в такие вот многолюдные дни, допустим, в метро,  приходится немножечко закрываться  – непонятный  шум непонятно по какому поводу меня пугает. А так, вообще, я, как человек очень  одинокий, открыт и готов к общению. Если кто-то со мной заговорит, даже если  это не очень вонючий бомж, я готов с ним побеседовать, потому что у меня  дефицит общения, несмотря на профессию. Это тоже парадокс. Казалось бы, такая  профессия публичная, и, тем не менее, столько спектаклей, столько репетиций,  что все на ходу, на бегу, а так, чтобы посидеть – я имею в виду не обязательно  застолье – а просто посидеть и пообщаться   – это же очень редко случается. 
            
              |  |  
              | В спектакле «А зори здесь тихие…»,
                Васков.
 Сцена из спектакля
 |  Тут Аня Ковалева – одна из  моих любимых учениц – как-то говорит мне: «Почему Вы всех держите на  расстоянии, почему никого не подпускаете?» Я удивился. Но я и на самом деле не  подпускаю. Есть какая-то запретная зона. My own. Знаете? И туда нельзя вторгаться не потому, что там  что-то ценное, а потому что… я берегу других. Зачем? Вы все равно не поймете!  Там другой язык, другие картинки. Мы же не пытаемся бурить нашу матушку Землю,  хотя и бурим ее в поисках нефти, но мы не пытаемся дойти до самого ядра. А  говорят, что оно состоит из жидкого изумруда… Я и так очень много отдаю. Я из  тех, которые отдают. Пожалуйста, пользуйтесь! Моим счастьем, моим юмором,  моими, не побоюсь этого слова, способностями. Отдаю практически бесплатно,  потому что то, что нам платят, это по большому счету смешно.  – Ну а, возвращаясь к теме толпы, может быть, людям  просто хочется поиграть в Хэллоуин? 
            
              |  |  
              | На трибунах во время турнира по футболу «Кубка  Маргариты Эскиной»
 среди  московских театров
 |  – Да, поэтому я и не  заморачиваюсь по их поводу. Эта действительность такая скучная, всюду деньги,  деньги, деньги… я бы сам, если б мне было поменьше лет, может, и надел бы… Хотя  Вы, наверное, в курсе, что мы болельщики нашей футбольной команды. Мы же там  тоже наряжаемся и со страстью барабаним в барабаны. И я с удовольствием снова  пойду на игру То, что люди наряжаются, –  это прекрасно. Для них это случается раз в год, поэтому это классно. А мы эти  переодевалки видим каждый день или несколько раз на дню, и поэтому вечером,  после рабочего дня, когда  ты напереодевался, и видишь все  это еще и в метро… немножечко побешивает. Поэтому пусть не обижаются на меня  поклонники Хэллоуина.
 – А когда Вы играете сэра де Кэнтервиля и переодеватесь,  Вам это приносит удовольствие, или это уже работа? 
            
              |  |  
              | В спектакле «Чисто английское привидение»,
 Сэр Симон де Кэнтервиль
 |  – Нет, мне это приносит  удовольствие. Тут другая проблема. Сейчас ноябрь наступил, депрессивный месяц.  И когда поток работы, и ты не успел восстановиться ночью, а тебе надо смешить  идти... Надо видеть меня за кулисами, когда я сижу там до начала. Мне надо  лезть на эту штуку и ходить там перед спектаклем. И я сижу, а мне совсем не  весело. Такой, знаете, клоун: мне надо идти смешить, но можно я еще две минуты  попечалюсь, потому что мне плохо? Но, знаете, в такие моменты даже лучше бывает  спектакль, потому что приходится себя вытягивать за волосы, как Мюнгхаузен себя  за волосы из болота вытягивал. И там я уже занимаюсь не только зрителем, а еще  самим собой, каким-то психотренингом. Я сам себя смешу. От этого юмор  получается какой-то объемный. Это очень интересный процесс. Мне же не хочется  сидеть тут таким упадшим, увядшим, в депрессии. И я себе: иди, сволочь, иди,  собака, ну-ка, давай иди смеши! Или «иди ломай своего Шекспира!» И это дает  какой-то кураж. И так потихоньку – русский долго запрягает, но быстро ездит –  начинаешь себя разогревать. Сначала мрачные шутки, потом посветлее, потом снова  мрачные, но уже искрометные какие-то, и пошла, и пошла работа. И ты снова  веришь в жизнь, веришь в счастье, и приходит кураж, и ты начинаешь смешить. И  ты получаешь удовольствие, не от себя, понимаете, а от того, что ты порадовал.  И можно потом себе сказать: ничего, молодец, собака. Понимаете? Вроде бы  сначала казалось, что вообще невозможно ничего сделать, а все-таки что-то  сделалось. Жив, жив курилка! Да. Это трудная работа. И как раз неудачные бывают  спектакли, такая поденка, такой слепок, такая штамповка, когда я вдруг в  хорошем настроении. И кажется: все, сейчас я легко взлечу, наберу высоту, пролечу  на этом хорошем настроении, – ан нет, а надо трудиться. Бывает, видите как  по-разному. А вот ты в трагическом настроении, и летит спектакль, потому что  там есть сражение – сражение с самим собой, конфликт – и в этом конфликте искры  высекаются.Надо трудиться, тем более,  что юмор – самое сложное. Да не обидятся на меня те, кто играет трагедии, но  комедию играть сложнее, значительно сложнее.
 
            
              |  |  
              | В спектакле «Чисто английское привидение»,
 Сэр Симон де Кэнтервиль
 |  – Алексей Анатольевич, а Вам интересно до сих пор  играть в детских спектаклях?  – Да, знаете, что? Именно в  детских спектаклях мне и нравится играть. Мне нравится не во всех взрослых  спектаклях играть. Я не знаю почему, это эксклюзивно, очень индивидуально.  Когда-то один мой приятель, театровед, меня привел сюда, я был еще студентом  театрального вуза, и когда мы проходили через администратора, он сказал: «Мальчик  вот этот, он у нас учится, родился для вашего театра». Это громкая фраза, но я  родился для детских спектаклей.  – А у Вас есть еще силы скакать вот так? Вы же вон как  скачете! 
            
              |  |  
              | На трибунах во время турнира по футболу «Кубка  Маргариты Эскиной»
 среди  московских театров
 |  – Есть. И к тому же благодаря  этому мне не приходится делать гимнастику. Это помогает мне поддерживать свою  физическую и психическую форму. Если хотите, я так лечусь. Сыграв в детском  спектакле, ну нехорошо так говорить, но ты здоровеешь духом. Вот индейцы  принимали эти мескалитовые штуки, грибы – это потом уже люди сделали ЛСД, а  майя, ацтеки, они же принимали это все два раза в год для оздоровления психики.  А тут очень дешевое лекарство: выйди, сыграй в детском спектакле какого-нибудь  хорошего персонажа, и потом несколько дней хочется жить!  – В детских спектаклях затрагиваются взрослые темы? – Вообще–то говоря, в детских  спектаклях затрагиваются самые настоящие темы. И это я не потому говорю, что я  люблю детские спектакли и я сейчас их защищаю, как всяк кулик свое болото  хвалит. Не в этом дело! Дело в том, что там-то истинные вещи затрагиваются.  Добро, зло. Это взрослые спектакли порой эксплуатируют и конопатят какие-то  темы, на которые вообще не стоит говорить. Это как в «Думайте о нас»: есть  вещи, которые невозможно объяснить, да и объяснять не нужно. 
 
            
              |  |  
              | В спектакле 
                «А зори здесь тихие…», Васков. Рита Осянина – 
                Дарья Семенова
 |  Вот вышел два года назад фильм  «Все умрут, а я останусь» Гай Германики. И все давай упиваться этой темой.  Какие все голые, как пьют, курят, и с каким удовольствием она все это  показывает – да провались оно пропадом, я не хочу про это смотреть! Потому что  я могу вечером выйти в своем районе и увидеть все это – зачем я должен на это в  кино смотреть? Конечно, можно говорить, что эту тему надо поднять в театре. Но  это нужно метафорически, гиперболически показать. Кто-то из великих сказал:  «Театр не зеркало, это увеличительное стекло!»У нас тоже был спектакль про  наркоту – «Между небом и землей жаворонок вьется», где Женька Дворжецкий играл  наркомана. Но там-то не было этого проклятого бытописания, как во «Все умрут, а  я останусь». Это было в каких-то колоссальных формах, с какой-то рок-музыкой  невероятной, там это было доведено до очень серьезного столкновения. Как в  сагах, знаете, на небесах сражаются бог жизни и бог смерти… идиотские слова «бог  жизни» и «бог смерти», но понимаете? Это было произведение искусства на тему, как  нехорошо сидеть на игле. А если мы просто подглядели в женском туалете, где  девочка напилась, как в этом фильме, дешевого вина? И чего? И в конце она  посылает своих родителей. Что, кто-то стал после этого лучше? Ничего подобного!  Воз остается на том же месте. Ничего не изменилось. А про что был вопрос?
 – Про взрослые темы.  
            
              |  |  
              | В спектакле «Принц и нищий», Гендон.
 Принц – Александр Девятьяров
 |  – На самом деле, есть  педиатрия, а потом уже идет взрослая медицина, когда ребенка во сколько-то там  лет переводят во взрослое отделение. В детских спектаклях, это, конечно, очень  упрощенно, но закладывается какая-то тема – как избежать потом взрослых  болезней. Если ребенок правильно воспитан, если он растет в любви, в согласии,  но и улицу он тоже знает, нельзя изолировать от улицы, – когда этот баланс  гармонично соблюден, ему потом будет легче. У него будет мужество бороться с  какими-то вещами, которые встречаются потом у взрослого человека на жизненном  пути. Ему будет легче переносить это. Нельзя называть детские спектакли  прививками, это не так, но все-таки. Если человек окрепший, он входит в жизнь с  правильными координатами… не поймите меня неправильно, я не говорю:  подкованный. Нет, жизнь на него накинется, но ему все-таки полегче будет. Он  будет чуть-чуть больше знать, и перед альтернативой, перед каким-то важным  выбором жизненным он будет соображать лучше. А детские спектакли – это самое  начало жизни. И детям надо ходить на них и видеть, они там крепнут. В детских  спектаклях есть воспитательное, а во взрослых спектаклях воспитательного нет.  Да и не надо. Короче говоря, в детских спектаклях  я люблю играть больше, наверное, потому, что я в них больше понимаю.
 – «Алые паруса» для Вас это детский или взрослый  спектакль? 
            
              |  |  
              | В спектакле «Алые паруса», Эгль. Сцена из спектакля
 |  – Это нечто среднее между  детским и взрослым, такое удачное сочетание. От игры в «Алых парусах» я получаю  удовольствие и думаю, что буду получать, потому что у меня там интересная роль.  Не знаю, насколько она выгодная с точки зрения всего спектакля, но там хороший  текст, он как из детского спектакля. Он, во-первых, романтический, поэтический,  умненький. И он не в лоб, там есть юмор, ирония.  –А Ваш Эгль счастливый человек? – Счастливый… что значит  счастливый?  – Он доволен своей судьбой? Когда спектакль подходит к  концу, нет ли какого-то сожаления у него? Все ли получилось у персонажа? 
            
              |  |  
              | В спектакле «Алые паруса», Эгль. Ассоль – Рамиля Искандер
 |  – Да ведь не ясно еще,  прилетели алые паруса или нет... У нас в одном спектакле была такая фраза: «А  счастье как построено, сразу несчастьем оборачивается. Значит, весь смысл в  том, чтобы строить…». Одному рассказать, что корабль приплыл в пятнадцать  палуб, а другому – что жены ждут своих мужей по пятьдесят лет, и все  возвращаются. Все это иллюзия. Ну а без нее как?..   Театр это ведь тоже сказка,  но мы же в него ходим. Все же прекрасно понимают, что там кулисы, нарисованные  декорации, артисты надевают костюмы, в каких в жизни не ходят, красят себе  лица, наклеивают усы, в оркестровой яме сидят музыканты… Все прекрасно  понимают, и даже некоторые дети это знают. Это обман, иллюзия. И все равно в  него ходят.  Вы спрашиваете, Эгль  счастливый человек? Счастливый, потому что у него есть это дело. Ну конечно, у  него есть прекрасное занятие. У него есть дар так красиво врать. Он еще и себя  этим тешит, когда придумывает эти штуки. Все это очень близко: театр, Эгль и  эти его сказки, – все это то же самое, и все это бесконечно… Он и живет,  наверное, несколько тысяч лет, Эгль. Но мне кажется, что, когда  алые паруса приплывут, Эгль умрет. Он умрет от счастья. От счастья ведь тоже  умирают. Его слова материализовались! Теперь можно и умереть. – В РАМТе ведь был еще спектакль по «Алым парусам»… 
            
              |  |  
              | В спектакле «Алые паруса», Эгль.Ассоль – Рамиля Искандер
 |  – Да, я в нем тоже принимал  участие. Это было лет тридцать назад, он назывался «Предсказание Эгля». Эгля  играл Женька (Евгений Дворжецкий –  прим.ред.), а я Руперта – музыканта. В оркестровой яме сидел оркестр, а мы,  музыканты, нас было пять или шесть человек, пели все песенки. Пели живьем, без микрофонов…В книжке у Александра  Степановича Гриневского есть такой персонаж Циммер – прототип наших музыкантов.  И в той пьесе, которую мы играли, эти музыканты были главные певцы всего. Их  там били жители Каперны, но они все равно пели, и в конце они уплывали с Ассоль.
 Но там, как и в теперешнем  спектакле, тоже странный такой был финал. Декорациями там была огромная морская  помойка рыбацкого поселка, где валяются банки из-под кока-колы, скелетики рыб,  всякие сетки, ящики, бочки… И вот на этой помойке происходило все действие. Из  люков народ вылезал… А потом, за сеткой, начинало светиться море… Алые паруса  так и не появлялись, но Ассоль с Греем уходили куда-то туда, в море… И  музыканты пели очень красивую песню.
 – Когда Вы преподаете в РАТИ, Вы используете на своих  занятиях игру? 
            
              |  |  
              | В театральном капустнике |  – Конечно. На первом курсе  занятия – это вообще игры. Актерские упражнения это всякие детсадовские штучки:  хлопаем в ладоши, прыгаем синхронно, останавливаемся синхронно, поворачиваемся…  их куча, я сейчас не буду все перечислять, этот тренинг ужасно интересный. И  все это игры, отношение к которым очень серьезное. Я часто им говорю: «Вот вы  сейчас делаете это упражнение, а у него двойное дно. Вы сейчас учитесь каким-то  вещам, публичному одиночеству, учитесь перемене психофизического, физического  состояния, перемене отношения к месту действия, перемене отношения к предмету».  С мороза если войти в жару, или из теплой комнаты во влажный лес, или с дождя в  теплое сухое помещение – это все детские игры. Это детские игры с очень  серьезным подтекстом. 
            
              |  |  
              | В театральном капустнике в Доме  актера, 
                с Виктором Панченко. Воспитываем новое поколение  привидений
 |  Потом, на втором курсе,  раздаем им отрывки с текстом, и все равно это игра. Я все время им говорю:  «Давайте определим в этом отрывке, во что играем». Веришь – не веришь, любишь –  не любишь, я полицейский – а ты вор. Понятно, что за столом мы определяем все  очень серьезно, все линии, по Станиславскому Константину Сергеевичу: что я  делаю, для чего я это делаю, в каких предлагаемых обстоятельствах… Но это все  хорошо знать «за столом». Когда выходишь на сцену, хорошо знать, во что играешь. И мы с партнером играем в такую  игру. Я полицейский, хочу, чтобы он признался, а он не признается, я хочу его  расколоть, а он не раскалывается, увиливает. Вот так играем. И от этого нам  веселее. Поэтому, игра, да, присутствует, конечно. – Вы входите в экзаменационную комиссию в РАТИ? – Ну, когда наша мастерская  набирает курс, я должен сидеть на этих турах, поэтому да, вхожу в комиссию. Когда  надо подписывать эти бумажки: пропустить на второй тур, не пропустить, я  вынужден брать эту ответственность на себя. – А Вы принимаете решение, кого взять? – Решения принимает у нас  мастер. Конечно, он советуется с нами, прислушивается, но принимает решение он  сам. У нас такое совещательное право голоса. Я могу сказать: «Этот абитуриент  мне нравится, он хороший, он талантливый, он перспективный», – но окончательное  решение, брать его или не брать, принимает мастер.   – А то, что готовят сейчас абитуриенты, в плане  материала, отличается от того, что готовили Вы, когда поступали? Авторы, тексты?.. – Ой, одно и то же! 
            
              |  |  
              | В спектакле «Берег утопии», Степан Шевырев. Петр Чаадаев –
 Алексей Маслов
 |  – А почему? – Да потому, что еще в  ближайшие сто лет ничего лучше не напишут. Все равно самые лучшие басни у  Крылова. Одни и те же стихи читают. Иногда даже казусы бывают, когда мы слушаем  двадцать раз на дню, как лиса у бедной вороны отобрала кусок сыра, иногда  причем, знаете, в неточных переводах.      |  | 
      
        | Один мальчик, из ближнего зарубежья,  вообще в собственном переложении читал на первом туре. «Однажды вороне повезло.  Шла, шла себе, и вдруг видит: хороший кусок сыра лежит, сулугуни. Она захотела  покушать его. Видит: дерево. Кое-как влезла на дерево, и тут раз, лиса бежит,  рыжий такой лиса…» Вот так. – А у вас в этот момент немая сцена? 
            
              |  |  
              | В спектакле «Волшебник Изумрудного города», Страшила.
 Элли – Нелли Уварова
 |  – Мы сидим умираем от смеха.  Потом говорим: «Минуточку. Вы не могли бы поближе к тексту?» Он говорит: «А  зачем?» – «Ну, тогда до свидания. Приходите завтра»… Это надо снимать на пленку  – или на цифру, потому что пленки не хватит все это снимать. Там такие  персонажи встречаются! А иногда смотришь и думаешь: «Ну наконец-то! Где ж ты  ходил? Ну почему я должен был прослушать пятьдесят человек, чтобы потом пришел  тот, кого Бог поцеловал?» А иногда это так сразу видно! Как человека  переполняет, и он этого скрыть не может. Причем это не зависит от качества  чтения. Он, может, коряво как-то читает, спотыкается где-то, но мы же не на это  смотрим, мы смотрим, как он это  делает. Если он вас заражает, если у него глаза светятся. И он так что-то тебе  рассказывает, может быть, сто раз слышанную уже историю, ту же «Ворону и  лисицу», но он так по-своему это делает, так животрепещет, так он живет в ней…  А ведь это золотой закон сцены: если тебе интересно там, если тебе интересно то, что ты рассказываешь, то нам интересно будет тебя слушать. Как  один и тот же анекдот один человек рассказывает смешно, а другой совсем не  смешно, –точно так же...Так что да, я член экзаменационной комиссии.  – А Вы помните, как сами поступали? – Ой, это целая сказка! У Вас  хватит там места? – Да! 
            
              |  |  
              | В спектакле «Чисто английское привидение»,
 Сэр Симон де Кэнтервиль
 |  – Я всю жизнь мечтал быть  капитаном дальнего плавания. Прямо напротив нашего театра, где сейчас японский  ресторан «Нагасаки», был клуб юных моряков «Бригантина». Я два года туда ходил.  У меня была настоящая форма морская: клеша, тельняшка, бескозырка. Учил все эти  бом-брам-стеньги, то, о чем говорит Юльен Балмусов в спектакле «Чехов-GALA»: «Бом-брам-стеньга, бизань на гитовы, поворот  овертшаг», – и так далее. Потом у меня испортилось зрение. Мне предложили  перейти в радисты – там много факультетов было, это был лучший клуб юных  моряков –  перешел в радисты. Азбука  Морзе, тым-тым-ты-ты-тым, потом мне это быстро надоело, и я перешел на  кораблестроение. И изучал такелаж, как какая мачта называется, как какой парус  называется, как какая клепка называется, что такое киль, ахтерштевень и так  далее. Но однажды моя одноклассница, жена нашего бывшего актера Сергея Серова –  актриса Ирина Аугшкап, меня спросила: «А ты вообще, Леш, кем хочешь быть?»… У  нее отец был артист театра Пушкина, Агрий Робертович Аугшкап, а я в нее влюблен  был.  
            
              |  |  
              | В спектакле «Приглашение на казнь»,
 Библиотекарь
 |  Представьте, мне четырнадцать–пятнадцать лет, возраст Ромео и Джульетты, влюблен,  и она меня спросила. А я же петух по году  петух и по месяцу рыба – «петух на колокольне». «Я? Артистом». Она сказала:  «Правда? Как здорово!» Я ляпнул, а она: «Молодец, как здорово, давай!» Я пошел  домой, ляпнув все это, и вдруг дома подумал: «А ведь я хочу быть артистом!» Во  мне как будто поры открылись после бани. Меня как обожгло: «Боже мой! Боже мой!  Я хочу быть артистом!» Нужен был только повод: я озвучил какое-то свое желание  тайное. Мои родители не имеют к профессии этой никакого отношения. Я озвучил  эту мечту – Боже мой! – и у меня лихоманка началась: я стал ходить искать по  столбам объявления, как вообще это делают, куда податься. И нашел объявление  «Набор в театральную студию». Мне попалась, как сейчас говорят, очень крутая  студия, там много людей знаменитых училось, и я пошел туда, будучи  восьмиклассником, в эту студию. Выучил, что мне там под руку попалось. Да, я  выучил письмо Веры к Печорину из «Героя нашего времени».  – Почему именно письмо Веры? 
            
              |  |  
              | В спектакле «Тень», Министр финансов.
 Первый министр – Виктор Цымбал
 |  – Потому что это жемчужина! Я  листал дома все, и мне показалось, что вот оно. Неважно, мужской это материал  или женский, там слова складывались так, что … а во мне клокотала любовь к  театру, и оно, знаете, как калька – проецировалось на мою любовь к театру. Там  же Вера признается в любви Печорину, в неразделенной. А у меня неразделенная  любовь к театру – потому что театр еще не знает, что я есть. И я, значит,  выучил письмо Веры к Печорину, выучил какие-то стихи, басню, все как  полагалось, притащился туда. Прочитал там все это. Народ долго смеялся, почему  я читаю письмо Веры. Я им как-то объяснил, что не нашел других слов, кроме как  письма Веры, чтобы объясниться в любви к театру. Они сказали: «Неадекватно, но  молодец!» – и взяли меня в эту студию!  И я стал играть. И почти за  три года сыграл столько ролей! Всяких-всяких. И главных, и не главных, в куче  спектаклей. Однажды мама послала тетку, сама она боялась: «Пойди посмотри, что  он там делает». И тетка тайком пришла ко мне на спектакль, посмотрела и сказала  маме: «Сонечка, успокойся. Все он хорошо там делает, мне понравилось». И мама  немножко успокоилась. Потом я закончил школу и пошел потихоньку, тайком,  поступать. Я родителям ничего не говорил.  
            
              |  |  
              | В спектакле «Приглашение на казнь»,
 Библиотекарь.
 Цинциннат – 
                Евгений Редько
 |  Пришел сначала в театральный  институт имени Щепкина на первое прослушивание… Смешно, сам сейчас рассказывал  про то, как поступают... Пришел, значит, в первой десятке. У меня круги перед  глазами… что-то прочел там… вышел, и мне говорят: «Боже мой, ты так читал, ты так читал! Тебя уже точно возьмут!» И я уже стою в коридоре,  уверенный: ну все, меня уже точно берут, мне эти сказали, с кем я читал… Тут  выходят и объявляют, что никто не прошел. Я говорю: «Так, минуточку, девочка, Вы,  наверное, пропустили. Посмотрите еще раз список. Меня должны взять». Она  говорит: «Как фамилия?» – «Блохин». – «Нет, нету такой фамилии. Вас не  пропустили, видите, вычеркнуто». Я вышел. Покурил – я тогда только начинал  курить – возле Щепкинского училища и думаю: «Нет, такого не может быть. Это,  наверное, какая-то канцелярская путаница». Дождался опять эту девушку. Это,  знаете, такое занудство. И говорю: «Посмотрите внимательно!» Продиктовал ей  фамилию по буквам. Она говорит: «Нету Вас! Идите вообще отсюда, я сейчас  охранников позову». Ну, я расстроился, иду домой, по Неглинке, к Цветному  бульвару, иду и вдруг думаю: «Нет! Этого не может быть! Как я сейчас домой  приду?» Хотя дома никто не знает, что я поступаю. Повернулся, быстрым шагом  дошел до Щепкинского училища. Говорю: «Девушка!» Она: «Опять Вы!» Я говорю:  «Ошибка произошла! Я талант. Меня должны были взять». Она говорит: «Идите уже  отсюда, а то я действительно вызову милицию, и Вас выгонят». Ну, я ушел, расплакался,  рыдал дома тайком. 
            
              |  |  
              | В спектакле «Золушка», Король |  На следующий день я пошел в  другое училище, и тут у меня уже все пошло. Тут меня берут, там меня пропускают  сразу на третий тур, там, сям, в ГИТИСе ко мне после второго тура прибежал мой  будущий педагог Левертов Владимир Наумович, и говорит: «Все, сдавай документы и  больше ни-ку-да! Понял, никуда больше, мы тебя сто процентов берем!» И я потом  ходил, гарцевал, в другие институты – шутки для. Меня уже точно берут, и я  просто читал в других там вузах, я прошел на конкурс в Щуке, прошел на конкурс  во ВГИКе, но пошел и сдал документы в ГИТИС. И тут уже все было хорошо.  А когда конкурс был, и я снова  в первой десятке, у меня оторвалась пуговица от пиджачка. И я давай рыдать. Как  же я буду читать? И идет будущий мой педагог, народная артистка СССР Евгения  Николаевна Козырева. Это последняя трагическая актриса России, в театре  Маяковского она играла Медею, Катерину, в кино у нее очень много ролей, это  очень известная актриса. И она идет и говорит мне: «Алешенька, что ты плачешь?»  Я: «Вот, пуговица оторвалась…» Она говорит: «Спокойно, сейчас все будет хорошо»,  – открывает свою дамскую сумочку, вынимает такой мини-наборчик: иголочки,  ниточки. «Вот тебе ниточка, держи, в рот, чтобы не забыл слова», и пришила мне  эту пуговицу. «Иди, не плачь, крошечка, теперь все будет хорошо». И я пошел,  вытер сопли, и читал на конкурсе. Потом меня попросили что-нибудь спеть и  сплясать, и я стал петь «Без женщин жить нельзя на свете», куплеты Бонни из  оперетты «Сильва». Они там все умирали со смеху, потому что я скакал по сцене  как козел, задирал ноги выше головы и пел, что без женщин жить нельзя на свете  никак. И меня приняли, и дальше я учился. Вот так я поступал. – Еще вопросы про спектакли. На «Чехов-GALA», когда идет не Ваш водевиль, а Вы находитесь в это  время на сцене, чем Вы в этот момент занимаетесь? 
            
              |  |  
              | В спектакле «Чехов-GALA», Хирин. Шипучин –
 Алексей Веселкин,
 Татьяна Алексеевна – Рамиля Искандер
 |  – Я, конечно, делаю вид, что  я усердно тружусь, переписываю какие-то документы, но одним глазом я с  удовольствием слежу за партнерами. Как кто сегодня играет, это же ужасно  интересно, и у меня редко есть такая возможность, когда на тебя не падает свет,  ты в тени, но в это время на сцене, и можешь увидеть, как все это выглядит.  Нет, я, конечно, не превращаюсь совсем в зрителя, понятно, что я активный  зритель, но это уникальная такая возможность посмотреть на партнеров. Я там не  скучаю! Правда, я скучаю без курения, но я придумал там одно место, где после  схватки с Мерчуткиной я ухожу и у меня есть три минуты, когда … Как будто мне  нужно… не знаю, в туалетную комнату, чтоб… смочить лоб, остудить свой организм,  или выпить какое-то невероятное лекарство. И там за кулисами я быстро курю и  возвращаюсь, смотрю, как наши играют.  
            
              |  |  
              | В спектакле «Берег утопии», Станислав Ворцель.
 Александр Герцен – Илья Исаев
 |  – А в «Береге утопии» Вам кого больше всех нравится  играть? – Ворцеля, конечно, потому  что там есть что поиграть. В Грановском я ничего особенного не успеваю, тем  более в Шевыреве. Там такие маленькие роли. А Ворцель побольше, там судьбы побольше. И то, что он такой пожилой.  И то, что чахоточный.  – И гордый такой… 
            
              |  |  
              | В спектакле «Берег утопии», Станислав Ворцель.
 Александр Герцен – Илья Исаев,
 Луи Блан – Евгений Редько
 |  – Да. И вообще, то, что он  бросил свое поместье, ведь дети у него, жена, а он тут двадцать лет в изгнании,  и ради чего? Ради свободы Польши? Да гори эта свобода синим пламенем! Ан нет…  Вообще это аномальный тип. Наступил на свою собственную личную жизнь, просто  растоптал ее ради того, чтобы когда-нибудь, через много лет, или столетий,  какая-то заря воссияла в Богом забытой Польше. Это, конечно, удивительно. Это  сравнимо с декабристами, которые вышли на Сенатскую площадь. Ведь у всех есть  дети, у всех свои проблемы – ради чего они туда поперлись? Чтобы когда-нибудь у  нас тут была, понимаете ли, демократия! И потом чтобы их всех обманули, и  сделали революцию, и потом 70 лет было хрен знает что, простите меня, когда  всем пудрили мозги непонятно какими идеалами… А ведь есть только свобода.  «На свете счастья нет, есть лишь покой и воля».  Поэтому и интересно играть Ворцеля, что он выдающаяся личность в этом. И, слава  Богу, что вспомнил его Стоппард, и вообще вспомнили, что был такой дяденька,  который отдал все, чтобы кто-нибудь когда-нибудь...  – Свобода – это личное достижение каждого, или это  связано со страной, с культурой, где мы выросли? 
            
              |  |  
              | В спектакле «Чисто английское привидение»,
 Сэр Симон де Кэнтервиль
 |  – Свобода… Это такое слово  прекрасное. Но что это такое? Я сам до конца не разберусь. Мне хочется быть  свободным, но не в таком примитивном плане, чтобы на все забить: да гори он  синим пламенем, я как хочу, так и ворочу. Все равно у нас куча обязанностей. Если вернуться к тому случаю с «Привидением», когда  мне плохо на душе, у меня депрессия, а мне нужно идти смешить – и я преодолеваю  себя, вот это, как мне кажется, тоже одно из проявлений свободы. Я с собой  справляюсь, и у меня это получается. Это мое  достижение. Я сумел справиться со своей какой-то  внутренней проблемой и вышел на уровень искусства – то есть я освободился. Свобода в том, чтобы восторжествовать  над проблемой какой-то, над действительностью. Не «забить» на действительность,  а восторжествовать, преодолеть что-то. Тогда ты больше похож на свободного  человека. Это сложный вопрос, для него нужно не одну жизнь прожить.
 
 
            
              |  |  
              | В спектакле «Принц и нищий», Гендон.
 Принц – Александр Девятьяров
 |  …Не ставить точки над i, не называть вещи своими именами, когда это не нужно,  или наоборот, называть вещи своими именами – свобода она из стольких вещей  состоит. Не кривить душой, не бояться проявлений себя, не бояться своей  искренности, своего простодушия. Люди ведь часто: «Ой, что подумают!» Мне вот  иногда вообще наплевать, что подумают. Наплевать – это негативно, но я не  ориентируюсь на общественное мнение. Я не читаю статей, рецензий на спектакли.  Я когда-то очень сильно от этого страдал, и когда хвалили, и когда ругали.  Больше хвалили, и я в какой-то момент стал терять форму, мне стало казаться,  что мне вообще все по плечу! А вообще надо голову  иметь самому. Я поэтому не читаю статьи, я отказался практически от телевизора,  потому что меня это зомбирует, на меня это давит, как и на всех, наверное. Я и  так еле-еле справляюсь со своим настроением, а тут мне еще по телевизору  что-нибудь расскажут, и как мне жить? Куда мне деваться после этого? Как быть  свободным? Это как Саша Черный писал: Надо гневно помнить, встав с  постели,
 Что кроты не птицы, а кроты,
 Что на стоптанных, заплеванных панелях
 Никогда не вырастут цветы...
 Надо быть свободным и  победным,
 Надо жадно вить живую нить,
 Чтобы замученным, испуганным  и бледным
 Хоть цветную сказку подарить.
  Свободным и победным – это  моя любимая фраза. Это как, знаете, в «Побеге из Шоушенка» говорится, извините,  что цитатами: «Занимайся жизнью или занимайся смертью». Хочешь быть счастливым  – будь им. Рецепт счастья, понимаете? Начнешь жить – и будешь жить, начнешь  умирать – и умрешь. Тут еще американцы пытались нас этим фильмом «Секрет»  покормить, а мы все это давно знали, все эти секреты. Что как себе скажешь  утром, так у тебя день и пройдет. Если скажешь себе: «Вот, у меня все плохо,  ничего не получается», – ты даешь мозгу такую установку, и все будет плохо. А  если быть свободным и победным: «Я себя плохо чувствую? – Нет, я себя хорошо  чувствую, не дождетесь!» Вы говорите: «Вам не тяжело скакать по сцене в детских  спектаклях?» Нет, не тяжело! А если и тяжело, то это никого не касается! Калеки  не нужны, и те, кто жалуется. Я гвардеец. Гвардейцы – не те, которые у  кардинала, а те, которые умирают, но не сдаются, извините за пафос. Я, может  быть, мечтаю умереть на сцене! Потому и скачу Страшилой в «Волшебнике  изумрудного города».
 
            
              |  |  
              | В спектакле «Чисто английское привидение»,
 Сэр Симон де Кэнтервиль.
 Билетерша – Татьяна Шатилова
 |  Сцена – это зона риска, мы  так и учим студентов. Не только в физическом плане, а вообще, каждый спектакль  – это риск. Вот сегодня ты выбился из спектакля, он может не получиться.  Студенты мои заметили, что я ни один спектакль не играю одинаково. Каждый раз  новые нюансы. Ну, во-первых, я совершенно не помню, как я раньше играл. Нет, я  помню все задачи, куда я живу, в каком направлении, во что я играю, но вот в  этот раз я поставил чашку на этот конец стола, а в следующий – на этот, это мне  совершенно все равно. Главное, чтобы я попал из пункта А в пункт Б, а как я  туда попаду – это уже мое. Мое дело, мое творчество. Понятно, что мы вместе с  режиссером придумали рисунок роли, какие-то дрючки, какие-то гэги, какие-то  краски. Придумали и установили, что я должен попасть из этого пункта сюда. А  вот как я буду двигаться: с какой скоростью, с каким биением сердца, через  какую мизансцену, с какой шуткой, которая вырывается просто внезапно. Идет  спектакль, и если вдруг искра вылетает, это счастье, когда вылетает искра, и  какая-то штука рождается, импровизационная, неожиданная, а если она еще и  удачная, эта импровизация, то это праздник. Вообще, за это и работаем. Конечно,  и за зарплату тоже, но вообще за это. Когда такие штуки получаются, когда из  тебя выскочил момент искусства, когда кварки твои заработали. Знаете, что такое  кварки? – Нет. 
            
              |  |  
              | В спектакле «Чехов-GALA», Хирин. Мерчуткина –
 Татьяна Матюхова
 |  – Микробиологи, нейрохирурги  обнаружили в мозгу человека, помимо всего-всего:  левого полушария, правого, помимо третьего  глаза, – еще есть две штучки, две маленькие блохи там сидят, в голове. Они  назвали их кварки. Кварк зачарованный и кварк мерцающий. Они очень маленькие,  их не видно невооруженным глазом. Эти две штучки отвечают за все искусство в  мозгу человека. За все искусство импровизации. Вот как Ньютону яблоко по башке  стукнуло, и он сказал: «Матерь Божья! Вот он, закон всемирного тяготения!» Ему  это яблоко попало на кварк. – Вы точно знаете, где они находятся? Массажируете их?  – Нет! Кварки нужно  разогревать! Я свято верю в эту идею, хотя это, видимо, алхимия, чернокнижие.  Вот мы капустник придумываем какой-нибудь. Я говорю: «Давайте, ребята, что  угодно, какой угодно бред, – разогреваем кварки». И вдруг вот оно, проскочит  что-то, какая-то сермяга, за которую можно зацепиться. Надо кварки разогревать.  С температурой 36 и 6 ничего не получится. Все свои кварки разогревают  по-своему. Мусоргский в трактирах писал «Хованщину», потом спал там же… Приходится  иногда прибегать к искусственному, когда эти кварки в глубокой спячке  находятся. Я шучу, понятно, но в каждой шутке есть доля шутки. Но кварки надо  разогревать, и тогда какая-то новая мысль у тебя проскочит, а может быть, не  новая, а хорошо забытая старая. Это чтобы не брать слишком много на себя, что  вот я, мол, все придумал. Это не мы все придумали, и даже не греки, и даже не  египтяне. А про кварки обязательно напишите, про них еще не знает никто, кроме  нескольких наших молодых артистов, я им рассказывал…
 Елена Ерохина  |  |