РАМТограф. Курс на жаркие страны!
 
Выпуск № 1 Октябрь 2009 г.
НА СПЕКТАКЛЬ
КУРС НА ЖАРКИЕ СТРАНЫ!
 

Путешествие на спектакль «Приключение капитана Врунгеля»
Режиссер – Борис Гранатов
Художник-постановщик – Степан Зограбян

Потихоньку пробираюсь на свое место в третьем ряду. На соседнем кресле насупленный юноша лет десяти заявляет, что «когда все будут хлопать, он будет свистеть». Из фойе слышится отчаянный призыв построиться парами тем, кто хочет в уборную. Позади меня один разочарованный зритель жалуется другому, что ему место «хуже всех досталось! Темное!» На что его  приятель сочувственно заявляет: «Был бы тут телевизор, скажи?»

Но вот звучит третий звонок, шалости и беседы позабыты – все внимание приковано к тому, что происходит на сцене. А там уже появились наши герои. И не просто появились, но и спорят вовсю. Раздраженный Банкир Крауф (Вячеслав Николаев) яростно вырывает страницы из какой-то книги, комкает их и выбрасывает бумажные «снежки» в зияющую чернотой дыру гигантского спасательного круга. Он, видите ли, не верит в то, что события, описанные в книге Капитана Врунгеля (а это, оказывается, именно она так стремительно тает в его руках), правдивы. Он считает, что все это выдумки, сочиненные под влиянием глупого романтизма! Отважному капитану с говорящей фамилией придется отправиться в кругосветное путешествие, чтобы доказать свою правоту.

Это пари – а, значит, дело чести! Дело чести Капитана Врунгеля (Юрий Григорьев) – вернуться из путешествия и рассказать о нем всю правду, какой бы «романтичной» она не была. Дело чести Банкира Крауфа – помешать этому.

Для осуществления вероломного плана коварный банкир посылает на яхту своего секретаря – беднягу картежника Фукса (Виталий Тимашков), снабжая его при этом всеми возможными вредительскими средствами – сонными порошками, мазями для вывода из строя оборудования, и даже взрывчаткой!

Фукс, конечно, не самый честный человек на свете, но дальше картежных мошенничеств дело у него пока не заходило. Призыв сделать настоящее злодейство вызывает в нем сильнейший внутренний протест. Да и выглядит наш новоявленный моряк довольно жалким – коротенькие рукава и штанины, кругленькое личико с мелкими чертами под грибооразной шляпой, сгорбленная, скособоченная фигурка. Но под влиянием доброты и понимания Капитана Врунгеля Фукс потихонечку оттаивает и даже находит свое призвание – правдиво описывать приключения на яхте. И это дает ему надежду на будущую счастливую и честную жизнь.

Еще одним членом немногочисленной команды Врунгеля стал матрос спасательной шлюпки Лом (Тарас Епифанцев), который ради любви к одной девушке решил сделаться героем. Сильный, храбрый и находчивый, вечно довольный происходящим Лом словно создан для морских путешествий. Еще бы – косая сажень в плечах и настоящие матросские штаны-клеш. Неудивительно, что плавание по бурным волнам земных океанов оказалось для него интереснее, чем плавание по волнам любви с дорогой ему девушкой. И вот он уже готов отправиться еще в какое-нибудь, все равно, какое, путешествие.

Если бы на корабль брали женщин, то, думаю, преданная Госпожа Шпуль (Татьяна Шатилова), экономка Капитана, тоже с удовольствием отправилась бы в плавание. Уж она-то бы как следует позаботилась о капитане-фантезере и «бедных мальчиках». Всюду на корабле мелькало бы ее яркое красное платье, и раздавался бы командный голос, повелевающий выпить чаю или принять Витамин С. Только вот женщине на корабле не место. Наверное, к счастью.

 
 

Все эти разные люди собрались в команду благодаря Капитану Врунгелю. Он, воистину, создает вокруг себя особое пространство. Удивительно, как это ему удается.

Капитан – страшный чудак. У него совсем не героическая походка – животиком вперед, он не стесняется показаться перед матросами в смешном «хвостатом» костюме морского царя. Но при этом Врунгель серьезно воспринимает необычные вещи и находит разумное решение в самых нетривиальных ситуациях. И действительно, кто может похвастаться тем, вмерзал в «ай-ай-айсберг», собирал старшего помощника из двух половинок после взрыва «керосина»  и очищал свое судно от засилья крокодилов, которые ко всему прочему растут не по дням, а по часам? Только Капитан Врунгель. Он по-отечески учит своих подопечных управляться со снастями, рассказывает о морских традициях, при этом незаметно вкладывая в их души понятия о нравственности, доброте, честности. Особенно честности.

Потихоньку поглядываю на своих соседей – смотрят внимательно и совсем не намереваются свистеть. Еще бы, мне самой хочется попасть на «Беду», которая так интересно построена на сцене – огромный спасательный круг, олицетворяющий борта яхты, яркая лестница-рубка с внушительным штурвалом в центре, знамена и флажки, настоящий капитанский рупор. Вся конструкция время от времени поднимается в воздух. По ней, наверное, так здорово лазить и прыгать. Если бы было можно, думаю, вся детская часть зрительного зала оказалась бы на сцене.

И несмотря на то, что оформление спектакля получилось очень ярким, выполнено оно очень изящно и аккуратно. Совсем не аляписто, как это зачастую, к сожалению, случается в детских спектаклях.

На самом деле слово «изящество» можно применить не только к оформлению спектакля, но и ко всему действию в целом. Да, многие герои явно используют клоунские приемы, костюмы и декорации пестрят всеми цветами радуги, в спектакле много громких звуков и спецэффектов. Но всей этой красоты ровно столько, чтобы не выйти за границы хорошего вкуса. Как будто постановочная группа во главе с режиссером мерной ложкой с точностью аптекаря отделяла в каждую сцену выверенное количество шума, гама и пестроты.

Оставшееся пространство спектакля бережно заполняется тонким «морским» юмором и ненавязчивыми рассказами о том, как учить английский алфавит с двух концов, что такое экватор и тропический климат, какими витаминами и процедурами лечить грипп и ангину у кашалота, как правильно вести себя в незнакомых странах, откуда появился Панамский канал. Герои на наших глазах учатся общаться, приходить друг другу на выручку, проявлять смекалку, становятся смелыми и честными. А главное, начинают понимать, жалеть и прощать своих врагов.

Так что юные зрители покидают зрительный зал довольные, просвещенные и вдохновленные на подвиги. Некоторые из них даже сворачивают программки так, чтобы получилась подзорная труба. Кажется, они рассматривают маршруты своих будущих путешествий. Ведь это же так ужасно – прожить всю жизнь и ни разу не сходить в кругосветное плавание!

Мария Рузина

Также в рубрике: «Возвращение сказки».

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки