Выпуск № 7
Май-Июнь 2010 г.
НА СПЕКТАКЛЬ!
«В XIX веке были два по-настоящему великих человека – Наполеон и Элен Келлер»
 

Чудеса иногда случаются,
но над этим приходится
 очень много работать.
Х.Вейцман

Элен – Татьяна Матюхова, Анни Сюлливэн – Елена Галибина

«Сотворившая чудо» – спектакль РАМТа, приносящий не только удовольствие от хорошей режиссуры и актерских работ, но и пробуждающий веру в человеческие возможности, заставляющий зрителя задуматься о том, что для счастья достаточно иметь так мало…  Большинство из нас – люди, способные видеть, слышать, говорить. Так чего же нам вечно не хватает, что мы постоянно ищем? Мы должны, просто обязаны радоваться жизни, быть счастливы.  

Пьеса американского драматурга Уильяма Гибсона (ушел из жизни в 2008 году в возрасте 94 лет), по которой поставлен спектакль, долгие годы с успехом шла на Бродвее и в других театрах мира. На сцене РАМТа ее постановку осуществил Юрий Еремин, создатель двух других рамтовских спектаклей – «Тень» и «Красное и черное», бывший главный режиссер Центрального академического театра Cоветской Армии и Московского театра имени А.Пушкина. Премьера состоялась в 2002 году.

Элен – Татьяна Матюхова

«Сотворившая чудо» – спектакль о девочке Элен Келлер (Татьяна Матюхова), которая в возрасте одного года потеряла практически все способности, которые связывают человека с внешним миром – зрение, слух и дар речи. Она не видит лиц своих родителей, не слышит пения птиц, шороха ветра и стука дождя по крыше. И только посредством обоняния и осязания несчастный ребенок прикасается к жизни. Однако спектакль назван не в честь Элен. Чудо сотворила ее терпеливая наставница Анни Саливан (Елена Галибина), для которой обучение и воспитание Элен становится делом всей ее жизни. Совершенно не имея опыта работы с такими детьми, она очень смело берется за дело. Анни совершает попытку научить свою подопечную специальному языку знаков, придуманному в XVII веке монахами, и пробудить в девочке желание познавать мир.

Игра актрис потрясает. Действия Т.Матюховой настолько правдоподобны, что у зрителя не остается ни тени сомнения в том, что ее героиня слепа: неловкие, «прыгающие» шаги, неуверенные жесты и постоянные попытки ухватиться за воздух вызывают у зрителя и боль, и жалость, и сострадание.

Элен – Татьяна Матюхова, Анни Сюлливэн – Елена Галибина

Столь же реалистично Е.Галибина создает образ Учителя от Бога. Она молода, несколько неуклюжа, сама недавно обрела бесценную способность видеть мир, но обладает талантом настоящего Педагога и горячим желанием вырвать больного ребенка из «лап» слепоты и глухоты, развить его природное любопытство. Зал, затаив дыхание, следит за каждым движением Анни, видит упорство, с которым она идет к достижению своей цели, ее счастливую улыбку, когда Элен делает первые успехи в обучении, и неподдельное отчаяние, когда понимает, что старания были тщетны.

Самоотдача актрис, переходящая в самопожертвование, их душевная теплота, которую они вкладывают в роли, вряд ли кого-то оставят равнодушным.

Вместе с героинями спектакля зритель переживает всю гамму эмоций – от безудержной радости до щемящей душу грусти. Недаром за свою игру Т.Матюхова и Е.Галибина были удостоены премии Международного фонда К.Станиславского «Московская премьера» (2003 г.) и премии Москвы в области литературы и искусства (2004 г.).

Кейт – Ольга Гришова, Вини – Нинель Терновская, Элен – Татьяна Матюхова, Анни Сюлливэн – Елена Галибина, Джеймс – Андрей Сипин

Нельзя не выделить интересную особенность спектакля, отличающую его от других постановок: в начале каждого акта свет в зале в течение нескольких минут оставался непогашенным, а на сцене уже начиналось действие, сопровождаемое негромкими репликами актеров. «Что это? – проносилось по зрительским рядам. – Они что, забыли свет выключить? И почему говорят так тихо?». Я бы назвал это оригинальной режиссерской находкой. Акцентом на том, что эти события не выдуманы, что они происходят где-то рядом с нами, нужно просто оглянуться, сосредоточиться, обратить внимание.

Интересны декорации Валерия Фомина. Узкие, но прочные стойки с навесами, складные стулья, облегченная «дачная» мебель, неприхотливый пейзаж голубого неба и ярких цветов – все это создает правдоподобную обстановку американского загородного дома, где происходит действие.

Элен – Татьяна Матюхова, Анни Сюлливэн – Елена Галибина

Хотя спектакль и позиционируется как подростковый, и на нем всегда много юных зрителей, его ценность как раз в том, что он универсален и, на мой взгляд, подходит для зрителей абсолютно всех возрастов. Немало взрослых людей после просмотра находились под впечатлением от увиденного, живо делились друг с другом эмоциями. Любопытно было наблюдать за тем, как вели себя маленькие зрители. На те два с половиной часа, что длился «Сотворившая чудо», юные непоседы затихли и с замиранием следили за происходящим на сцене. Без сомнения, это наилучшее признание мастерства режиссера, артистов и всех тех, кто участвовал в создании постановки, вернейшее доказательство того, что пьеса У.Гибсона сохраняет свою актуальность и в наши дни.

Элен – Татьяна Матюхова, Анни Сюлливэн – Елена Галибина

Но самое интересное, что сюжет «Сотворившей чудо» отнюдь не выдуман. В его основе – эпизод из жизни реальной женщины Элен Келлер, которая в раннем детстве в результате тяжелой болезни стала слепоглухонемой. Но прошли годы, и она, благодаря своей учительнице и собственной воле, научилась говорить, читать, ездить верхом и на велосипеде, плавать и грести, окончила колледж Рэдклифф и Гарвардский университет, создала Фонд поддержки глухих и слепых людей. Сам Марк Твен однажды сказал о ней: «В XIX веке были два по-настоящему великих человека – Наполеон и Элен Келлер». И это делает спектакль еще более захватывающим.

Сергей Смирнов