На сцене РАМТа музыка Pink Floyd, Боба Дилана, Rolling Stones, Beach Boys. Но это не рок-фестиваль, а премьера спектакля Адольфа Шапиро по пьесе Тома Стоппарда «Rock’n’roll». Главные его герои – музыка и свобода.
«Rock’n’roll» -- это чистая драма, а никакая не рок-опера, - говорит о спектакле музыкальный критик и консультант постановки Артемий Троицкий. - Однако музыки в спектакле очень много, и играет она в нем роль не меньшую, а в некотором смысле даже большую, чем в мюзикле. В «Rock’n’roll» знаковые песни 60-х и 70-х годов несут заряд, как сказали бы в те времена, «идеологический»; как сказал бы я сегодня – экзистенциальный. Эти песни не только символизируют, но и реально представляют «водораздел» между «ними» и «нами», свободой и конформизмом, религией и язычеством».
«Rock’n’roll» - громкое открытие 91-ого сезона РАМТа. Его сопровождала цепь культурно и общественно значимых событий. Во-первых, вышла книга Тома Стоппарда «Rock’n’roll» на русском языке. Во-вторых, состоялась дискуссия на телеканале «Дождь» с участием создателей спектакля, и его «закадровых» героев - чешской рок-группы The Plastic People of the Universe. В-третьих, театр и фонд «Вера» провели благотворительный рок-концерт в пользу хосписов России.
«Это действительно масштабнейший культурный проект, - говорит Нюта Федермессер, президент фонда «Вера». -. И хоспис здесь не случайным образом – хоспис это элемент не медицины, а культуры общества. У нас есть один замечательный жертвователь (очень жизнелюбивый человек), которыйсказал замечательную фразу: «Хоспис – это про каждого из нас». Это действительно не медицинский, а культурный вопрос. И точно не про возраст: не про молодежь, и не про стариков. РАМТу удалось сделать действительно масштабное событие и привлечь внимание сразу к нескольким темам, и то, что это завязано в одну связку с книгой, дискуссией о рок-н-ролле и спектаклем – это совершенно потрясающе».
|
Ян – Петр Красилов,
Фердинанд – Степан Морозов |
Итак, рок-н-ролл. Почему он? Что значил он в пражскую весну 1968 года, о которой говорится в пьесе? И что значит сегодня?
Ответ на этот вопрос дает Артемий Троицкий. На встрече с артистами РАМТа он рассказал о значении рок-н-ролла не только в контексте музыки, но и в контексте времени: рок-н-ролл и свобода неразделимы или, как говорит главный герой пьесы Ян: «Это не просто музыка, это кислород». Для многих людей в разные годы и разных странах во времена тоталитаризма это был кислород, как и для самого Артемия жившего в 1963-1968 годах в Праге. Он как и Ян, слушал музыку The Plastic People of the Universe, и, возможно, их концерты были и для него глотком свежего воздуха, глотком свободы.
|
Фердинанд – Степан Морозов,
Ян – Петр Красилов |
По мнению Троицкого, один из ключевых моментов пьесы – спор главных героев о том, что скорее поможет освободить Чехословакию от тоталитарного режима: музыка или диссидентское движение. «Фердинанд - политизированный молодой человек, сподвижник Вацлава Гавела - всячески подталкивает Яна к тому, чтобы он подписывал какие-то политические письма, петиции и прочее. А Ян - абсолютно фанатичный рок-фэн, каковых и у нас, и в Чехословакии было огромное количество - я в то время был одним из них. Фердинанд задает как бы риторический вопрос: «У кого больше шансов привлечь внимание Гусака: у Гавела или у Plastic People of the Universe?» (Естественно, он подразумевает, что у Вацлава Гавела, знаменитого диссидента, интеллектуала). Ян отвечает: «У «Пластиков». Фердинанд: «Я по-другому спрошу: кто вскроет идеологические противоречия бюрократической диктатуры: мы - интеллектуалы или…» Ян: «Plastic People. Как ты думаешь, почему ты гуляешь на свободе, а Йироус сидит в тюрьме?» (А Иван Йироус на самом деле почти все 1970-е и половину 80-х годов отсидел в тюрьме). Фердинанд: «Потому что он оскорбил гебиста». (А Йироуса - и это тоже описывается в пьесе - посадили, потому что он в какой-то пивной подрался с каким-то особистом и в результате «загремел»). Ян: «Нет, потому что гебист оскорбил его. Из-за его прически. Йироус не стрижет волосы. Это злит полицейского - он сам начинает его задевать. А кончается все арестом Йироуса. Но что так злит полицейского? Какая разница: волосы длинные или короткие? Полицейского злит его страх, его собственный страх заставляет его злиться. Его пугает безразличие - Йироусу все равно. Ему настолько все равно, что он даже волосы не стрижет. Полицейского не пугают диссиденты. Чего их бояться? Полицейский любит диссидентов так же, как инквизиция любила еретиков. Еретики придавали смысл защитникам веры. Еретикам было не все равно. Твоему другу Гавелу настолько не все равно, что он даже пишет длинное письмо Гусаку. Не имеет значения - любовное это письмо или протестное. Важно то, что они играют на одном поле. Гусак может расслабиться - он установил правила. Это его игра. Население тоже играет по-своему: принимает подачки в виде университетского образования и безделья на работе. Им это не все равно до той степени, что они держат свои мысли при себе и по их прическам ничего не поймешь. (Кстати, очень актуально, если говорить о сегодняшней России, да?) А вот «Пластикам» на все это наплевать. Они неподкупны. Они вообще не отсюда, а из мира муз. Они - не еретики, они язычники».
Вот это - главная история во всей этой пьесе».
А теперь спектакль.
Перед его создателями стояла очень сложная задача. Они должны были соединить две реальности: людей (их споры о политике, режимах, коммунизме, демократии, методах борьбы с тоталитаризмом; их аресты, быт, проблемы, любовь, болезнь, смерть) и музыку. Она ведь «не отсюда». А где она? Как найти пространство для музыки - для одного из главных героев пьесы?! С этой задачей успешно справился художник спектакля Александр Шишкин, разместив все действие в металлической многоэтажной и многокомнатной конструкции: «В каком-то смысле я тематизировал железный занавес и некую проекционную систему в сценографии. Но железный занавес не разделяет пространство, это занавес, в котором люди, персонажи, события живут. Также мы используем видео, которое накладывается на эту систему, оно дает некое отстранение и погружает нас в дополнительную реальность».
По ходу спектакля, выхватывающего разные годы жизни персонажей, железный занавес превращается в огромный экран. На нем мы можем наблюдать и тексты песен, и видеоряд, например, съемку с концерта Rolling Stones на пражском стадионе в 1990-м году в финале спектакля. Музыка вне занавеса. Она сама по себе, не во времени, но в пространстве.
Зрители по достоинству оценили спектакль. Долго вызывали на сцену и аплодировали Тому Стоппарду, который пообещал написать следующую пьесу на русском. Учитывая его любовь к русскому театру, и особенно к РАМТу, это очень возможный вариант развития событий.
|
|
Сэр Том считает, что тема пьесы «Rock’n’roll» близка российскому зрителю:
«Для молодых людей на Западе, в Америке, в Англии рок-н-ролл был открытым выражением протеста и революции, а в СССР и Восточной Европе влачил подпольное существование – записи провозились контрабандой».
На премьеру приехали музыканты из чешской группы The Plastic People of the Universe, все с такими же длинными волосами, которые их так и не заставили состричь. Как сказал про них Том Стоппард: «Музыканты наивно полагали, что если они не будут трогать систему, то и система их не тронет. Главный урок, который они получили: в тоталитарном обществе нет такого пространства, в котором ты мог бы жить по своим собственным законам. Потому что позиция неучастия сразу становится позицией агрессии. Тогда-то и стало понятно, что музыка – это политика. Власти это тоже понимали, и дело заканчивалось тюрьмой». Их выход на сцену в конце спектакля стал историческим событием.
Увидеть живую легенду зрители проекта имели возможность не единожды. На телеканале «для тех, кому не наплевать» и по совместительству самом оптимистичном канале «Дождь» на следующий день после спектакля в прямом эфире состоялась дискуссия «Неравнодушный рок». В ней приняли участие «пластики» Вратислав Брабенец и Джо Карафиат, Том Стоппард, Артемий Троицкий, Адольф Шапиро, первый менеджер Pink Floyd Питер Дженнер и Василий Шумов. Модератором дискуссии стал радио- и телеведущий Михаил Козырев. Все участники тем или иным образом можно было бы отнести к оппозиции. Многие не любят это слово, поэтому лучше сказать, что все они (были при тоталитаризме и остаются сейчас) свободные люди - не боятся иметь и высказывать свое мнение. С такими людьми речь не могла не пойти о состоянии современной России, о том жив ли рок-н-ролл сейчас и какую роль он играет в политике и должен ли ее играть, и имеет ли политическое звучание сам спектакль.
Режиссер спектакля Адольф Шапиро, говоря об актуальности пьесы, сказал, что сейчас, как и тогда, люди находятся в состояние апатии. Каждый считает, что от него ничего не зависит. Это ведет к саморазрушению страны. Его поддержал Артемий Троицкий:
|
Вратислав Брабенец, Адольф Шапиро, Том Стоппард, Артемий Троицкий, Питер Дженнер, Василий Шумов |
«Думаю, что апатия – это очень скучно, так что бороться с ней надо в любом случае, если вы просто хотите ощущать себя живым человеком. Что касается того, сознательно или бессознательно мы становимся фигурами в социальной и политической игре, то ThePlasticPeopleoftheUniverse стали в противовес государству не потому, что у них была либеральная, буржуазная, капиталистическая идеология. А просто потому, что они были свободными людьми, искренне любили свою свободу и боролись за свое право быть свободными, делать то, что они хотят, слушать то, что они хотят. И это лучшее лекарство от апатии – быть самим собой и как-то себя в этом смысле морально поддерживать».
В этот же день, 23 сентября, в РАМТе состоялся благотворительный концерт «Неравнодушный рок». Ведущими были Артемий Троицкий, актриса РАМТа Нелли Уварова при участии члена Попечительского Совета Фонда «Вера» актриса Ингеборги Дапкунайте. На сцену в этот вечер вышли The Plastic People of the Universe, Юрий Шевчук, Василий Шумов и группа Центр, группа «Барто» и Вася Обломов. А все средства, собранные от продажи билетов и из ящиков для пожертвований, которые стояли в фойе театра, были переданы на реализацию благотворительных программ фонда. В итоге был собран 1 100 000 рублей.
|
Элеонора - Рамиля Искандер |
… Одна из главных героинь спектакля, Элеонора, больна раком. Она не участвует в спорах о политике, о музыке… Ни то, ни другое, ее не волнует. Она пытается всем доказать, что она – это не ее болезнь: «Они вырезали, прижгли и выскребли мои груди, яичники, матку, половину кишок и кусок мозга размером с орех, и все равно я не стала от этого меньше. Я точно та же, что была всегда. Я – это не мое тело. Мое тело ничего не значит без меня, вот в чем все дело».
Помощь людям, которые находятся в хосписе – это не просто помощь умирающим, это в первую очередь помощь людям, которые и в хосписе значат столько же, сколько значили без хосписа. В хосписе люди становятся беспомощнее, но они не становятся «меньше». Хоспис – это не место, где люди умирают, это место, где люди продолжают жить.
Сложно спорить с Нютой Федермессер, что хоспис - «элемент не медицины, а культуры общества». Именно поэтому концерт «Неравнодушный рок» состоялся в РАМТе, именно поэтому без него невозможно представить себе весь проект «Rock’n’roll», именно поэтому он – просто часть жизни каждого из нас – артиста ли, зрителя ли, человека, имеющего активную жизненную позицию.
Так «Rock’n’roll» создал пространство, объединившее в себе Тома Стоппарда, Pink Floyd, Артемия Троицкого, хоспис, Адольфа Шапиро, пражскую весну 1968 года, современную Россию, Юрия Шевчука, Ингеборге Дапкунайте, Василия Шумова, зрителей и РАМТ. И показал, что вопреки всему, что мешает жить, можно жить честно, смело, и своими поступками – спектаклями, песнями - высказывать свою позицию и верить в свободу.
«We would meet again
Some sunny day
Vera! Vera!»
«Pink Floyd»
«Мы еще встретимся однажды
Солнечным днем.
Вера! Вера!»
«Pink Floyd»
Алена Барнашова |
|
|