Выпуск № 15
Март 2012 г.
ТЕАТР +
«Люди, которые занимаются искусством, все особые».
Презентация проекта «Наивно? Очень»
на Маленькой сцене РАМТа
 
   
   
 
19 февраля на Маленькой сцене РАМТа в рамках Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» состоялась встреча под названием «Где пересекаются Параллельные Прямые», в которой приняли участие:
  • Евгений КЛЮЕВ, прозаик, поэт, драматург (Дания);
  • Вера ЗОТОВА и Нелли УВАРОВА, актрисы РАМТа;
  • Маргарита ЩЕТИНСКАЯ, иллюстратор;
  • Вероника ПАВЛЕНКО, художник-педагог;
  • Ольга ВОЛКОВА, директор «Особых мастерских» Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки - Технологического колледжа № 21;
  • Николай ФИЛИППОВ и Леонид БЕРШИЦКИЙ, учащиеся Центра социальной адаптации и профессиональной подготовки - Технологического колледжа № 21;

а также другие «особые» люди, их педагоги, родители, другие участники проекта «Наивно? Очень» и актрисы РАМТа Дарья СЕМЕНОВА и Оксана САНЬКОВА.
Ведущая встречи – координатор проекта «ТЕАТР+» Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ.

Фрагменты стенограммы

Евгений Клюев:

Говорят что, когда рассеется дым,
будет виден во сне глубоком
памятник Параллельным Прямым,
пересекшимся ненароком:
памятник двум глупым прямым – легкомысленным пешеходам хромым,
столкнувшимся на переходе
при всем при честном народе.

Мы все идем, не видя куда,
мы всегда запутываем провода:
то ли это по дурости, то ль с тоски –
но потом на всех проводах узелки
и уже ничего не поправить,
и короткая наша память
говорит, что всегда у нас все не так
и не может распутать моток.

Но мы подождем: пусть рассеется дым
и пусть проступит из дыма
памятник Параллельным Прямым,
порознь ушедшим из дома,
попавшим в вокзальную кутерьму,
потерявшим друг друга в сизом дыму
и – волею странника-Бога –
опять нашедшим друг друга.

Ольга Бигильдинская: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня РАМТ превратился в место, где пересекаются Параллельные Прямые.  Превратился благодаря людям, которые сейчас находятся здесь. И Параллельные Прямые не просто так стали символом нашей сегодняшней встречи. Все дело в том, что стихотворение, написанное замечательным человеком, прозаиком, поэтом, драматургом Евгением Клюевым очень подходит проекту, о котором мы будем вам сегодня рассказывать и который будем показывать. Кроме того, это стихотворение стало героем прекрасного календаря – результата сотрудничества многих людей. Среди которых, во-первых, автор – Евгений Клюев, во-вторых, художник, особенный человек, который проиллюстрировал этот календарь – Коля Филиппов и замечательный иллюстратор Маргарита Щетинская.

Но было бы неправильным назвать только этих людей. Нашей встречи могло бы не состояться,  и вообще, этого проекта могло бы не случиться, если не было бы нашей актрисы Веры Зотовой. Ее дочка Маша – ученица того самого технологического колледжа № 21, в котором учится Коля Филиппов. И история Маши стала толчком к созданию проекта «Наивно? Очень!». Мне очень приятно сказать, что среди нас сегодня Ольга Олеговна Волкова, директор «Особых мастерских», в которых учится Маша и все остальные ребята, которые показали, что «особые» люди способны на удивительное, уникальное творчество.

И, конечно, этой встречи не состоялось бы без нашей актрисы Нелли Уваровой.  Она является создателем проекта поддержки «особых» людей «Наивно? Очень!». Спасибо Вам за это!

Также этот проект не мог бы состояться без педагогов и без родителей «особых» ребят. Они все тоже сегодня с нами. Поэтому все, что вы видите здесь, общее достижение. Здесь нет пока самих «особых» ребят, потому что мы пригласили их на вторую, праздничную, часть нашей встречи, так как им было бы тяжело высидеть такой большой серьезный разговор. Мы познакомимся с ними позже.
А теперь начнем. Первый вопрос, Евгений Васильевич, Вам.

Евгений Клюев: А первый ответ Вам!

Ольга Бигильдинская: Я не знаю, случайность это или нет, но ровно год назад, 19 февраля, в этом самом месте, на Маленькой сцене проходила встреча, посвященная тому, как Текст превращается в Спектакль, героями которой были уважаемый Евгений Васильевич и его Текст. После этой встречи я была свидетелем, как Вера Зотова подарила Вам кружку из «Особых мастерских». Кружку с рисунком Юры Бейлезона. Его мама сегодня в этом зале. Кружка называется «Даже проплывать по небу». Я не знаю, что случилось между Вами и этой кружкой, но спустя год Вы –снова герой нашей встречи с Текстом, проиллюстрированным «особыми» ребятами. Расскажите, как это произошло.

Евгений Клюев: Это произошло совершенно слезно… Я имею некоторое отношение к тексту и к вычленению из текста смысловых нагруженных единиц. И если бы меня попросили вычленить из песни «Звездочка моя ясная» некую строку, то я бы никогда не вычленил ту строку, которая была на моей чашке: «Даже проплывать по небу». Она начиналась с многоточия. Правильно вычлененный фрагмент, который не соотнесен ни с предшествующим текстом, ни с последующим. И я сказал: «Боже мой! Дайте мне эту чашку! Я очень хочу эту чашку!». Мне ответили, что там, с другой стороны, этот процесс еще и изображен, представлен зрительно. И действительно некая горизонтально лежащая фигура плыла по небу. И тогда я спросил, что это за чашка. И мне рассказали про проект.  Я считаю, что всем присутствующим нужно купить как минимум по одной чашке. Потому что вы совершенно по-новому увидите текст, с которым вы знакомы.

Ольга Бигильдинская: Второй вопрос будет Нелли. Нелли, расскажите, пожалуйста, о проекте «Наивно? Очень!».  В чем он заключается? И почему огромную часть жизни, жизни достаточно занятой, Вы посвятили проекту, поддерживающему «особых» людей?

Нелли Уварова: Я большая поклонница этих ребят. Благодаря Маше, дочке Веры Зотовой, я узнала о существовании колледжа № 21. Вера пригласила меня на ярмарку «Особых мастерских», и я просто влюбилась в работы ребят. Все, что я увидела, мне сразу захотелось приобрести. Поэтому все деньги, которые у меня были в кошельке, были оставлены на ярмарке. Я дарила это многим своим знакомым, потому что просто хотелось поделиться тем, что сделали ребята, поделиться этой радостью.

Потом у меня появилась возможность поехать в колледж, познакомиться с его жизнью. И все началось с довольно простого желания – расширить круг. Хотелось, чтобы об этих работах и об авторах этих работ узнали как можно больше людей. Я точно знаю, что это радость, счастье и от этого очень тепло. И мы думали, как реализовать это простое желание, чтобы о ребятах узнали больше. Появилась идея создать интернет-магазин. Это такая ощутимая вещь: все, кто угодно, могут заглянуть в этот магазин, познакомиться с работами и при желании что-нибудь купить себе. Это было самое маленькое, с чего мы начали, а дальше, конечно, появилось еще много идей. Например, дать ребятам иллюстрировать тексты любимого мной, обожаемого Евгения Клюева.

Ольга Бигильдинская: А насколько востребованы работы ребят?

Нелли Уварова: Сайт существует год. И существует довольно успешно. Его популярность растет с каждым месяцем. И часто люди делают заказы, даже не зная, кто автор. Просто покупают  произведение искусства.

Ольга Бигильдинскся: Мне бы хотелось задать вопрос, Ольга Олеговна, Вам: в чем особенность «особых» людей? К какой работе они не способны? Почему они не могут работать в обычном трудовом коллективе? И каковы возможности «особых» людей? Какие их способности все-таки могут быть реализованы?

Ольга Волкова: Эти ребята с нарушениями развития. Многие из них вообще не учились в школе. Школы, к сожалению, считали, что эти детки необучаемы. Хотя некоторым вещам они обучаемы даже лучше, чем сегодняшние подростки… А появились мы («Особые мастерские» - прим. ред.), благодаря Центру лечебной педагогики Технологический колледж № 21 и активности не только специалистов, но и родителей этих ребят. Почему именно в 21 колледже? Просто там директор оказался очень хорошим человеком, и он нас принял. Теперь нас все называют 21-м колледжем, но на самом деле мы центр в этом колледже, где обучаются «особые» ребята. К их работам мы относимся как к произведению художников. Хотелось бы сказать, что без наших педагогов ничего этого не было бы. Вот здесь Таня Чемоданова присутствует. Многие работы, которые вы сейчас видите, сделаны под ее руководством. А сама она держит в руках потрясающую куклу.

Татьяна Чемоданова: Это совместный проект со столярной мастерской. Эта кукла – единственная, которая осталось, потому что на ярмарке вся коллекция кукол за 10 минут была распродана.

Ольга Волкова: …некоторые уехали в Европу даже. Это «живые» куклы…

Татьяна Чемоданова: Да, это живые персонажи.

Ольга Волкова: А сейчас Таня готовит спектакль «Волшебная флейта». И делает кукол – героев этой оперы. Атмосфера в мастерских настолько теплая, приятная. Нелли говорила о том, что изделия, которые делают ребята, несут какую-то энергетику. Это не придумано. Особенно это касается изделий из керамики. Люди, которые пользуются нашими кружками, все говорят, что когда берешь эту кружку, она излучает какое-то тепло. Я могу очень много говорить о наших мастерских. Мне хочется всех поблагодарить.

А что касается реализации наших изделий, то мы находимся в таком состоянии, что иногда даже не можем произвести достаточное их количество, и на некоторые кружки с ходовыми рисунками у нас очередь. Так что нам надо расширять свое производство, поэтому с сентября мы уже хотим открыть собственную производственную керамическую мастерскую. А наш девиз: «Хорошо, что я такой, а не какой-нибудь другой».

Ольга Бигильдинская: Спасибо большое, Ольга Олеговна! А сейчас я бы хотела задать вопрос Маргарите Щетинской. Дело в том, что с Колей Филипповым работал не «особый» педагог, а художник, иллюстратор, который раньше вообще не имел опыта общения с такими людьми. Маргарита, скажите, каждый ли человек может найти общий язык с «особым» человеком? И как Вы нашли общий язык с Колей? Какой Вы нашли к нему ключик?

Маргарита Щетинская: Общение не отличалось от общения с обычными людьми…

Ольга Бигильдинская: Понравилось ли Вам работать с Колей и почему?

Маргарита Щетинская: Понравилось. Это было интересно. Это творчество. Особый человек или не особый, разницы нет.

Нелли Уварова: Просто талантливый художник, и все.

Ольга Бигильдинская: Татьяна, а могут ли «особые» ребята работать без педагога? И в чем заключается Ваша работа?

Татьяна Чемоданова: Наша совместная работа – это, прежде всего, организация команды. Мы команда, мы семья. Я не позиционирую себя как педагога. на ты.  

Мы работаем одновременно. Мы равны. Я художник, и мои ученики тоже художники. Мы все на ты. Я не признаю, чтобы меня называли по имени отчеству. С самого начала просто Таня и просто мы очень хорошие друзья. Я прекрасно понимаю своих ребят и их люблю. А что значит «особые»? Люди, которые занимаются искусством, все особые. Именно поэтому мы великолепно находим общий язык. Может, я бы нас сравнила с маленьким оркестром. Я дирижер, поскольку у меня иногда возникает какая-то тема, а они эту тему очень хорошо чувствуют. И рождается какая-то совместная работа. Мы очень часто работаем вместе: делаем какую-то одну общую вещь, как вот эта ваза или вот эта ладья. Это работа всей группы. Хотя, есть и чисто авторские работы, но такие крупные вещи мы делаем всей командой. Каждый берет какой-то элемент, но выглядит, как будто один человек делал. Вот так мы сливаемся в работе.

Ольга Бигильдинская: Вера, мне бы хотелось Вам задать вопрос, как маме. Насколько Вам важно, что Маша учится в мастерских и что она принимает участи в этом проекте?

Вера Зотова: Маша совершенно изменилась. Она общается с другими ребятами, с ней общаются…

Ольга Бигильдинская: А на каком факультете она учится?

Вера Зотова: На швейном. Здесь на стенах висят работы швейного факультета, и Машина тоже …

Ольга Волкова: У нас скоро будет спектакль по рассказам Чехова, и Маша в нем играет. Это такое счастье.  И у Маши очень много друзей. Машу все очень любят. И она очень общительная. А это очень важно, что у наших ребят завязывается дружба.

Ольга Бигильдинская: А чему еще ребята обучаются в мастерских?

Ольга Волкова: У нас пять мастерских: швейная, керамическая, полиграфическая, столярная. И, благодаря фантазии Тани, у нас появляются работы на стыке керамической и столярной мастерских.

Еще у нас есть маленькая пока мастерская цветоводческая, где ребята выращивают растения.
Наши гончары делают горшки, кашпо, а потом цветоводы делают разные композиции…

К сожалению, мы очень много тратим сил на то, чтобы от государства шло финансирование. Хорошо бы, наше государство понимало, что все это надо делать.
Учитывая то, куда уходят миллиарды, помещение для таких детей выделить можно.

Ольга Бигильдинская: Спасибо! Нелли, у меня к Вам вопрос: какие планы у Вашего проекта в дальнейшем? И что необходимо для его реализации?

Нелли Уварова: Планов много. Мы, конечно, немного идем на ощупь, поэтому проект и называется «Наивно? Очень». Мы как-то собрались на мозговой штурм и мы начали думать, что мы хотим сделать, как это сделать, ради чего, и, в основном, звучала такая фраза: «Это, конечно, наивно». Мы решили не врать самим себе. Да, может быть, это наивно и очень наивно, но мы ставим вопросы, как реализовать наши мечты.

Вера Зотова: О календаре мы тоже год назад только мечтали, а он уже есть.

Нелли Уварова: У нас в планах издание книг, иллюстрированных ребятами, издание книг со стихами. У нас Юра пишет стихи. Еще будем ставить спектакли. Это то, что ты можем. То, что мы умеем. И мы хотим этим поделиться.

Из зала: Как удается из такой малопривлекательной реальности сделать сказку?
Ведь то, что вы сделали – это настоящее волшебство. Это такая радость. Огромное за это спасибо. Но как?

Нелли Уварова: Все очень просто. Нам просто нужно было собраться вместе.

Евгений Клюев: А мне кажется, еще проще. Берется реальность и делается сказка.

Из зала: Расскажите про спектакли, которые вы собираетесь делать с ребятами.

Нелли Уварова: Сначала мы как-то озадачились материалом. Думали-думали про материал, а потом подумали: «А как же сказки Клюева?», несмотря на то, что в РАМТе уже есть спектакль по Вашим сказкам. Слава Богу, Вы написали их достаточно много.

Евгений Клюев: И чтобы Богатыреву было плохо, можно назвать «Другие сказки на всякий случай».

Ольга Бигильдинская: А сейчас мы попросим педагога Веронику Павленко представить ребят – героев сегодняшнего вечера.

И мы знаем, что Юра Бейлезон, ученик «Особых мастерских», готовился прочесть нам сегодня свои стихи.

 

Юра Бейлезон:

Вот троллейбус,
Он пустой.
По проспекту рыщет.

Вон троллейбус,
Он пустой –
Он кого-то ищет.

Три вокзала,
Три вокзала.
Нас с тобой судьба связала.

Милый друг,
Лучший друг,
Ты откуда взялся вдруг?
Может, мама родила.
Может, кошка принесла.

Эй, троллейбус,
Приезжай!
Нету больше мочи.
Эй, троллейбус,
Приезжай!
Все внутри клокочет.

Спи, моя радость
И я буду спать.
Спи, моя радость.
Не надо рыдать.

Пенка кофе
Будто дышит.    
Это пар ее колышет.

Ольга Бигильнидская: Евгений Васильевич, а Вы прочтете ответное стихотворение для ребят?

Василий Клюев: Я прочитаю стихотворение про Бородина, которое я придумал, когда шел в театр.

Жил импозантный господин,
Он к нам сошел с экрана,
И назывался Бородин.
Не сад один,
Не лес один,
Он назывался БОР один.
И это очень странно.

Ольга Бигильдинская: На этом мы предлагаем перейти к творческой части нашего вечера. Ведь мы хотели не только рассказать, но и показать, как проходят занятия в «Особых мастерских».
Для того, чтобы ребята проиллюстрировали какой-то текст, им нужно его услышать. И мы сегодня хотели этот текст вам не только прочитать, но и показать. А потом, когда мы все увидим, предлагаем всем желающим выйти сюда и нарисовать то, что вы увидите.

Этюды по стихотворениям Евгения Клюева

Совместное рисование

Алена Барнашова

Все материалы рубрики Театр+