С 2001 года на сцене РАМТа происходит перевоспитание одного эгоистичного принца в достойного и справедливого короля. За ним наблюдают зрители спектакля Николая Крутикова «Принц и нищий» – театральной фантазии по произведению Марка Твена.
|
Том Кенти – Александр Доронин |
Книга Твена «Принц и нищий» была впервые опубликована в 1881 году, в ее основе - необычайная история двух мальчиков, поразительно похожих друг на друга и случайно поменявшихся ролями. «Принца и нищего» Твен писал для своих дочерей, чтобы поговорить с ними об очень важном – о том, как меняют человека социальные условности, несправедливость и жестокость. О том, как важно уметь сострадать людям и помогать в беде. О том, что нужно уметь быть справедливым.
Суровой правде истории во всей ее жестокости Твен мог противопоставить только правду сказки, основанную на вере в человека. И он не мог пожертвовать правдой, чтобы сказка получилась безоблачно радостной, правда требовала суровых красок и резких интонаций. Спектакль РАМТа – это тоже серьезный разговор с юным зрителем о том, что человек – это, прежде всего, его личность, а не одежда, которую можно легко сменить.
О спектакле РАМТа «Принц и нищий» наш разговор с учителем русского языка и литературы в московской общеобразовательной школе №182 Ириной Вячеславовной Ануфриенко.
- Какие, на Ваш взгляд, главные темы спектакля? Актуальны ли сегодня идеи Твена, воплощенные на сцене?
|
Принц – Александр Девятьяров, Гендон – Алексей Блохин |
- Темы взаимоуважения, чести, справедливости, воздаяния не по чинам, а по заслугам никогда не устаревали. В спектакле также говорится о дружбе, о почитании женщин, матерей. Произведение «Принц и Нищий», безусловно, вечное, как и его темы. И, несмотря на полное погружение в рыцарские времена, каждый юный зритель, я думаю, услышит какие-то важные для себя вещи. Сюжет спектакля подтверждает пословицу: «От сумы да тюрьмы не зарекайся» и тезис о равенстве всех перед Богом.
- Какую роль играет то, что в спектакле показаны не только светлые стороны жизни?
|
Бэт – Вера Зотова, Дженни – Наталья Платонова, Принц – Александр Девятьяров |
- Я думаю, современные дети рано начинают понимать, что жизнь не безоблачна. И очень хорошо, что в спектакле показаны и ее уродливые стороны. Как во дворце, так и во «Дворе объедков» есть место и низости, и благородству. И как бы ни был богат или знатен человек, он может быть носителем и добра, и зла. А еще Марк Твен в этом произведении выступает против деспотизма и произвола в любой его национально-исторической форме. И средневековая Англия в этом контексте становится уже условным местом и временем действия.
- Почему детям обычно интересны сюжеты с путаницей похожих людей?
|
Том Кенти – Александр Доронин, Принц – Александр Девятьяров |
- Сюжет этот действительно часто встречается в литературе: и в народных сказках, и в более поздних произведениях. Вслед за Твеном его, например, использовал Юрий Олеша в «Трех толстяках». Дети, конечно, любят такие сюжеты, потому что, вовлекаясь в происходящее, они начинают и себя представлять героями подобных приключений, дают волю своей фантазии.
- Какие персонажи спектакля наиболее интересны?
- Принц и Том Кенти, конечно, в центре всего происходящего, за изменениями их характеров и манер очень интересно следить. Я заметила, как маленькие зрители сопереживали принцу в сценах с нищими. |
|
|
Принц – Александр Девятьяров, Гемфри – Прохор Чеховской |
А в антракте дети, видимо, проникнувшись симпатией к принцу, цитировали его: «Я не в духе!».
То, что в спектакле много веселых моментов, очень важно для детской постановки. Мил и интересен Гемфри, ему в спектакле уделено больше внимания, чем в книге, благодаря этому персонажу поднимается еще и тема возвращения долгов – как денежных, так и духовных.
|
Лорд Гетфорд – Александр Хотченков, Лорд Сент-Джон Юрий Григорьев |
Интересно, что многие актеры играют по две роли: персонажей из придворного мира и мира улицы. Эти пары героев – стоя на низшей ли или высшей ступени социальной лестницы – одинаково лишены каких бы то ни было высоких моральных и нравственных качеств. Например, Джон Кенти и лорд Гетфорд, предводитель шайки нищих бандитов Гуго и лорд Сент-Джон, Черная Бэсс и придворная дама.
|
Джон Кенти - Александр Хотченков, Гуго – Юрий Григорьев |
Такой режиссерский ход очень ясно показывает, что какое бы положение ты ни занимал, за какой бы одеждой бы ни прятался, судить о тебе можно только по твоим поступкам.
А вот у Майлса Гендона нет двойника в придворном мире, потому что этот человек из народа, воевавший когда-то за короля и теперь защищающий от него же его подданных, обладает необыкновенным благородством и готовностью к самопожертвованию.
- Что еще можно отметить в постановке?
|
Том Кенти – Александр Доронин |
- Конечно, оформление спектакля. Хотя костюмы и декорации довольно лаконичны, спектакль получился впечатляющим. Готический трон, массивные ворота, виолончельная музыка группы Апокалиптика (композиция «The Unforgiven»), удары кнута немого нищего Йокела – все это приводит в трепет и восхищение.
- Какие моменты спектакля наиболее сильные и особенно вызывают ответную реакцию в зале?
|
Том Кенти – Александр Доронин, Елизавета – Ирина Таранник |
- На одном дыхании смотрятся оба акта. Затаив дыхание, ждешь развязки, как будто не знаешь твеновского сюжета. Дети, для которых немалой радостью в театре является антракт с посещением буфета и покупкой сувениров, настолько увлекаются происходящим в королевском замке, что не сразу понимают, откуда звенит звонок на антракт. Наверное, самые трепетные моменты - это узнавание Томом матери и сестры, которым он должен вынести смертный приговор, и разговор принца с нищими, из которого он узнает, почему они не любят короля. Моменты зарождения симпатии между героями тоже очень трогательны.
- Детям какого возраста этот спектакль будет особенно интересен?
|
Принц – Александр Девятьяров, Гендон – Алексей Блохин |
- Я бы не называла какой-то конкретный возраст. Благодаря своему методу и языку, Марк Твен является любимым писателем большинства детей. Читая его произведения, они чувствуют себя участниками приключений героев, проникаются происходящим в художественном мире. Наверное, потому постановки Твена всегда так удачны.
Маргарита Груздева |
|