Выпуск № 9
Декабрь 2010 г.
СОБЫТИЯ

Пространство Бенедиктова в пространстве Чехова

 
   
   
 

Театрально-художественный проект «Чехов» стартовал в Музее современной истории России этим летом. Организаторы выставки ввели новое понятие: «чеховское пространство».  Это мир, каким его видел Чехов.

Выставка поражает своей необычностью. Здесь нет ни личных вещей Чехова, ни семейных реликвий. Лишь одно – фотографии - от самой типичной, альбомной, до полномасштабной, изображающей, например, комод в Мелихово или Чехова в полный рост. С помощью такого решения авторы хотят погрузить посетителя в чеховский мир, показать то пространство, в котором жил писатель и его герои.

– Делая эту выставку, мы придерживались двух принципов: отказ от мемориальности и отказ от мифа о человеке в пенсне.  Мы использовали смысловые и художественные образы, такие как дорога, вода, небо, птицы,  – говорит куратор проекта Алевтина Кузичева. – Каждая фотография с цитатами Чехова, взятыми из его произведений или писем. Очень важен диалог между словом и изображением, между изображением и зрителем.

В первом зале – профессиональные и любительские фотографии, сделанные современниками писателя. На них Чехов, его семья, друзья, окружение. В последующих залах уже современные фото, снятые специально для проекта, выдержанные в черно-белых тонах. Зрителю открываются не только места, знаковые в судьбе писателя и значимые в восприятии читателя  – Москва, Таганрог, Ялта, Сумы, Мелихово, Санкт-Петербург.

Мы видим чайку, парящую над морем – вечный символ творчества Чехова; вишневый сад, вдохновивший некогда писателя на создание бессмертной пьесы; дорогу, уводящую вдаль, и многое другое, создающее особое настроение и заставляющее посетителя почувствовать особенность чеховского мировосприятия.

 

Под каждой из фотографий выдержки из писем писателя, которые подобраны удивительно точно, что не может не заинтересовать.  Находясь на выставке, в  полной мере ощущаешь гармонию, благодаря общей идее оформления и решения пространства. Черно-белые колонны дополняют художественный образ композиции и напоминают деревья вишневого сада. На них – тоже отрывки из дневников Чехова.

– Идея заключается в том, чтобы зрители ощутили пространство Чехова, - поясняет художник Александр Боровский - Размеры выставочных залов позволяют играть масштабами. Слово «пространство» ключевое в проекте «Чехов», что может вызывать удивление, так как это понятие имеет отношение скорее к театральной сцене, а не к ограниченному четырьмя стенами выставочному залу. Но ничего странного в этом нет.  Художественное решение экспозиции исходит из идеи оформления спектакля «Вишневый сад» в постановке Ю. Любимова, художником которого был Давид Боровский.  В  залах выставки  объем создается за счет масштабных колонн-деревьев, заимствованных из декораций к спектаклю.

Завершает же экспозицию театральный зал. Именно здесь в течение работы всей выставки проводятся творческие вечера, встречи с актерами и режиссерами. 11 ноября здесь состоялось открытие экспозиции «Художник в театре Чехова», на которой были представлены эскизы декораций и костюмов к чеховским пьесам выдающихся художников-сценографов XX-XXI веков, среди которых макеты Станислава Бенедиктова к спектаклям РАМТа «Вишневый сад» и «Чехов–GALA».

Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника, по адресу Тверская, 21 и продлится до 25 декабря.

Алена Барнашова
Юлия Мартынова