Выпуск № 14
Декабрь 2011 г.
СТРАНИЦА ПАМЯТИ

Российский академический Молодежный театр

 
   
   
 

Нынешний год для Российского Молодежного театра – юбилейный. Ровно 90 лет назад летом 1921 года в Москве открылся Московский театр для детей, возглавленный 17-летней Натальей Сац. За эти годы в театре происходило многое, и история его могла бы занять невероятное количество томов, включающих и счастливые, и трагичные станицы. Мы – лишь обозначим основные вехи развития театра, и построим наш рассказ из портретов людей, которые составили его богатейшую историю. Но начнем с необычного – со 190-летней истории здания на Театральной, 2, у которого в этом году тоже юбилей!

История здания

Генерал-лейтенант К.М.Полторацкий

В начале никакого театра не было, а был тогда еще генерал-майор (а позже генерал-лейтенант) Константин Маркович Полторацкий, владеющий домом слева от Большого. Построили его в 1821 году, еще раньше, чем новое здание Большого театра (ждущее постройки после пожара аж 1805 года). Внешний вид дома Полторацкого, спроектированного Федором Шестаковым при участии Осипа Бове (руководящего застройкой всей площади после пожара 1812 года), довольно сильно отличался от теперешнего – у него не было третьего этажа, не было места для построения большой сцены. При Полторацком дом славился, прежде всего, своими балами, на которые съезжались все сливки общества. Говорят, иногда на них блистала Анна Петровна Керн.

А.Н.Островский. Картина В.Г.Перова

В 1840 году владельцем дома стал купец П.А.Бронников, который с 1869 по 1882 года сдавал несколько зал и бельэтаж дома театру московского Артистического кружка под руководством драматурга Александра Николаевича Островского.
Журналист Владимир Гиляровский пишет об этом в начале ХХ века:

«Кружку принадлежал ряд зал и гостиных, которые образовывали круг с огромными окнами на Большую Дмитровку с одной стороны, на Театральную площадь - с другой, а окна белого голицынского зала выходили на Охотный ряд.
Противоположную часть дома тогда занимали сцена и зрительный зал, значительно перестроенные после пожара в начале этого столетия.
Круг роскошных, соединенных между собой зал и гостиных замыкал несколько мелких служебных комнат без окон, представлявших собой островок, замаскированный наглухо стенами, вокруг которого располагалось круглое фойе. Любимым местом гуляющей по фойе публики всегда был белый зал с мягкой мебелью и уютными уголками».

«Тогда Москва была полна любительскими кружками. Публики не было. Все были актерами. Все играли!» - пишет журналист и театральный критик Влас Дорошевич. Однако из кружка А.Н.Островского выросло нечто большее, потому что цели были более дерзкие, чем изящное провождение времени.
Будучи заведующим репертуарной частью московских императорских театров, Александр Островский ставит перед собой задачу преодолеть бедность и пустоту репертуара, препятствующие развитию драматического искусства в России. Он борется за изменения в составе Театрально-литературного комитета, призванного «очистить сцену от пошлых французских переводов и тем, давая простор хорошим, оригинальным произведениям, способствовать развитию вкуса в зрителях», выступает за создание отделения комитета в Москве для поддержки московской сцены. Его Артистический кружок создается сначала как клуб с регулярным проведением семейных музыкально-литературных вечеров. Но постепенно старшины кружка ходатайствуют о дозволении на этих вечерах способным чтецам и артистам представлять драматические сцены и отрывки. «Такие вечера, развивая эстетический вкус и любовь к сцене  в любителях, могли б подготовлять полезных  артистов и восполнять в Москве недостаток драматической школы», - пишет Островский в Записке об Артистическом кружке в 1866 году.

В 1868 году кружку уже разрешены публичные спектакли, и новое помещение им как нельзя кстати. В репертуаре – в основном русские драматурги, но чаще, разумеется, сам Островский. Артистический кружок в доме на Театральной площади дал московской сцене много талантов.

М.В.Лентовский.
Фото из книги Ю.А.Дмитриева «Михаил Лентовский»

В 1882 году здание арендует Михаил Валентинович Лентовский, один из известнейших и интереснейших фигур того времени. Его знала вся Москва – как устроителя умопомрачительных увеселений и праздников, распорядителя театров, антрепренера, режиссера, актера. Михаил Валентинович любил жить на широкую ногу и так же относился к искусству: не жалел денег на постановки спектаклей и прочие вытекающие расходы. В Москве бытовала поговорка «Должен, как Лентовский», и, тем не менее, в театральной среде про него говорили: «Лентовский?! Да он скорее без куска хлеба сидеть будет, а уж актеру заплатит!»

Под его руководством во внешний и внутренний вид здания театра вносятся значительные изменения. Во многом этому способствовал пожар, случившийся незадолго до открытия театра Лентовского. Антрепренер приглашает архитектора Б.В. Фрейденберга, который строит 3 этаж и фактически создает новый ярусный театр, вместимостью 1500 мест. Практически в таком виде здание существует и по сей день. Южная его сторона с аркадой, где теперь располагаются кассы Большого театра, сохранилась лишь частично. Лентовский переносит сцену на ее теперешнее место. Сооружает сценический круг, а также делает декоративную отделку внутренностей театра: стены зрительного зала красит в белый цвет, а голубой занавес украшает розовыми амурами. Однако вскоре его труппа прекращает свое существование.

П.Г.Шелапутин

С 1886 по 1898 год театр назывался по имени одного из владельцев дома – Шелапутинским. А получил он имя известного в Москве мецената и благотворителя Павла Григорьевича Шелапутина, потомственного дворянина, происходившего из купеческой семьи – настолько известного, что в Москве ходили присказки «Я еще не сделался Шелапутиным!» или «Ты угостишь меня по шелапутинскому счету». Павел Григорьевич был организатором и учредителем крупнейшего фабрично-заводского центра «Балашихинская мануфактура бумажных изделий». И вложение в недвижимость – было для него лишь формой размещения капитала, распространенной в те годы. Так что театром Шелапутин не занимался, а сдавал помещение гастролирующим труппам, от чего дом на Театральной площади не перестали называть «Театром Шелапутина».
В истории же Павел Шелапутин остался благодаря своей меценатской деятельности. На его средства в городе построено огромное количество учреждений медицины, образования, культуры (в том числе зал скульптуры эллинизма Музея изящных искусств им. Александра III – сегодня Музея изобазительных искусств им. Пушкина, и здание Гинекологического института имени матери Павла Григорьевича - А.П. Шелапутиной). Он до конца своих дней помогал бедным, старикам, открывая при созданных им учреждениях дома призрения и богодельни, а также поддерживая созданную им бесплатную лечебницу в имении Покровское-Фили, где жил; и до своей кончины был старостой церкви Покрова Богородицы в Филях.

А.П. Ленский

В 1898 году «Шелапутинский театр» арендует дирекция Императорских театров. Здесь открывается Новый Императорский театр для представлений русской молодой драматической труппы, а также оперы и балета. По сути, причиной создания Нового театра была переполненная труппа Малого, и таким образом Императорский театр освобождался от ненужного балласта. Но, как вспоминает управляющий Императорскими театрами Владимир Теляковский: «Труппа для Малого театра была велика, а для двух театров недостаточно сильна, и в конце концов оказалось, что Малый театр не может вести репертуар без артистов Нового, а этот последний не может работать самостоятельно… Играли в Новом театре иногда хорошо, но все же в Малом еще лучше, и публика предпочитала идти на старое место, в Малый театр. Выходило, что открыт был не Новый театр, а старый, но второго сорта, похуже Малого». Тем не менее, представления здесь продолжались до 1907 года, а после театр сдавали в аренду купцу Сергею Ивановичу Зимину, который давал там оперные концерты. В частной опере Зимина пели Федор Шаляпин и Леонид Собинов.

В кабинете театра Незлобина замерли над планом "Ставки князя Матвея" на 1913 год: К. Н. Незлобин, Н. Н. Званцев (режиссер) и С. А. Ауслендер (драматург).

В 1909 году помещение театра арендует знаменитый антрепренер, режиссер и актер Константин Николаевич Незлобин. Основа труппы сложилась в годы его провинциальной антрепризы. Это был режиссерский театр, в котором работали Константин Марджанов, Федор Комиссаржевский, Николай Званцев. Оформляли спектакли Борис Кустодиев, Николай Сапунов, Анатолий Арапов. Своими задачами Незлобин видел приобщение зрителей к новинкам современной драматургии и новую трактовку классики. Одним из первых театр Незлобина обращается к драматургии Горького, первым в России ставит «Фауста» Гете. С приходом революции коммерсант Незлобин все больше ориентируется на вкусы обывателя, ставит мелодрамы с пышными декорациями и костюмами. С переходом руководства театра в руки Товарищества актеров падает общий уровень постановок, но, тем не менее, Театр Незлобина остается одной из самых ярких антреприз того времени.

Михаил Чехов в роли Гамлета, МХАТ-2 1924 г. Из книги: Чехов М.А. Путь актера. АСТ, 2003

С 1924 по 1936 год здесь МХАТ-2, созданный Михаилом Чеховым, а после его отъезда из Советского Союза за границу в 1928-м возглавляемый Иваном Берсеневым. В 1936 году МХАТ-2, созданный невозвращенцем Чеховым, цинично в духе советского времени уничтожают.
«Революция, сломавшая основы русской жизни и ее многовекового уклада, открывала, казалось М. Чехову, возможность создания нового русского театра, трагического по своему содержанию и идеального по своим устремлениям…

И.Н.Берсенев

Законнорожденный и в целом законопослушный театр оказался театром-диссидентом, пошел в сторону от «родителей», пошел ощупью, руководимый интуицией Чехова и его «чувством целого», которому он доверял. Другой МХАТ предложил иную модель репертуара, иное актерское искусство, иные отношения с новым обществом и страной, которая параллельно и постепенно превращалась в «невиданное государство». Между страной, возникшей в результате революции, и «невиданным государством», которое окончательно оформится в своем мрачном величии как раз в год закрытия «так называемого МХАТа Второго», был временной зазор. Весь МХАТ Второй уместился в том зазоре, - пишет Анатолий Смелянский в предисловии к книге «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии». - Отсечение «так называемого» 2-го МХАТ, связанного изначально с именем невозвращенца Михаила Чехова, было важной, резонансной, как теперь говорят, политико-культурной акцией, направляющей движение всего советского театра в определенное русло».

 



 

Решением Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП(б) 2-й МХАТ назвали «так называемым» и «посредственным театром, сохранение которого в Москве не вызывается необходимостью».
В день закрытия МХАТ 2-го играли спектакль «Мольба о жизни». Постановление Правительства было уже известно и публике и актерам. Рассказывают, на последнем спектакле на сцене бросали цветы, некоторые плакали, плакал и сам Берсенев»…

Н.И.Сац

Вполне в духе сталинской политики, здание театра теперь отдают на дело необходимое молодой стране. На одну из центральных площадей Москвы переезжает Московский театр для детей, возглавляемый Наталией Сац. 5 марта 1936 года он получает не только новое здание, но и свое новое имя, которое носит вплоть до 1992 года – Центральный детский театр.

История театра

Кинотеатр «АРС», улица Горького (Тверская), 23

Московский театр для детей начался со сказочного спектакля «Жемчужина Адальмины». Его премьера состоялась 13 июля 1921 года в помещении бывшего кинотеатра «АРС». Сегодня в этом здании по адресу Тверская, 23, Драматический театр им. К.С.Станиславского.
На сцену перед советскими детьми вышли безвольный, неумный царь, сонливая царица и ловкий жестокий палач – фактический правитель этого царства. Но пьесу не только не запретили, в помощь молодой и решительной руководительнице детского театра дали самых лучших авторов и режиссеров, на детей работал весь цвет литературы, музыки, режиссуры.
Евгений Шварц, Алексей Толстой, Валентин Катаев пишут для детского театра. Дмитрий Кабалевский придумывает музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а Сергей Прокофьев – музыкальный спектакль «Петя и Волк», знаменитый сегодня на весь мир.

Театр Незлобина

В здании на Театральной площади, тогда театре Незлобина, Наталья Ильинична впервые побывала, будучи девочкой, слушая 11 марта 1911 года концерт с участием Сергея Рахманинова. Тогда она считала за величайшее счастье ютиться под крышей: «…стоячее место на галерке в ложе «парадиза» было для меня, как смеялась мама «настоящим раем».
И вот спустя 25 лет Наталья Сац входит в зал, который затронул в ее памяти такие яркие детские воспоминания… «Обвожу глазами весь зал, поднимаю глаза вверх – вот они, стоячие места ложи «парадиза». Наши зрители никогда не будут там стоять – верхние балконы для них теперь наглухо закрыты». Зато из этой ложи очень удобно и радостно смотреть на огромный зал, заполненный только детьми. «Как удобно, по-хозяйски, сидят они в обитых красным бархатом мягких креслах, с каким удовольствием ждут начала «своего» симфонического концерта»…

Знаменитые театральные художники Вадим Рындин и Петр Вильямс создали новый интерьер театра, не затрагивая внутренней архитектуры здания. «Они сделали чудесные эскизы внутреннего оформления. В полукруглых нишах теперь висели красочные панно, рассказывающие об истории театра. Главная лестница из раздевалки в фойе была превращена в зимний сад: кусты сирени, розы, хризантемы. Каких только там не было цветов! И буфет, и мебель, и игрушки в фойе – все было сделано специально для детей художником-архитектором Г.Гольцем, - пишет Наталья Сац в книге «Новеллы моей жизни».

В доме на Театральной площади, 2 ей не долго пришлось быть хозяйкой. В 1937-м Наталья Ильинична Сац была арестована и, будучи женой репрессированного И.Я.Вейцера, а, стало быть, «членом семьи изменника Родины», сослана в ГУЛАГ. После освобождения ей не сразу удалось вернуться в Москву. А после возвращения пришлось начинать жизнь заново. Новым огромным делом ее жизни стал Детский музыкальный театр – мечта всей ее жизни – носящий сегодня ее имя.

Л.А.Волков

В 1941-м театр эвакуировался в Кузбасс. Ставили премьеры, играли перед шахтерами, в госпиталях, детских домах. Домой вернулись в 1943-м. Но здание театра уже было занято Малым театром, и ЦДТ после полугода скитания получает временное помещение на ул. Пушкина. В этот нелегкий период при театре открывается своя студия – настоящая школа, готовящая будущих артистов для театра. Со студентами студии будут приходить заниматься педагоги из Большого и МХАТ. А в 1947-м театр возвращается в свой дом на Театральной площади (в 1919-1991 – площади Свердлова). Руководит театром ученик Евгения Вахтангова Леонид Андреевич Волков.

О.И.Пыжова К.Я.Шах-Азизов В.С.Розов
 

В 1948-м году руководителем театра становится Ольга Ивановна Пыжова, актриса МХАТ. В этом же году в ЦДТ приходит новый директор – Константин Язонович Шах-Азизов, который пробудет его директором (а в трудные переходные годы и художественным руководителем) вплоть до 1974 года. Год спустя на сцене театра – премьера первой пьесы Виктора Розова «Ее друзья» - драматурга, прочно вошедшего в историю не только детского, но и всего отечественного театра. Почти все его пьесы будут поставлены на сцене ЦДТ-РАМТа. В период управления театром К.Шах-Азизова здесь работает Георгий Товстоногов.

М.О.Кнебель А.В.Эфрос О.Н.Ефремов

По иронии судьбы в 1955 году руководство театром принимает выпускница студии Михаила Чехова и школы при 2 студии МХАТа Мария Осиповна Кнебель, пришедшая в ЦДТ в 1950-м в качестве режиссера. Мария Кнебель приглашает в театр своего ученика, выпускника мастерской Н.Петрова и М.Кнебель в ГИТИСе Анатолия Эфроса. А затем и Олега Ефремова.
Анатолий Эфрос за 10 лет работы в театре ставит 14 спектаклей, среди которых «Борис Годунов» А.Пушкина, «Женитьба» Н.Гоголя, пьесы В.Розова, В.Катаева, С.Михалкова, и спектакль, о котором говорит вся Москва, - «Друг мой, Колька!» А.Хмелика. В ЦДТ состоялся и режиссерский дебют О.Ефремова. В годы работы в ЦДТ у обоих мастеров родилось решение создать собственные театры.
Мария Кнебель руководит театром до 1960 года. А с 1966 по 1968 она – главный режиссер театра.

В.В.Кузьмин

В 1974-м художественное руководство театром принимает Владимир Валентинович Кузьмин, директором становится Владимир Иванович Полупарнев. В трудные застойные 70-е они не прекращали создавать спектакли, учившие мыслить и страдать. В репертуаре ЦДТ появляются спектакли о школе, спектакли для подростков и их родителей. На сцене в эти годы – «Печальный однолюб» С.Соловейчика, «Разговоры в учительской» Р.Каца, «Враги» М.Горького, «Молодая гвардия» Фадеева, «Сказка о четырех близнецах» П.Панчева.
В эти годы в театре работают режиссеры Анна Некрасова, Валерий Фокин, Павел Хомский, Леонид Эйдлин, Сергей Яшин.

А.В.Бородин С.Б.Бенедиктов Е.М.Долгина

В 1980-й у Центрального детского начинается новая жизнь. К руководству театром приходит Алексей Владимирович Бородин. Его единомышленники – художник Станислав Бенедиктович Бенедиктов, режиссер-педагог Елена Михайловна Долгина и новое поколение актеров – становятся костяком той команды, которая по сей день строит вместе с ним театр, вот уже почти 20 лет почетно носящий новое имя – Российский академический Молодежный.
Алексей Бородин открыл двери не только новой драматургии (в театр пришли Юрий Щекочихин, Александр Червинский, резко обозначив новую линию развития театра), он перестал делить искусство на детское и взрослое, считая, что молодость включает в себя все периоды становления человеческой личности: детство, отрочество, юность. Его труппа – всегда молода и энергична, он приглашает в театр новых режиссеров, экспериментирует с новыми формами, осваивая новые пространства театра и – главное – никогда не опуская внутренней планки. Приходящие в РАМТ зрители могут не бояться за то, что будут унижены или обмануты увиденным.

Сегодня в театре, помимо спектаклей Алексея Бородина, идут постановки Владимира Богатырева, Юрия Еремина, Миндаугаса Карбаускиса, Кшиштофа Занусси, Павла Сафонова, Антона Яковлева и многих других мастеров и начинающих режиссеров.
Авторы, которых мы ставим – Борис Акунин, Александр Володин, Николай Гоголь, Александр Грин, Михаил Зощенко, Редьярд Киплинг, Евгений Клюев, Томас Манн, Владимир Набоков, Фредерик Стендаль, Том Стоппард, Марк Твен, Теннеси Уильямс, Людмила Улицкая, Антон Чехов, Евгений Шварц.
Среди наград театра – премии Международного театрального фестиваля им. А.П.Чехова и Национальной Театральной премии «Золотая Маска». И многое еще впереди…

Ольга Бигильдинская
Анна Емельянова