Выпуск № 5
Февраль 2010 г.
ЗАКУЛИСЬЕ
Тайны театральных «портретистов»
 

Краски, кисти, палитра, основной тон - к этим и подобным терминам герои нашего повествования обращаются каждый день. Наверное, это художники, подумали Вы. И правильно! Сегодня мы расскажем о художниках, которые вместо холста используют… человеческое лицо. О секретах одной из самых востребованных профессий в мире театра, кино и шоу-бизнеса, профессии гримера, поведала нам художник по гриму РАМТа Людмила Алексеевна Левченко.

Незадолго до спектакля в гримерном цеху начинается жизнь

Что же такое грим? Это короткое слово, которое дало название отдельному направлению в художественном искусстве театра, а так же целой профессии, произошло от французского слова «grime», буквально – забавный старикан, или староитальянского «grimo» – морщинистый. Говорящий перевод, не правда ли? Сегодня гримом называют изменение внешности актера с целью создания выразительного образа героя согласно концепции и стилистического решения спектакля. Гримом также называют сами краски, используемые художниками для изменения облика актера.

Красочное материаловедение

На сегодняшний день существует несколько типов грима. Жировой грим – самый «заслуженный», так как появился раньше других видов театральной краски. Его основу составляет вазелин, в который добавляются различные пигменты. Благодаря такой основе, жировой грим имеет кремообразную консистенцию, легко и очень быстро наносится, выглядит ярким, не вызывает раздражения кожи, но очень плохо отстирывается с костюмов. В РАМТе такой грим чаще используется в детских спектаклях, где требуются особенно сочные цвета. Аква-грим – разводится водой. Такие краски удобно наносить на лицо или волосы с помощью кисти. Седина, выбеленные лица-маски выполняются именно с помощью аква-грима.

Пудра

Профессиональная косметика, или сухой грим, в который кроме жировой основы и пигмента добавлено большое количество пудры, используется гримерами чаще всего. В театральном магазине грим продается целыми палитрами, где собраны разные оттенки одного цвета. Так, гримеры Молодежного используют палитру тона кожи, состоящую из восьми оттенков. Точное попадание в естественную пигментацию кожи актера крайне важно, потому что заметная цветовая граница между гримом и чистой кожей выглядит неестественно и некрасиво.

Александр Гришин в «Приглашении на казнь»

Однако никаким гримом не покрасишь волосы! Для этого используются специальные лаки. С их помощью можно легко превратить русого в блондина, брюнета в шатена и наоборот. Так, Алексей Розин, играющий Масу в спектакле «Инь и Ян», на самом деле русый, регулярно в гримерном цехе приобретает иссиня-черный оттенок волос, по которому так легко узнать жителя страны восходящего солнца.

Помимо профессионального грима, наши мастера используют обычную декоративную и лечебную косметику – туши, кремы, пенки для умывания, молочко для снятия макияжа. Все это требуется постоянно и составляет значительную часть расходов театра.

О тонкостях постижа, или зачем гримерам нужен спирт

Законченный грим невозможно представить себе без прически. За нее в театре тоже отвечает гример. Иногда, чтобы сделать сложную укладку, актерам приходится сесть в гримерное кресло задолго до начала спектакля. Надеть парик – тоже дело не быстрое. Парики, шиньоны, бороды, усы, бакенбарды, а так же ресницы, относятся к постижерским изделиям. Отсюда и второе название профессии нашей героини – гример-постижер.

Постижерские изделия выполняются из совершенно разных материалов, синтетических и натуральных. К последним относится жесткий и от этого редко используемый конский волос, волос сарлыка, буйвола и, конечно, натуральный человеческий волос. Выбор материала зависит от того, какими свойствами должен обладать парик, и как в конечном итоге выглядеть. Все эти материалы хорошо переносят окраску и расчесывание, чего нельзя сказать о завивке. Синтетические парики нужно завивать с большой осторожностью и ни в коем случае не на щипцы, а только на бигуди.

Каркасы, или монтюры, париков шьются из сетки или английского тюля с разным диаметром ячеек – от этого зависит плотность монтюра. Раньше, если требовалось повысить жесткость каркаса парика, в него вшивали пружинки, обмотанные ленточками, что значительно утяжеляло всю конструкцию.

Сейчас парики в РАМТе за недостатком времени практически не шьются, а только ремонтируются, и при необходимости изменяются их размеры или плотность. Для ремонта, как и для изготовления париков, используются специальные изогнутые крючки, похожие на рыболовные, которыми на монтюр прикрепляется отдельно каждый волосок, то есть выполняется тамбуровка. Без сомнения, мастеру-постижеру требуется ангельское терпение!

Секрет превращения мужчин в героев спектакля «Инь и Ян» - в этих коробочках

В нашем театре есть просто уникальные изделия! Например, парик Билетерши из спектакля «Чисто английское приведение». Если вы помните, Привидение выстригает и даже выдирает из прически Билетерши целые пряди. Не пугайтесь! Это парик. И его не придется чинить заново. Пряди, которые из него выдираются, прикреплены к монтюру с помощью липучек. Заметьте, что на поклон Билетерша выходит опять с аккуратной прической. Вот такое остроумное изобретение гримеров РАМТа.

ой, у Вас ус… отклеился…

Нет ничего смешнее, чем слетевший не вовремя парик или отклеившийся ус! Для того, чтобы подобные казусы не случались в неподходящий момент, постижерские изделия нужно как следует прикрепить к голове и лицу. Если персонаж очень подвижен (как герой Алексея Блохина в «Чисто английском привидении») , то парик надежнее прикрепить с помощью тонкой и незаметной резинки. Но, как правило, все постижерские изделия приклеиваются по краю к голове (парик) или лицу (усы, бакенбарды) с помощью специального – сандарачного – клея или мастики. Сандарачный клей состоит из растительных смол, которые разводят в концентрированном спирте.

У всех постижерских изделий свое место. Усы, баки и ресницы хранятся в футляре

Такой раствор быстро затвердевает и надежно удерживает постижерское изделие на положенном месте. Однако снять его не так-то просто. Необходимо размягчить слой клея спиртом, чтобы «ус отклеился». Надо сказать, вся эта процедура достаточно болезненна. И остается только подивиться мужеству актеров, которые, скажем, на спектакле «Берег утопии» меняют грим по три-четыре раза и даже больше.

И вот спектакль закончен. Парики, усы, бороды и баки благополучно сняты. Что с ними происходит дальше? Гримеры аккуратно расправляют их и складывают в коробки, парики надевают на специальные деревянные стойки, и убирают в высокие шкафы – до следующего спектакля. Если постановка уходит со сцены навсегда, то постижерские изделия, как правило, списывают. Едкий клей и интенсивная «носка» делают практически невозможным их последующее использование, так как они зачастую не доживают даже до следующего сезона.

Рождение образа

«Режиссер с художником, придумывая общее оформление спектакля, уделяют серьезное внимание гриму, для того, чтобы грим, так же, как и другие элементы, составляющие сценический образ спектакля – декорации, костюм, свет – не  выпадал из общего стиля оформления. Оформление спектакля по гриму отражает общий режиссерский замысел, определяющий стиль всего спектакля в целом.
Разработку грима спектакля берет на себя художник по гриму.

Чтобы начать работу над гримом, необходимо внимательно прочесть пьесу, отмечая те места в тексте, где говорится о внешности персонажа или чертах его характера. Характер человека, его национальность, возраст, даже профессия и биография накладывают на лицо свой отпечаток.
В драматических спектаклях требуется детальная проработка образа, в которой делается упор на психологическую углубленность.

Алексей Розин в "Инь и Ян"

Грим тесно связан с костюмом. Лицо японского слуги в спектакле «Инь и Ян» гримируется в соответствии с прической и ярким национальным костюмом.
Сценический свет так же влияет на цветовую гамму грима и париков. На репетициях это обязательно отрабатывается и корректируется.

При создании образов помогает также знание произведений изобразительного искусства, иллюстративный материал, умение внимательно всматриваться в лица окружающих людей, чтобы в дальнейшем применить эти знания в работе над гримом, помогая актерам найти внешний облик.

Профессия гримера – творческая, но требующая обязательного художественного и профессионального образования. Кроме того, на примере работ опытных мастеров воспитываются вкус, чувства формы, цвета, пропорций, красоты, которые так необходимы в нашей работе», - рассказывает Людмила Алексеевна.

Петр Красилов в «Приглашении на казнь»

Художник по гриму должен иметь художественное видение и воображение, чтобы отразить не только характер героя, но и эпоху, ее стиль в гриме и прическах. И иногда не побояться предложить режиссеру свой вариант решения образа. Во время репетиций «Вишневого сада» Раневской предполагалось сделать прическу из собственных волос актрисы. Но художнику по гриму Людмиле Левченко образ казался незавершенным, и тогда она решилась, ничего не говоря режиссеру, сшить героине парик. Увидев законченный образ, предложенный художником, Алексей Владимирович Бородин полностью одобрил его и согласился с ее решением. А для актрисы Ларисы Гребенщиковой парик оказался настоящим подарком, он позволил ей иначе почувствовать себя в образе: «У меня совершенно по-другому пошла роль, стали выстраиваться другие отношения с Лопахиным из-за внешней красоты!»

При разработке образов будущего спектакля художнику по гриму, помимо знаний, требуется и опыт, и фантазия.

Однажды, работая над спектаклем «Волшебник изумрудного города», Людмила Алексеевна увидела нужный материал для бороды Волшебника на Ленинградском рынке. Им оказалась зеленая мочалка, которая и превратилась в бороду героя спектакля! Для постановки режиссер Алексей Бородин требовал именно перламутро-зеленую бороду, а не настоящую из волос буйвола.

Вообще, на вооружении у гримеров есть целый арсенал способов изменения внешности актера. Но сцена диктует свои условия, и от многих приемов приходится отказываться. К тому же в нашем театре очень динамичные спектакли, поэтому гримерам часто приходится придумывать, как сделать грим проще и легче и создать при этом необходимый эффект.

Петр Красилов в «Приглашении на казнь»

Так, в театре практически не используются пластические накладки – они достаточно тяжелы и рискуют отвалиться в самый неподходящий момент. Поэтому корректировка деталей лица здесь осуществляется в основном живописными способами. Сделать более узкое лицо из круглого можно при помощи румян, соотношения двух тонов, прически, баков и бород. Нос «картошкой» получается, если нарисовать темную перемычку в центре, какие-то части носа высветлить, добавить блики.

Янина Соколовская в «Приглашении на казнь»

Чтобы лицо выглядело худым и нездоровым, затемняют подскуловые впадинки и область под глазами. Если нужно, наоборот, добавить лицу объема, рисуют шаровидные и мягкие формы щек, подбородка, лба и глаз. Для того чтобы подобные изменения выглядели гармонично, мастер-гример должен в совершенстве знать анатомию лица человека, чувствовать его фактуру.

Янина Соколовская в «Приглашении на казнь»

При разработке образа важно также учитывать, на какой сцене будет идти спектакль, кому он адресован – детям или взрослым. Так, для спектаклей малых форм или чтецких вечеров в фойе делаются прозрачные, тонкие гримы, иногда просто припудривается лицо. Гримы для спектаклей большой сцены очень яркие и плотные. Детские постановки отличаются тем, что в них используются насыщенные тона и характерные гримы.

Территория грима

Рабочее место гримера

Каждому мастеру должно быть удобно работать. Вид гримерного стола складывался десятилетиями и к настоящему моменту достиг максимального комфорта.

Как правило, гримировальные места располагаются вдоль стены. Сам стол имеет небольшие размеры, по обе стороны от него размещены шкафы, в которых хранятся необходимые принадлежности. Прямо над столом закреплено большое зеркало. Оно нужно не столько артисту, сколько самому гримеру, который выполняет работу, ориентируясь на изображение в зеркале.

Принципиальный  вопрос – освещение гримировального столика. На сцене, под лучами прожекторов, лицо актера теряет всякую выразительность, черты лица сглаживаются и становятся плохо различимыми. К тому же если актер выйдет на сцену с чистым лицом, он выдаст тем самым актеров, которые грим нанесли. Потому освещение в гримцехе тщательно продумано: каждое гримировальное место снабжено двумя типами ламп – теплого желтого и холодного белого цвета. Такое сочетание наиболее точно имитирует дневной свет, в котором отчетливо видны все дефекты кожи. А яркость этих ламп соответствует яркости сценического освещения (софитов). Лампы включаются обычно только во время грима лица – слишком яркий свет раздражает глаза. Прическа же выполняется при общем свете.

Полностью готовое к работе место гримера лишено посторонних вещей. Мы видим на нем только самое необходимое – краски, кисти, сандарачный клей, пудру, бигуди, щипцы, невидимки, шпильки, лак, мусс, гель для волос. Все расположено так, чтобы в нужный момент нужная вещь оказалась под рукой.

Перегримировка за сценой. Диана Морозова в «Приглашении на казнь»

Конечно, работать за удобным столом – одно удовольствие. Но иногда грим приходится выполнять в совершенно экстремальных условиях, например, за кулисами, при минимальном свете, во время переодевания, которое рассчитано по секундам. Чтобы освободить руки, гримеры надевают специальные пояса, в которые можно убрать необходимые материалы. Только опыт позволяет сделать качественный грим, не видя перед собой общую картинку, предположить, как поведет себя цвет при другом освещении. Работа в экстремальных условиях – настоящая проверка профессионализма гримера.

Покой им только снится

У гримеров восьмичасовой рабочий день. Так что если мастер дежурит вечером на спектакле, то утром он имеет возможность выйти попозже. Но, как говорит Людмила Алексеевна, в этой профессии можно трудиться круглые сутки.

Днем всегда есть работа по ремонту постижерских изделий. В это же время готовится грим на завтра. Примерно за два часа до спектакля начинают приходить актеры. Первыми, как правило, женщины, которым нужно сделать сложную прическу. Скажем, на спектакле «Инь и Ян» это Нина Дворжецкая, Анна Тараторкина, Дарья Семенова. На «Приглашении на казнь» - Янина Соколовская, Диана Морозова.

Актер приходит, садится в кресло. Если нужно завить волосы, это делается в первую очередь. Потом следует очищение лица, наложение основы под грим (крема) и общего тона. Многие актеры умеют делать это сами, и приходят уже с «готовыми лицами», что облегчает работу гримеров. Затем следует корректировка деталей лица и закрепление грима специальным составом. Постижерские изделия надеваются и приклеиваются в самый последний момент, иногда непосредственно перед выходом на сцену.

После третьего звонка гримеры перемещаются из цеха за кулисы. Там они делают необходимые по ходу действия «перегримировку» или просто подправляют макияж, если что-то «потекло» под горячими лучами софитов или отклеилось.

Спектакль окончен, но работа гримеров продолжается. Сейчас нужно помочь актерам снять грим, героически отклеить бороды, усы, снять парики, убрать все на свои места.

Ксения Семенова

В РАМТе случается до пяти-шести спектаклей в день. Поэтому рабочие дни гримеров бывают очень напряженными. Заведующая цехом Ксения Семенова рассказывает: «Приходится изобретать разные способы ускорения процесса грима. Так, например, Ульяну Урванцеву для спектакля «Идеалистка» гримируют сразу два мастера – один занимается прической, второй лицом. Это нужно, чтобы актриса, прибежавшая с репетиции, успела еще пройти какие-то сцены перед спектаклем, настроиться на него». Всего в нашем театре одиннадцать гримеров, из которых только четверо в штате. Конечно, для такого большого театра это немного. Воистину, каждый мастер здесь на вес золота!

Распорядок жизни гримерного цеха очень меняется во время выпуска спектакля. 
Всю ответственность за образ персонажа берут на себя художники по гриму, выпускающие спектакль. Но остальные тоже участвуют в обсуждении и пытаются как можно быстрее запомнить технику выполнения грима. Как правило, в этот период мастера работают командно, выходят в зал, смотрят, как актеры выглядят на сцене в костюмах, решают, что нужно добавить или убрать в гриме. Вносятся коррективы, и артиста в готовом гриме фотографируют, чтобы любой даже приглашенный мастер мог загримировать артиста к спектаклю.

Горести и радости театральных гримеров

Гримерам невозможно не позавидовать – они каждый день видят наших кумиров, работают с ними, разговаривают, общаются. Но мы и не подозреваем, что здесь возникает масса тонких и необходимых профессиональных требований к гримеру – он не может позволить себе быть в плохом настроении, не может допустить, чтобы актер ушел от него расстроенным. Он должен уметь разрешать недоразумения в коллективе, создавать положительный настрой на работу. Иногда это требует приложения значительных усилий. Как не устает повторять Людмила Алексеевна – гример должен быть психологом!

И, как это ни странно, многие из тех, кто получил профессию гримера, в будущем поступают в университеты и получают высшее психологическое образование. А потом… снова возвращаются в театр. Среди театральных гримеров много профессиональных художников, бывших инженеров, психологов, актеров. Почему? Загадка. Что их привлекает в этой сложной, иногда нервной и малооплачиваемой работе? Наверное, возможность творить, возможность почувствовать огромное удовлетворение от добросовестно выполненной трудоемкой и ответственной работы, причастность к общему делу, к общему чуду под названием Спектакль.

«Чудесно, что нам, опытным гримерам, на смену приходят молодые. В нашем цеху работают выпускницы театрально-художественного колледжа Наташа Миронова и Наташа Кузибаева – прекрасные специалисты по гриму.

Ксения Семенова

А Ксения Семенова пришла в театр, еще учась на втором курсе ТХК. Сегодня она заведует гримерным цехом РАМТа и как мастер уже имеет ряд самостоятельных спектаклей, где выступает художником по гриму. Последние премьеры театра – «Под давлением, 1-3», «Алые паруса», «Ничья длится мгновенье» - ее работа».

p.s. Если Вы, дорогой читатель, решите стать гримером, то помните, что этому делу надобно учиться. Сегодня профессию гримера можно получить за четыре года. В Москве гримеров кино и телевидения готовит Театрально-художественный колледж № 60.

Мария Рузина

Посмотреть фоторепортаж