Выпуск № 8
Октябрь-Ноябрь 2010 г.
СОБЫТИЯ

Осенний бал в театре

   
 

Второго октября в РАМТе прошел Осенний бал. Он был организован РАМТом совместно со школой-студией старинного бального танца «Ангаже».

У входа в театр курили два господина. Первый – гусар в мундире наполеоновских времен. Другой – вылитый Пушкин – светлый фрак, блуза с рюшами, белые перчатки, красный бант и пояс, седые бакенбарды…
- Извините за беспокойство, можно задать вам несколько вопросов о бале?
- Извольте, сударыня…

Вадим Григорьевич Дудченко, председатель художественного совета Ансамбля реконструкции исторического танца «Вензеля Alexandrine»:
- Мы представляем два клуба исторического бального танца – «Бал в русской усадьбе» и клуб «Вензеля Alexandrine». Исследуем эпоху XIX века, как Вы можете видеть по костюмам. На Сергее - мундир воинского гусарского полка 1809 года, а у меня – так называемый светский костюм моды эпохи бидермейер, она следует за эпохой ампир. Эпоха пушкинского романтизма. Это наше хобби – возрождение русской культуры в необычной форме культуры балов. Сегодня здесь, например, культура бала совмещается с театром, что было принято в то время. А в коллективе Сережи реконструируется бал в русской усадьбе.
- Имеет ли ваше занятие что-то общее с популярными ролевыми играми?
- Ни в коем случае. Это совершенно другое. Наше занятие – это порыв души. Но занимаемся мы этим серьезно. С педагогами, балетмейстерами, костюмерами.

Господа откланялись и поспешили в танцевальную залу. Я же увидела еще одну пару любителей XIX века. Мужчина с кудрями до плеч, в синем фраке с золотой тесьмой и в светлых панталонах что-то нашептывал очаровательной молодой даме в нежно-розовом платье с вырезом, притягивающим внимание не только своей глубиной, но и замысловатым колье с множеством белых блестящих бусин. Девушка обворожительно картавила, обмахивалась веером и употребляла лексикон исключительно высокого штиля. Я обратилась к мужчине с вопросом о его увлечении.
- Мы увлекаемся бальной культурой XIX века. Поэтому мы сами шьем платья, разучиваем танцы, собираем благородные общества, проводим балы в самых разных местах. Видите ли, в Москве не менее пяти хорошо танцующих клубов. Их все можно называть клубами любителей исторического танца.
Это не вполне историческая реконструкция. Но и не просто танцы, а полное воссоздание бальной культуры. Мы выезжаем за город, устраиваем пикники, танцевальные вечера в поместьях. Соблюдаем бальный этикет, правила пользования аксессуарами. У нас есть  специальный приказ по полкам реконструкторов: на подолы девушкам не наступать.
- Я правильно понимаю, что почти все присутствующие на мероприятии – это члены клубов исторического танца?
- Нет, почему же? Здесь есть довольно много людей, которые пришли в первый раз.

Кавалер указал на свою даму.
- Да, я, например, просто гость. Посетила несколько мастер-классов и отправилась на бал. Мастер-класс рассчитан на нетанцующих людей. Так что я смогла подготовиться к балу, хотя есть такие особо сложные танцы, в которых я пока не могу участвовать: венский вальс, мазурка, например. Платье мне шили на заказ специально к балу. Я с нетерпением ждала этого события! Это же, как в сказке про Золушку!
- Это и есть сказка, которую мы сами создаем. А когда вы разучите остальные танцы, мы с вами отправимся на большой бал во Флоренцию!  - подхватил кавалер.
- Вот видите, во Флоренцию! Кто же не мечтал в детстве попасть на бал в длинном изумительном платье? Вот и я заготовила туфельки («Золушка» приподняла волнистый подол платья и выставила маленькую ножку в изящной розовой туфельке с бусинками) и приехала танцевать.
- Ах, какая прелесть, - воскликнул новоиспеченный ухажер.
- Ох, извините, мне пора, - сказала «Золушка», и поспешила, поддерживая рукой платье. Кавалер в мгновение ока вихрем унесся за ней, на ходу крича мне, что больше не может разговаривать.

 

 

Александр Кулик, помощник руководителя клуба «Ангаже»:
- Идея проведения бала в театре родилась у нас очень давно. Утвердились мы в этом мнении полтора года назад, когда были в Вене. Мы не пожалели денег, сходили на бал, и решили, что можем сделать это в Москве лучше, веселее и дешевле, что не маловажно. Видите, сколько людей получают удовольствие. Минимальная стоимость бала в Вене – около 100 евро. Большой, хороший бал стоит 150-200. В то время как средняя цена в Москве 700 – 1000 рублей. Бывает до полутора тысяч, не больше. Бал – это удовольствие, а удовольствие не должно напрягать.

К тому же, здесь нет ни одного профессионала. Здесь собрались просто фанаты этого дела. Это люди совершенно разных профессий, но все они увлекаются культурой бальных танцев.

- Много ли на балу тех, кто не состоит в танцевальных клубах, а попал на бал впервые?
- На данном балу соотношение примерно 4 к 1. То есть, на четырех участников клубов приходится один новичок. Мы, честно говоря, думали, что соотношение будет немного другим. Мне казалось, что люди придут, просто увидев афишу в театре. Но это только первый бал, я думаю, в будущем мы сможем привлечь больше людей.
Здесь много тех, кто раньше не занимался бальной культурой, а перед балом они стали ходить к нам на мастер-классы и очень хорошо подготовились.
- Были ли сегодня те, кто не прошли на бал по дресс-коду?
- Нет, сегодня таких не было. Мы старались быть лояльными. Тут есть и девушка в свадебном платье, причем абсолютно современном. Вот, видите, мужчина в красной бабочке пришел. Мы отдаем себе отчет в том, что это не совсем правильно, но все же закрыли на это глаза. Подавляющее большинство гостей соблюли все правила. И благодаря этому получилось воссоздать атмосферу настоящего бала. Да, можно нарядиться в очень красивое современное коктельное платье. Но тогда не будет атмосферы.

Режиссер-педагог РАМТа
Алла Лисицина и директор театра Владислав Любый

- Почему вы решили провести бал именно в РАМТе?
- Во всем движении реконструкции бальной культуры проводится достаточно много балов. Сегодня здесь представлены 7 или 8 клубов. Они организуют балы на разных площадках. В Екатерининском дворце, в усадьбах, например. Но в театре бала еще не было, и эта мысль нас очень сильно увлекала. Когда я 4 года назад в первый раз попал в этот зал, эта мысль мне в голову еще не пришла. Но когда я пришел в это фойе прошлой зимой, я понял, что это идеальное место. А потом еще и выяснилось, что у директора театра тоже были мысли в этом направлении. Многие тогда отнеслись к этому с недоверием, приходили посмотреть, что за зал. В этом зале, однозначно, проходили балы в 19 веке. Тогда было принято устраивать балы в театрах. И, по-моему, все получилось очень удачно.

Справка РАМТографа:

БАЛ м. франц. съезд, вечернее собрание обоего пола для пляски. Бальник м. бальница ж. охотник до балов. Бал: черт с печки упал. (Словарь Даля)
Балы, как и прочие продукты европейской культуры, в России ввел Пётр I. До того времени «благородное» общество проводили досуг за молебном, пиром и охотой. В петровскую эпоху молебен сохранился, но пир и охота заменились на более изысканные занятия: бал и прогулку. Большой любительницей балов была Елизавета I.
Бальный этикет в России сложился к началу 19 века. При дворе бал устраивался три раза в год: на Рождество, Крещение и на Пасху. На подобных балах присутствовало до 3000 человек, и состояли они иногда даже из пяти отделений. Дамы шили придворные платья, а мужчины надевали мундиры по чину. Программа танцев была постоянной: полонез, вальс, французская кадриль, котильон, мазурка. В полонезе участвовали только императорская фамилия и высшие придворные чины. Танцами руководили «дирижеры», которые показывали фигуры и раздвигали круг.

Индира Валеева

Посмотреть Фотогалерею