РАМТограф. Олег Николаевич Ефремов
 
 
Выпуск № 15
Март 2012 г.
СТРАНИЦА ПАМЯТИ

Олег Николаевич Ефремов

 
   
   
 

Возвращаюсь недавно из школы, где работаю учителем. Идем с 16-летней ученицей до метро и успеваем перекинуться парой мыслей.
– А я теперь тоже ученица – в Пресс-клубе Молодежного театра. Сейчас про Олега Ефремова пишу.
– Не слышала, известный какой-то?
В момент моего изумленного замешательства девочке как раз пришло время попрощаться и нырнуть в подземный переход, ведущий в кривые арбатские переулки. А ведь Олег Николаевич и родился на Арбате…
Я не стала читать ей лекцию о большом актере, режиссере и педагоге, начавшем свой профессиональный путь в Центральном детском театре. Но теперь в моей статье появился больший смысл. Я как бы невзначай кину ребятам «на мыло» ссылку на эту статью о блистательном Олеге. Чтобы знали. Чтобы помнили…

Олег Ефремов родился в 1927 году в доме купца Коровина, что на углу Староконюшенного и Гагаринского переулков, поделенного пролетариями на коммуналки. Друг детства и одноклассник Ефремова Николай Якушин в книге «Пространство для одинокого человека» писал о молодом Олеге: «Он резко выделялся среди других учеников своим поведением, общением с товарищами и учителями. Это был какой-то сгусток энергии. Он вечно куда-то торопился, бежал, спешил и буквально не мог усидеть на одном месте». Очень скоро Олег нашел и дело себе по душе – пошел в театр при Доме пионеров. А после школы уже твердо решил, что театральное искусство – его смысл жизни.

Цели были амбициозные. В студенческом дневнике Ефремова есть запись: «Я буду главным режиссером МХАТа!» Преодолев громадный конкурс в студию Художественного театра (по словам Олега Николаевича, около 500 человек на место), в мае 1945 года он попадает в мастерскую Василия Топоркова, ученика К.С.Станиславского. Заканчивая студию, рассчитывает играть на подмостках родного Художественного, главного театра страны. Но Ефремов слишком горяч, самобытен, полон кипучей энергии. Во МХАТ его не берут.

На студенческих подмостках Олега в роли Ивана-дурака замечает режиссер ЦДТ Мария Кнебель. Обладая поразительной наблюдательностью и чуткостью к людям, Мария Осиповна тут же приглашает молодого Ефремова на сцену Детского.

«Ее друзья», Володя. Светлана –
Галина Новожилова

В этом же году – 1949-м – в театр приносит свою первую пьесу начинающий драматург Виктор Розов. И Олег Ефремов получает в новом спектакле «Ее друзья» роль Володи. Постановка режиссера Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова о десятикласснице, потерявшей зрение, и ее новых отношениях с товарищами была встречена прохладно, заголовок одной из газет выносил вердикт: «Ошибочное решение важной темы». Писали о надуманности ситуации, слишком мрачных тонах спектакля.

Однако было и положительное. Все критики сошлись в убедительности актера Ефремова, который играет так, будто «на сцене не актер, а много раз виденный нами в жизни школьник – в военной гимнастерке с отцовского плеча и с книгами, засунутыми за ремень». Журналисты пишут о природном уме артиста, его искренности, задушевности. Но и журят за то, что он говорит слишком тихо для театра, «многое не доходит до зрительного зала». Уже тогда, в начале своего пути, Ефремов думал об изменении манеры сценической речи, чтобы не кричать, а говорить, как в жизни. Чуть позже актеров созданного им «Современника» будут обвинять в «бормотательном реализме».

«Конек Горбунок», Иван

Постановка «Конька Горбунка» (1952 г.) Марией Кнебель и Анной Некрасовой по сказке Ершова сделала Олега Ефремова любимцем публики. Без трюкачества, со вкусом был сделан «Горбунок». Иван у Ефремова был простым, сметливым, мужественным, отнюдь не дурачком. Крестьянский сын благороден и дальновиден, его душу не смогли исковеркать ни тяжелые обстоятельства, ни злые люди, ни царские милости. Спектакль вызвал восхищение детей – самых непосредственных зрителей в театре. Как замечал Виталий Вульф в своей передаче «Мой серебряный шар», за Олегом после спектакля стали толпами ходить девушки-поклонницы – не это ли показатель успеха?

«Страницы жизни», Костя

Исполнив Костю в «Страницах жизни» (1953) режиссера Марии Осиповны Кнебель, Ефремов окончательно влюбил в себя молодежь, Предельная правдивость, полнокровность образа, точность и естественность – вот что завораживало в молодом Ефремове.

Киновед Армен Николаевич Медведев писал о своих впечатлениях от спектакля: «…наступила премьера розовской «Страницы жизни» – пьесы о том, надо ли человеку учиться или он должен смириться со своим положением работяги. Был там персонаж Костя – молодой человек, который учиться не хотел и очень гордился своей татуировкой, – обаятельный негатив по отношению к главному герою. В этой роли я и увидел Олега Николаевича на сцене впервые. Что показал Ефремов в этой роли, пересказать невозможно. Он совершенно поразил меня своей фантастической пластикой, и для меня его работа, столь высокого уровня исполнения и столь мощная с точки зрения верности жизни на сцене, была потрясением, своеобразным эстетическим взрывом.
Учительницу играла Валентина Сперантова, в которой были интеллигентность и высота духа, лучшие традиции прошлого. Костя-Ефремов, естественно, в конце соглашается, что учиться не помешает, выжигает каким-то зверским способом свою злополучную татуировку. Это был знак обновления Кости. Но главным свидетельством обновления была сцена, в которой Костя целует старой учительнице руку. Ефремов делал это изящно и невероятно пластично – я мало подобного видел на драматической сцене».

И писательнице Людмиле Петрушевской, тогда еще школьнице, Олег запал в душу именно в этой роли: «Занавес открылся, и он появился в глубине сцены, внимание! Мы забыли обо всем. У него было какое-то необыкновенное лицо… Костя, наш Ефремов, был личный для каждого, школьный, московский, с Пушкинской улицы, с известнейшего проходного двора, кумир с гитарой. У Кости к тому же была странная манера говорить. Он произносил фразы ясно, но слегка с замедлением, с оттяжечкой в бас, его непередаваемое тайное веселье как будто что-то обещало – во всяком случае, от голоса Кости у девочек и мальчиков замирали сердца, хотелось вокруг него стоять кружком, слушаться его, бегать для него за папиросами и пивом, или быстро вырасти и куда-нибудь с ним пойти… Куда угодно».

«Гельголанд зовет», Вальтер Дилле.
Эрнст – Евгений Перов

Актерское и человеческое очарование Олега Ефремова проявлялось во всех работах. В спектакле по пьесе Кузнецова «Гельголанд зовет» (1953 г.) режиссера Валентина Колесаева он играл молодого рабочего Вальтера Дилле. Это был спектакль о борьбе германской молодежи за остров Гельголанд, после войны служивший военной базой англичанам. Газета «Московский комсомолец»  отмечала, что «перед актером была опасность повторить в новом варианте образ руководителя, который ни в чем не ошибается, все делает солидно, основательно, который не разговаривает, а декларирует. У Ефремова Вальтер Дилле глубоко человечен – прост и приветлив, обаятелен и весел».

«В добрый час», Алексей
Одну из главных ролей сыграл Олег Ефремов в спектакле  у Анатолия Васильевича Эфроса «В добрый час» (1954 г.). Именно тогда и сдружились два больших дарования. Эта пьеса Розова о выпускниках 50-х гг. получила экранное воплощение в 1956 году, оттого ее многие знают и помнят. Главная героиня, Анастасия Ефремовна (Людмила Чернышова) изо всех сил пытается построить идеальный быт, самостоятельно решить судьбу младшего непутевого сыночка. Но размеренную жизнь семьи Авериных нарушает Алексей (Олег Ефремов) – дальний родственник из далекой сибирской деревни. Он останавливается в профессорской семье, готовится к экзаменам в университет.

С.Богомазов в своей статье в «Московской правде» отмечал, что «артист играет сдержанно, скупо, в мягких «полутонах», добиваясь верного психологического решения образа». Алексей у Ефремова волевой, мужественный, упрямый.  Критик О.Дзюбинская в «Советской культуре» писала: «Ефремову достаточно реплик, нескольких слов, которые он произносит задушевно, почти с нежностью», чтобы  показать своего героя и как человека большой душевной мягкости, лирика, мечтателя. «Отсюда и чудесная, полная юношеского смущения сцена с Галиной, и манера говорить с «тетей Настей» – негромко, почтительно, как бы успокаивая ее».

 

 

 

«В добрый час», Алексей
Спектакль был наполнен искренностью и чистотой, на него ходили не только подростки, но и взрослые, пытаясь понять поколение своих детей. Армен Медведев вспоминает: «Здесь была филигранная разработка характеров, была их парадоксальность, которую в пьесе можно было даже не заметить. На этом спектакле мы все время ахали. Диалог отца и матери, в котором он говорит: «Когда мы были моложе, ты была добрее», а она отвечает: «Сил у меня было больше», – М.Нейман и Л.Чернышева играли так, что нам, подросткам, еще не имеющим понятия, как растрачиваются человеком силы житейские, вернее, как жизнь вытягивает их, казалось, будто из темной комнаты на свет вышел. Удивительный был спектакль, добрый, честный и недежурно оптимистичный».

В следующем 1955 году Олег Николаевич решился дебютировать на сцене Детского театра в роли режиссера. Он поставил музыкальную комедию «Димка-невидимка» Вадима Коростылева и Михаила Львовского.

«Димка-невидимка»,
Димка – Маргарита Куприянова,
сосед Димки – Олег Анофриев

Художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин в интервью «Итогам»  вспоминает, что «первый спектакль ЦДТ – «Димку-невидимку» молодого режиссера Ефремова увидел по телевизору и сразу побежал в театр». Эта была такая яркая трактовка пьесы, что она надолго стала эмблемой театра и несколько десятилетий шла с непременным аншлагом.

Армен Медведев, восхищаясь Ефремовым, описал действие «Димки-невидимки»: «Помню и первый режиссерский спектакль Олега Ефремова в ЦДТ – «Димка-невидимка». В нем волшебство театра представало во всю мощь. Превращения на сцене происходили самым необычайным образом. Когда составленные столы, стулья и швабра, воткнутая на вершину этой мебельной пирамиды, вдруг, иначе освещенные, превращались в корабль, это завораживало. И Геннадий Печников, и Олег Анофриев, и Рита Куприянова играли озорно фарсово. Странно и удивительно, почему Ефремов больше никогда не возвращался к этому жанру игры. Как режиссер, он оказался в этом жанре не менее могучим, чем впоследствии как актер в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». Это была его стихия – перевоплощение».

С Анатолием Эфросом
и Виктором Розовым

Успех этой постановки определил путь Ефремова  в режиссуре. Олег Николаевич, к тому времени уже преподавая в школе-студии МХАТ, решает создать с выпускниками 1956-го свой театр. Игорь Кваша вспоминает, что «над Ефремовым посмеивались, его не очень понимали даже самые близкие люди. Говорили, что он сошел с ума, занимая мальчиков и девочек, которых никто не знает, что надо взять кого-то покрупнее, чтобы был костяк труппы. Но он пер как танк». В «Современнике» вырастут Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Табаков. А через 14 лет Олег Ефремов по просьбе стариков МХАТа исполнит свою студенческую мечту – станет его главным режиссером.

Олег Ефремов
Актёр, режиссёр театра и кино.
Родился 1 октября 1927 года.
В 1949 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Василия Топоркова).
С 1949 года – актёр и режиссёр Центрального Детского театра, преподаватель в школе-студии МХАТ.
В 1956 году создает и возглавляет театр «Современник».
В 1967 году получает звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1969-м –
Народного артиста РСФСР.
С 1970 года — актёр и главный режиссёр МХАТ СССР им. М. Горького.
С 1976 года – профессор школы-студии МХАТ, Народный артист СССР.
Ушел из жизни 24 мая 2000 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в г. Москве.

«Дочка», Каргин. Башилов – Геннадий Печников
«Оливер Твист», Монкс «Мещанин во дворянстве», Кавьель
«Два капитана», Саня «На широкую воду», Андрей Медведев
«На широкую воду», сцена из спектакля
«Борис Годунов», сцена из спектакля

Роли в ЦДТ:

  1. Володя, «Ее друзья», В.Розов, 1949 г. 
  2. Янис, «Я хочу домой», С.Михалков, 1949 г.
  3. Учитель, «Драгоценное зерно», А.Мусатов, 1950г.
  4. Странник, «Город мастеров», Т.Гоббс, 1950 г.
  5. Крестьянин, «Дубровский», А.Пушкин, 1950 г.
  6. Митрофан, «Недоросль», Д.Фонвизин, 1950 г.
  7. Николай Шаповалов, «Романтики», Э.Цюрупа,1950 г.
  8. Степан, «Настоящий друг», В.Любимов, 1950 г.
  9. Французик, «Горе от ума», А.Грибоедов, 1951 г.
  10. Митрич, «Романтики», Э.Цюрупа, 1951 г.
  11. Иван, «Конек Горбунок», П.Маляревский по П.Ершову,1952 г.
  12. Андрей Медведев, «На широкую воду», Н.Реут, М.Скрябин, 1953 г.
  13. Молчалин, «Горе от ума», А.Грибоедов,1953 г.
  14. Костя Полетаев, «Страницы жизни», В.Розов, 1953 г.
  15. Петя, «Ее друзья», В.Розов,1953 г.
  16. Вальред Дилле, «Гельголанд зовет», А.Кузнецов, 1953 г.
  17. Алексей, «В добрый час», В.Розов, 1954 г.
  18. Саня Григорьев, «Два капитана», К.Каверин, 1955 г.
  19. Монкс, «Оливер Твист», Ч.Диккенс, 1956 г.
  20. Кочергин, «Дочка», К.Каверин,1956 г.
  21. Григорий Самозванец, «Борис Годунов», А.Пушкин, 1957 г.

Режиссёрский дебют:  «Димка-невидимка», В.Коростылев, М.Львовский), 1955 г.

При подготовке статьи использованы материалы:
В.Розов «Мой любимый актёр», Москва, «Искусство», 1988 г.
О.Дзюбинская «Большая удача», «Советская культура», 27 января 1955 г.
А.Эфрос. «Репетиция-любовь моя», Москва, издательство «Панас», 1993 г.
С.Богомазов «В добрый час» - новый спектакль ЦДТ», «Московская правда», 1955 г.
А.Медведев «Все о кино», «Искусство кино», Москва, 1999 г.
И.Кваша «Точка возврата», Москва, «Новое литературное обозрение», 2007 г.

Александра Обертынюк