Выпуск № 15
Март 2012 г.
СОБЫТИЯ

«Леля и Минька». Взрослый спектакль о детстве

 
   
   
 

5 февраля на Маленькой сцене РАМТа состоялась премьера спектакля «Леля и Минька», поставленного Рузанной Мовсесян по прозе Михаила Зощенко. «Выбор произведения для этой работы был достаточно случайным, говорит режиссер, я искала материал для участия в фестивале «Арлекин», который проводился в лаборатории «Молодые режиссеры детям», и обратилась к уже давно отложенному материалу. Я вдумчиво прочитала его и поразилась, какие взрослые эти детские тексты».

Сцена из спектакля

Шесть историй, шесть воспоминаний, полет души из сегодняшнего скучного настоящего в то прекрасное, яркое, незабываемое вчера, которое называется детством. У каждого из нас свои воспоминания, которые, как драгоценные бусинки, уложены в шкатулку памяти. И любое событие, извлеченное оттуда, – бесценно. Будь то празднование Нового года, приезд бабушки, встреча с тряпичником,  однодневное «кругосветное путешествие», первая единица в дневнике, история с бильярдными шарами. Да мало ли еще событий из детства хранит взрослая память!

Конструируя спектакль, режиссер идет за авторским текстом: взрослые герои проживают свое детство заново, уже зная, что с ними случится в дальнейшем. И, может быть, поэтому взрослый зритель услышит в спектакле грустную ноту невозвратности жизни.

Минька –
Дмитрий Кривощапов

Режиссер использует простой, но емкий прием для того, чтобы показать перетекание одного жизненного периода в другой, реальности в воспоминания: откуда-то из темноты зрительного зала появляется мужчина (Дмитрий Кривощапов) в сером длинном пальто и шляпе, а за ним и женщина (Анна Ковалева). «В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Выходит, что я сорок раз видел новогоднюю елку. Это много!» – так начинает свой рассказ взрослый Минька. Для ребенка, пришедшего на спектакль, сорок лет – это целая жизнь, почти старость. Для взрослых же зрителей – период зрелости, времени переосмысления многих событий жизни.

Минька – Дмитрий Кривощапов,
Леля – Анна Ковалева

На сцену вышли взрослые герои, но только стоит им повесить свои плащи на гвоздики и снять головные уборы, как они тут же превращаются в озорных ребятишек с горящими глазами. Им скорее не терпится взглянуть на красиво украшенную елку и на подарки, оставленные под ней.

 

Как часто во взрослой жизни людям не хватает именно этих по-детски горящих глаз, которым все вокруг интересно.

Мама – Оксана Санькова,
Бабушка – Татьяна Веселкина

Леля и Минька – сестра и брат. Конечно же, у них есть чудная мама (Оксана Санькова), которая появляется в спектакле, как праздник – с белыми воздушными шарами, по-детски счастливая и несущая с собой счастье. У них есть бабушка (Татьяна Веселкина), в меру ворчливая, в меру заботливая, как и полагается всем бабушкам. А вот папа на сцене так и не появляется, но в спектакле он присутствует настолько безусловно, что нет никаких сомнений в том, что он всегда и везде: все видит, все знает, всех рассудит – как гром среди ясного неба звучит его рассудительный Голос, не терпящий возражений. В таком режиссерском приеме скрыт и некий воспитательный смысл для зрителей-детей, и тонкий юмор для взрослых.

И многие другие – Денис Баландин

В сценографии (художник Мария Утробина) режиссер опирается на знание детской психологии: когда ребенок играет – а игра и есть суть его детской жизни, – каждый предмет, находящийся в его руках, волею воображения может превратиться во что угодно: шарики – в новогоднюю елку, подарки, сладости; рояль – в походный мешок, калошницу, в место, где можно спрятаться. Поэтому на сцене не скучно, каждый раз ждешь каких-то новых превращений уже известных вещей. И не надо здесь искать метафор, наполненных особенным смыслом, – ведь детская фантазия безбрежна.

Минька –
Дмитрий Кривощапов,
Леля – Анна Ковалева

«Леля и Минька» – это не просто спектакль о детстве, это спектакль о семье, о тех жизненных основах, что формируют ребенка. После него приходит понимание того, что детский мир так же важен, как и взрослый, поэтому надо дорожить каждым мгновением жизни, проведенным родителями со своими детьми, каждым событием вашей совместной жизни. Как и всегда, РАМТ сделал спектакль не только для детей. По словам Рузанны, «он для всей семьи. Он, несомненно, для взрослых безо всяких скидок, он, несомненно, и для детей безо всякого подтягивания детей с воспитательными целями. И родителям, безусловно, будет, о чем поговорить с ними после спектакля».

 Юлия Мартынова