Выпуск № 5
Февраль 2010 г.
СОБЫТИЯ
Маленькое чудо, которого так не хватало.
В РАМТе состоялась премьера «Алых парусов»
 

Таких «Алых парусов» никто не ждал. Очень жестко и по-взрослому прочитанная история Грина была встречена с невероятным пониманием и приятием юношеской аудитории. На встрече зрительского семейного клуба «Премьеры» с художником спектакля Станиславом Бенедиктовым развернулась настоящая дискуссия между молодежью и их родителями, где детям пришлось объяснять «старикам» «элементарные вещи».

Зрители на премьере

– В последнее время появлению мюзиклов на драматической сцене перестали удивляться, – делится своими впечатлениями после просмотра главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол Союза театральных деятелей РФ Алексей Гончаренко. – Недоумение вызывает лишь тот неожиданный факт, что зачастую у дилетантов постановки в этом жанре получаются интереснее, чем в профильных театрах оперетты и музыкальной комедии. «Алые паруса» в РАМТе — еще одно подтверждение этой тенденции. В первую очередь удивляет умный текст Михаила Бартенева и Андрея Усачева. Убедительны жесткие повороты сюжета, отсутствующие у Грина, вроде вымоченных в вине парусов или попытки Ассоль стать кабацкой певицей. Алексей Бородин всегда чувствовал и понимал романтические произведения, что до сих пор подкупает юную аудиторию Молодежного театра. Ведь в итоге не так важно, что паруса не из шелка и что герой приходит в последнюю секунду. Важно, что несмотря ни на что он приходит, и что в серый мир врывается алый цвет.

- Мне с самого начала казалось, что эта история должна быть очень жесткой, - рассказывает об идее создания пьесы писатель и драматург Михаил Бартенев. - Но жесткая история не исключает романтики. Романтика может быть поверхностно-возвышенной, а может быть и вполне глубокой и откуда-то прорывающейся. Идея – довести до края или даже за край Ассоль – была у нас с самого начала. И эта идея жесткая. А дальше вставал вопрос, как ее решать. В пьесе есть легонький, веселенький «номерочек» – игра в камушки, который завершается тем, что камни начинают лететь в Ассоль, – и уже получается совершенно другая история. Таких примеров в пьесе множество.

Да, мы делали то, чего избегал Грин. И это тоже можно понять. Потому что если автор, живя в той своей кошмарнейшей жизни, искал некоего противовеса ей, то сегодня у нас не такая кошмарная жизнь, и центр тяжести переходит на какие-то другие точки.

Мне рассказывали, что кто-то в прессе или Интернете возмущался, как же можно переиначивать Грина. У меня тогда встречный вопрос, а как можно не переиначивать, какой смысл заниматься пересказом постраничным и зачем тогда театр, инсценировка? Конечно, это некий взгляд на эту историю – автора, композитора, театра.

Баланс – любви и жестокости, надежды и безверия, алого и серого – выдержанный в спектакле Алексеем Бородиным, молодых вполне устраивает. Жизнь не нужно приукрашивать, говорят они, она такая, как есть – и даже среди этой серости и тьмы может произойти чудо, если по-настоящему верить и ждать.

«Вот и закончилось маленькое чудо, которого так не хватало», - пишет после премьеры 14-летняя Наташа Соловьева.

«Чувства заполнили всю мою душу, когда вдруг, над куполом зала, над всеми зрителями и в то же время над каждым в отдельности вдруг раскрылись алые паруса счастья! Волна радости охватила меня, и слёзы выступили на глазах, когда я смотрела на эти необыкновенные паруса, – пишет ученица 8 класса Земской гимназии г.Балашиха Алена Комкова. – Казалось, что и я вместе с Ассоль ждала этого с самого детства… Тогда я подумала что все, кто будет по-настоящему ждать, дождутся, все, кто будут по-настоящему любить, будут любимы, потому что все мы чуть-чуть Ассоль – ждём, плачем, радуемся…»

«Я смотрела много мюзиклов. Обычно они проходят в больших концертных залах с дорогой аппаратурой и при большом разнообразии не менее дорогих декораций и костюмов, – говорит 22-летняя Алина на премьере спектакля. - И я могу сказать, что эта постановка смелая и, мне кажется, в ней есть смысл, вызывающий протест, протест многим коммерческим проектам».

Ольга Бигильдинская
Елизавета Черных