Выпуск № 5
Февраль 2010 г.
СОБЫТИЯ
Сказка от Бесстрашной Марфы
 

7 февраля молодой режиссер Марфа Назарова представила нам свою первую театральную работу – очень страшную сказку «Бесстрашный барин». Это история, в которой оживают мертвые колдуны и висельники, а нечистая сила так и норовит затащить в свои сети. Но не стоит бояться вышедших на сцену персонажей, ведь смысл спектакля – не навести ужаса на маленьких зрителей, а всего лишь дать им понять, что если бесстрашие переходит границы и преступает всякие правила, то наказание неизбежно. Сказка проекта «Молодые режиссеры – детям» снова поставлена в маленьком формате и идет на площадке Черной комнаты РАМТа. Представляем разговор с режиссером накануне премьеры.

– Марфа, самый насущный вопрос для всех родителей: с какого возраста можно привести ребенка на Ваш спектакль?

– Знаете, сначала мы думали, что такую страшную сказку сделали, что дети будут бояться, а на самом деле все смеются, никому не страшно. На прогоне были даже дети трех лет. Но это, мне кажется, рановато. Ориентироваться надо на семь лет и старше.

– Этот возраст, наверное, соответствует тому периоду, когда детям становится интересна тема потусторонних сил?

– Мне одна знакомая рассказывала, что ее племянник играя в Вини-Пуха, постоянно предлагает: «А давай играть, что Вини-Пух умер? Или давай играть, что он заболел смертельно?» Детям в определенном возрасте становится интересно, а что будет, если сразу полный крах? Мы даем возможность пережить такое желание, но в то же время остаться в живых. Как? Всю эту страшную историю, которая в изначальном варианте народной сказки очень грустно заканчивается, мы оформляем в некий сон. Но ни герой, ни зритель до конца спектакля не понимают, что все это розыгрыш.

– Почти взаправду…

– Да! Мы это называем «игры барина».

– Не страшно было браться за детский спектакль, ведь ответственность за детское восприятие очень большая!

– Очень страшно. И сами артисты называют меня «бесстрашной Марфой». А еще у меня за время репетиций родился сын, которого все называют Бесстрашный барин. Его, кстати, зовут Миша, как и исполнителя главного героя – Михаила Шкловского, но это чистое совпадение. И все равно удивительно.

– Какие у вас режиссерские планы, будете еще работать с детскими спектаклями?

– Мне было бы интересно еще поработать в детском жанре, но теперь поставить волшебную сказку – сказочную! Мне очень нравится Андерсен. У него есть пьеса «Бузинная матушка» – ее почему-то никто не ставит. Она абсолютно волшебна!

– А каких историй для детей не хватает на сегодняшней сцене?

– Не хватает спектаклей, где с детьми разговаривают на адекватном языке, где бы к детям относились как к равным. Мне кажется, что время нарисованных носов и писклявых голосов давно прошло. И дети уже совсем другие. Не надо делать скидку на то, что это дети. Как наш мастер говорил, с детьми надо разговаривать, как со взрослыми. К сожалению, как мне кажется, многие театры не учитывают это. И большое счастье, что в РАМТе ситуация совсем противоположная. Вот у нас было два прогона. И что можно сказать… Дети где-то в одном месте реагируют, взрослые в другом. Но в целом они вместе дышат. И это здорово, история сказывается для них одинаково.

Алина Стабровская

Читайте также в рубрике На спектакль: Эликсир бесстрашия Марфы Назаровой.