Выпуск № 14
Декабрь 2011 г.
ЗРИТЕЛЬСКИЙ ОПРОС
Нравится ли вам, когда вас вовлекают
в действие спектакля?
 
   
   
 

«Это на эстраду зритель приходит  за развлечением, а в театр – в гости, он подглядывает, получает удовольствие от истории, от того что видит жизнь человека, становится участником этой жизни. А тут его «бац» – и вовлекают в процесс. И он уже пытается не упасть в грязь лицом, думать, как он должен держать марку, как на него смотрят в антракте, запомнили ли его. Ему уже не до спектакля.
Можно, конечно, как в немецком театре, дергать зрителя за ноги, мышей выпускать, садиться людям на колени. Но это не создаст катарсиса, ощущения мысли».
Владимир Кузнецов, начинающий театральный режиссер

«В РАМТе есть спектакль «Правила поведения современном обществе». И часто в зрительном зале попадаются люди, которые  с удовольствием помогают Нелли Уваровой подыгрывать на свадьбе. И в «Как кот гулял, где ему вздумается» дети с радостью включаются в игру».
Каролина, работник театра

«У меня, к сожалению, такого опыта не было, но я с удовольствием бы принял участие в подобных вещах, потому что это отличный способ повзаимодействовать с актерами, стать не наблюдателем, а создателем театрального действия. Мне кажется, что, если тип спектакля позволяет наличие импровизации по отношению к зрителю, то она должна быть, ведь многие люди не понимают разницы между походом в театр и кино, где точно не может быть никакой импровизации, никакого прямого взаимодействия со зрителями».
Владимир, 23 года, системный администратор

«Скорее всего, нет. Потому что я прихожу в театр не развлекать других, а получать удовольствие от игры актеров. Связь актера с залом должна быть не прямая – физический контакт, когда за руку хватают, - а духовная. Некая невидимая нить, получение зрителями энергии от актеров. А иначе уже получается балаган».
Артем Тарасович, 53 года, преподаватель английского языка

«Иногда смотришь со стороны, и кажется, что сам не согласился бы участвовать, а еще немного понаблюдаешь, и думаешь, что ты, наверное, сделал бы лучше. Хотя это своего рода стресс. Когда неподготовленный человек выходит на сцену, он, естественно, волнуется, пугается, ведет себя сковано. Я думаю, если зритель не хочет, насильно его не надо вытаскивать на сцену».
Ксения, 19 лет, студентка

«Я слышала про такую вещь, как плейбэк, когда зрителей спрашивают, что бы они хотели увидеть.

 

Зрители рассказывают свои истории, а актеры тут же проигрывают их на сцене. Это интересно, но все-таки, в основном, я бы хотела быть наблюдателем».
Даша, 25 лет

«Как-то мне посчастливилось побывать на одном из театральных фестивалей. Это был последний спектакль в программе. Был уже поздний вечер, и зрителей оставалось мало. Первое наше изумление было вызвано тем, что нас стали рассаживать на сцене спиной к залу. Сцена была полутемной – практически ничего из декораций рассмотреть было невозможно. В процессе спектакля мы оказались на чердаке старого дома, где по вечерам собирались молодые люди, играли на гитаре, влюблялись, ненавидели, переживали потерю общего друга…
Лично на меня такой режиссерский ход произвел сильное впечатление. Однако это не снимает с режиссера спектакля необходимости работы над образами героев, действенным анализом и другими составляющими, главная функция которых все-таки в духовном вовлечении зрителя в действие на сцене».
Михаил, 22 года, начинающий кинорежиссер

«Всегда интересно, когда театр предлагает что-то новое, чем-то удивляет. Лично мне было бы очень интересно окунуться в атмосферу спектакля, принять в нем хоть какое, но участие. Бывает иногда, что в самые волнительные моменты мне так и хочется вскочить с места и броситься на помощь понравившемуся герою, помочь ему и сказать, кто виновен в его бедах. К тому же очень интересно посмотреть на зрительный зал со сцены и почувствовать себя актрисой».
Любовь, 36 лет, домохозяйка

«На мой взгляд, театральное действо должно быть тайной для зрителя, а вовлекать в действие – это способ привлечь зрителя в театр. А зачем? Хорошему режиссеру это не нужно, он и без вытаскивания зрителей на сцену сделает спектакль так, что публика будет следить за ходом действия, затаив дыхание.
Если вытаскивают простого зрителя, он находится в недоумении и может от неожиданности не помочь в создании, а явиться разрушителем задуманного. Театр должен быть собеседником, будить мысль. Как говорил  Гоголь: "Театр-это такая трибуна, с которой можно сказать миру много добра". Так что я за старый добрый театр».
Галина Ивановна, учитель русского и литературы

Ева Полякова
Александра Обертынюк