РАМТограф. Уроки истории в театре Путешествия по эпохе «Берега утопии» с учителем Светланой Кретовой
 
 
Выпуск № 14
Декабрь 2011 г.
В ТЕАТР С УЧЕНИКАМИ
Уроки истории в театре
Путешествия по эпохе «Берега утопии» с учителем Светланой Кретовой
 
   
   
 

Для многих «пойти с учителем в театр» означает скучное мероприятие, очередной просмотр пьесы из школьной программы по литературе… Но на самом деле, ходить в театр с учителем может быть интересно и полезно. И вашим проводником в мир театра может стать не только литератор, но и… историк, который превратит ваше представление о своем предмете из набора скучных дат и имен в живую историю. Так случилось со мной, когда  наш учитель Светлана Александровна Кретова предложила нам, тогда ученикам  10 класса ГОУ лицея № 1535, пойти на «Берег утопии» в РАМТ.

- Светлана Александровна, как Вам впервые пришла в голову идея использовать спектакль по пьесе Тома Стоппарда в образовательных целях?

Сцена из спектакля

- Честно говоря, идея пришла внезапно. Вдруг захотелось, чтобы то, что мы изучаем, то, о чём мы читаем в учебной литературе, приобрело какой-то живой образ, который можно было бы не просто представлять, но и видеть, осязать. На «Берег утопии» я сначала сходила одна, без учеников. Мне понравился спектакль. И прежде всего сама пьеса и её перевод. Это удивительно точное попадание в эпоху. В этом спектакле очень хорошо то, что люди, о которых мы просто читаем, которые для нас всего лишь портреты, вдруг оживают, становятся реальными. Я подумала, что моим ученикам было бы интересно и полезно посмотреть на фигуры из учебника совершенно по-другому – как на живых людей.

- В этом и есть польза для усвоения школьной программы?

- Думаю, да. Только школьная программа – это очень узко звучит. В усвоении истории, в ее многообразии, многообразности. Историческая личность – это не годы жизни и деятельности, не книга, не где-то висящий портрет, а человек со своими мыслями, взглядами, недостатками и превосходными качествами, которыми можно восхищаться или увлекаться. И это, на мой взгляд, было привлекательным в предстоящем просмотре спектакля.

- Но актёры могут создавать образы отличные от того, какими были реальные исторические личности?

Натали Герцен – Нелли Уварова,
Александр Герцен – Илья Исаев

- Актёры придерживаются того, что трактует пьеса. А так как я знала пьесу и то, что лежит за ней – тот большой материал, который существует помимо неё (мемуары, исторические труды, замечательную книгу Александра Герцена «Былое и думы»), читая который видишь зримо образы этих людей, - то, что я увидела в РАМТе, мне показалось попаданием в эти образы.

- Расскажите, как Вы готовили учеников к посещению театра?

- Я сказала, что я пойду в театр только с теми, кто обязательно прочтёт «Былое и думы», потому что без этого произведения совершенно невозможно почувствовать эпоху. Герценовский темперамент, герценовский язык, на мой взгляд, лучше всего характеризует и время, и людей, и тот огонь, который существовал в их жизни. Мне было понятно, что если ученики действительно это прочтут, они не смогут не увлечься – такой источник влюбляет в себя. Нашлись совершенно замечательные смельчаки, которые одолели эти тома, и мы решили пойти вместе с ними. Нас пошло человек семь, это был эксклюзивный поход для определённых людей.

- Какие самые яркие впечатления остаются от спектаклей?

Михаил Горбачев жмет руку Николаю Огареву (Алексей Розин)
- Прелесть постановки, на мой взгляд, в том, что в течение трёх спектаклей ты действительно постепенно погружаешься в ту эпоху. Во время длительного перерыва между вторым и третьим спектаклем я вышла на улицу, у меня было такое ощущение, что я из одной эпохи, в которой  уже живу много часов подряд, вдруг попадаю в современность, и никак не могу ее воспринять. вот только что я была в Париже, в Италии, в Прямухино. И где все это? Когда мы обменивались мнениями с моими учениками, мне показалось, что пьеса произвела на них тоже большое впечатление, и они её поняли и почувствовали.

 

А еще на «Береге утопии» всё время можно встретить каких-то интересных людей. Когда мы были на спектакле, его смотрел Михаил Сергеевич Горбачёв. Это совершенно культовая фигура для меня, одна из тех, к которым я отношусь с большим пиететом и уважением. И надо отдать ему должное, он досмотрел все три спектакля до конца. А потом вышел на сцену и обратился к публике. Это было очень здорово, что и дети увидели живую историческую личность не в телевизоре, не на трибуне, а зрителем в театре.

- Вы ходили на «Берег утопии» только однажды, или с другими классами лицея тоже?

- Нет, только с одним классом. С социально-гуманитарным. И мы ходили не только туда, а были еще в музее Герцена, что стало тоже очень важной частью в образовательной программе. Но в следующем году музей Герцена закрылся на ремонт, и я уже не могла туда сводить другой социально-гуманитарный класс. К тому же, никто из них не прочел «Былое и думы», и они не были готовы к восприятию этой эпохи.

- Но опыт урока истории в театре Вы считаете удачным?

- Я считаю его очень удачным, потому что мне практически ничего не приходилось объяснять. Поэтому так важно приходить на спектакль подготовленными. После спектакля мы могли делиться мнениями и говорить на равных. Это было очень здорово.

- Что же Вы обсуждали с учениками?

Иван Тургенев –
Александр Устюгов,
Виссарион Белинский –
Евгений Редько

- Мы обсуждали эпоху, вопросы, связанные с личными взаимоотношениями героев. В частности, отношения Герцена и молодого поколения в рамках конфликта «отцов и детей». Михаила Бакунина и его удивительную пылкость. Белинского, нам очень понравилась игра Евгения Редько.

- А как Вы думаете, Том Стоппард ставил цель понять русскую душу?

- Думаю, да.

- И у него получилось?

Вечер, посвященный 195-летию со дня рождения А.Герцена.
Дарья Семенова, Татьяна Матюхова и Алексей Бородин

- Да, на мой взгляд, получилось. Он понял не просто русскую душу, а душу людей 30-50-х годов.
В 2007 году Я была на вечере, посвященном 195-летию со дня рождения Герцена. И там выступал главный режиссер театра. Тогда в РАМТе ещё только готовили эту пьесу к постановке, и мне очень понравились слова Алексея Бородина. Он говорил о том, что в театре пьесы, надо, конечно, ставить для того, чтобы на них ходили люди, и чтобы спектакли окупались, но иногда очень хочется поставить что-нибудь для души, и «Берег утопии» - это именно для души. И он сказал, что его в пьесе у Стоппарда поразило удивительно ласковое и душевное отношение автора к героям, потому что они все для него Висяшенька, Мишанечка, Сашенька. Это, действительно, особая пьеса,

- А ещё Вы что-нибудь посещали или хотели бы посетить с детьми в рамках учебной программы?

Зрители на спектакле
«Берег утопии»

- В ноябре с десятым классом мы ходили в «Современник» на «Крутой маршрут» по книге Евгении Гинзбург о ГУЛАГе.  У этого спектакля удивительная энергетика. Он произвёл на нас сильное впечатление. Сейчас я очень хотела бы увидеть новую постановку РАМТа «Rock'n'Roll». Всё, что я о ней слышу, говорит о том, что это прекрасный спектакль. Возможно, я поведу на неё и учеников. Ещё мне нравится смотреть с детьми всё, что связано с Пушкиным, в любом количестве и в любых постановках, и всё, что относится к Шекспиру, потому что у детей совсем другой уровень восприятия, они всё переживают и чувствуют по-другому, особенно эпоху. Это очень интересно наблюдать.

Алла Демахина