РАМТограф.
 
 
Выпуск № 14
Декабрь 2011 г.
НА СПЕКТАКЛЬ!

Дух музыки в спектакле «Эраст Фандорин»

 
   
   
 

Премьера 16 мая 2002 года
Жанр: театральный детектив
Режиссер: Алексей Бородин
Художник: Станислав Бенедиктов
Композитор: Натали Плэже

Эраст Фандорин
Сцена из спектакля

Во времена Древней Греции, когда театр только делал свои первые шаги, спектакль уже не обходился без музыки. Все античные постановки обязательно сопровождал хор, который пел и танцевал между действиями, радовался или печалился, окрашивая таким образом происходящие на сцене события. Сегодня же, когда идет активное развитие синтетического театра с соединением всевозможных видов искусств, представить себе постановку без музыкального оформления практически невозможно.

Музыка  оказывает на человека невероятно сильное эмоциональное воздействие и, как писал П. Милютин, «если она органически сливается с внутренним содержанием пьесы, то способствует яркому раскрытию идеи постановки». В спектакле «Эраст Фандорин» музыка, являясь его неотъемлемой частью, сопровождает все события, происходящие на сцене, подчеркивает их и делает восприятие сценического действия наиболее полным.

Эраст Фандорин
Первая сцена спектакля

Любой спектакль начинается с увертюры, или музыкального вступления. В нее в обобщенной форме обычно вложена основная идея, и она задает тон всей постановке. Однако иногда, как и в случае с «Эрастом Фандориным», увертюра может совершенно не соответствовать содержанию спектакля и тем намеренно сбивать зрителя с толку. Таково решение режиссера - всё-таки мы смотрим детектив. Поэтому наше действие начинается с легкой, мажорной музыки, что никак не настраивает на дальнейшие, порой, тяжелые и даже трагичные события.

Сцена из спектакля

Музыка – язык чувств и переживаний, имеющий колоссальные изобразительные возможности. Она может передать колорит эпохи, обрисовать социальную среду, описать место, в котором находятся герои. А еще, вслушиваясь в звуки музыкальных инструментов, можно «прочесть» характеры персонажей.

Эраст Фандорин – Петр Красилов,
Лиза – Нелли Уварова

Так, в спектакле «Эраст Фандорин» определенные музыкальные фрагменты рассказывают, в какую эпоху и в какой стране происходит действие, помогают дорисовать в нашем воображении Александровский сад, пристань, приют леди Эстер, трактир…

А каким умелым проводником становится музыка во внутренний мир героев! Танец Лизы (Мария Рыщенкова) и Эраста (Петр Красилов). Здесь мелодия, в первую очередь, тревожная, с явным намеком на трагичную развязку в отношениях только что познакомившихся молодых людей. Но в то же время в ней сквозит юношеская наивность двух влюбленных.

Бриллинг – Евгений Редько
В сцене убийства Бриллинга (Евгений Редько) музыка вскрывает противоречивый характер героя. С одной стороны, Иван Францевич – член преступной организации. Но когда он направляет пистолет на Фандорина, музыка медленная, протяжная с нотками беспокойства.

 

 

«Господи, как же трудно»! – произносит Бриллинг и опускает револьвер. Воспользовавшись паузой, Фандорин набрасывается на своего шефа. Короткая схватка – выстрел. Резко увеличивается темп музыки, и теперь она торжественно-волнующая – Бриллинг убит. Убит преступник, которому, однако, оказались не чужды человеческие чувства жалости, привязанности, душевного мучения от необходимости уничтожить гения и друга.

Эраст Фандорин – Петр Красилов,
Амалия Бежецкая – Наталья Чернявская

Музыка, использованная в этих сценах, называется музыкой эмоционального фона. Она вводится для усиления эмоционального восприятия действия. Но существует еще и так называемая сюжетная музыка, которую либо слышат, либо исполняют персонажи. Например, во втором действии Фандорин, находясь в комнате один, поет. Но почему именно в этот момент? С одной стороны, перед нами продолжает разворачиваться сюжет: герой переодевается, собираясь лечь спать, и по привычке напевает. Однако режиссер мог ввести эту сцену и для разрядки обстановки – ведь далее последуют страшные и опасные для жизни Эраста события.

Сцена из спектакля

Не менее важен в спектакле лейтмотив - повторяющаяся музыкальная тема, которая связана либо с выявлением и подчеркиванием основной идеи спектакля, либо ассоциируется с каким-либо героем. Например, Фандорин ходит по улицам под бодрую, жизнерадостную музыку, лишний раз напоминающую о том, что перед нами еще юноша, которому вся жизнь представляется увлекательным приключением.

Похожую функцию в спектакле выполняет музыкальный антракт –  вступление к картине или действию, то есть то, что обычно звучит во время перемены декораций. Этот антракт помогает вскрыть содержание сцены. Вспомним, к примеру, что происходит в приюте леди Эстер, когда действие спектакля приближается к развязке. Пока слуга ведет Эраста через множество дверей к хозяйке приюта, музыка интенсивная, напряженная, с нотками настороженности. И есть чего остерегаться – леди Эстер (Нина Дворжецкая) собирается убить юного сыщика…

Сцена из спектакля

Финальную мелодию принято называть музыкальной концовкой. Здесь хочется отметить, что завершающая спектакль музыкальная тема удивительно контрастирует с радужной увертюрой. Она вбирает в себя все страдания главного героя  и весь ужас случившегося – в день свадьбы погибла невеста Фандорина – Лиза. Он мгновенно стал старше. На его лице отчаяние, боль, скорбь по утраченной любви. Сначала мы слышим повторяющиеся, заунывные, протяжные звуки, затем мелодия, как и в сцене с Бриллингом, убыстряется и, наконец, достигает апогея чувств и мыслей, очень точно переданных с помощью музыкальных инструментов… Но она не безнадежна. У героя находятся силы отвести пистолет от виска и побежать. Быстро побежать почти наперегонки с музыкой.

Ева Полякова