Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«АдминистРАМТоры» РАМТа

Путешествие в мир закулисных профессий

26.03. 2023

Есть в РАМТе служба, сотрудники которой находятся в театре каждый день и уходят из него с последним зрителем. Во время спектакля (да и не только) их кабинет всегда открыт – и для коллег, и для пришедших на спектакль. Найти их дверь внутри театра можно по веселой надписи «АдминистРАМТоры». И в Молодежном их трое: Дарья Амелькина, Мария Аманова и Ринат Ситдиков. Их кабинет – одно из самых беспокойных мест в РАМТе. Встретившись с ребятами в обеденный перерыв, мы попытались расспросить их об этой закулисной профессии: кто такие администраторы, за что отвечают и с каким образованием можно попасть на это место. Обо всем по порядку.

 

 

«Алые паруса» ведут… в РАМТ

Все трое ребят пришли на место администратора из разных сфер. Мария дольше всех в театре и по первому образованию она учитель музыки, играет на аккордеоне. Потом училась на театроведческом, а сейчас заочно заканчивает продюсерский факультет в ГИТИСе – совершенствуется в области театра. Ринат окончил продюсерский в прошлом году и даже какое-то время совмещал работу с учебой. А вот Дарья – руководитель службы – по первому образованию экономист.

Дарья: Еще я закончила две магистратуры: «Государственное и муниципальное управление» и «Туризм». Но очень счастлива, что не осталась на госслужбе. В театре я чувствую себя в своей тарелке.

– А как Вы попали на работу в РАМТ?

Дарья: Совершенно случайно. Но с РАМТом у меня связана интересная история. Когда я переехала в Москву, то сначала работала в Минкульте. Однажды нам предложили пригласительные в театр, я взяла, не глядя, и попала сюда – на «Алые паруса». А по прошествии двух лет, когда пришла сюда работать, посмотрела на репертуар и вдруг поняла, что это был первый московский театр, с которым я познакомилась.

Мария: А я как раз очень хорошо знала РАМТ, впервые посмотрела его гастрольные спектакли еще когда жила в Беларуси. Уже потом, учась на театроведческом, ходила в разные театры. Но только здесь чувствовала себя, как дома: тут теплые стены, своя атмосфера, репертуар волшебный. Причем, если на все спектакли я ходила по одному-два раза, то на «Алые паруса», как на работу – посмотрела его десять раз. И он был одной из причин, почему я пришла в РАМТ одиннадцать лет назад. Первая моя работа здесь была билетером. Зато, пройдя этот путь, я очень хорошо понимаю, как нужно общаться со зрителями, знаю, что они бывают разные, не все приходят с хорошим настроением. Но мы как гостеприимные хозяева театра-дома должны каждого встретить, как полагается.

Ринат: Я пришел сюда в прошлом марте, когда у меня была активная фаза написания диплома и подготовки к госэкзаменам. К нам на курс пришла просьба из театра выслать свое резюме. Вот по резюме меня и взяли. До своего прихода в театр видел из рамтовского репертуара только «Ромео и Джульетту», «Манюню» и «Сына». Всегда хотелось посмотреть спектакли Бородина, но меня не пускали по студенческому, потому что всегда были аншлаги (смеется).

Про «Круг почета» и затерявшихся зрителей

Одно из основных направлений деятельности администраторов – организация и координация работы сотрудников зрительного зала и фойе во время проведения спектакля. Все это включает в себя множество мелких дел и требует ежедневного присутствия представителей службы на рабочем месте.

– А как построен рабочий день службы и как между вами распределяются обязанности?

Дарья: В идеале с утра в отделе должно дежурить двое, потому что в первой половине дня ведется работа с бухгалтерией, с контрактной службой, другими подразделениями, которую вечером сделать уже невозможно, так как график работы у них другой. Что касается распределения обязанностей, Ринат отвечает за печать афиш и репертуарных книжек, которые необходимы артистам и службам для планирования своего рабочего графика, а также за развешивание афиш в кассовом фойе, в коробах на Большой Дмитровке и Театральной площади. Я занимаюсь общим руководством работы отдела, считаю зарплаты ребят, оформляю табели. Про свои обязанности Мария расскажет сама, а все остальные мы с ребятами делим поровну. Вечером все вместе «запускаем» спектакль и работаем со зрителями. Дежурить на спектакле обычно остается один из нас.

Мария: А я в театре отвечаю за гардеробщиков и контролеров билетов – капельдинеров. Составляю графики выходов, считаю им заработную плату. Еще отвечаю за программки, слежу за тем, чтобы в них были отмечены артисты, которые играют в составе, знаю, сколько программок на какой спектакль можно выдать в продажу. Например, на «Чехов-GALA» хватит около 50-ти, а на спектакле «Сын» продастся больше, чем на «Инь и Ян». Отчет о продаже примерно раз в неделю сдаю в бухгалтерию. Плюс готовлю общий отчет за месяц. И занимаюсь набором капельдинеров в театр.

– Сложно попасть в РАМТ на эту работу?

Мария: Есть два варианта. Первый – прийти по объявлению. Мы время от времени размещаем объявления о наборе сотрудников в нашу службу зала на сайте вакансий. А второй вариант – через друзей. Среди капельдинеров РАМТа есть ребята, которым нравится здесь работать, и они часто приводят к нам своих знакомых. Средний возраст наших гардеробщиков и билетеров – 18-23 года.

Но самое ответственное в работе администраторов начинается в шесть часов вечера – с началом «запуска» зрителей в театр. И в этот момент вся служба в полном составе обязана быть на месте.

– Каковы ваши обязанности в день спектакля?

Дарья: Перед тем, как открывать главные двери театра – «ворота», мы должны проверить, что зрительный зал, фойе и другие пространства для зрителей готовы – все чисто, из рекреаций убраны столы и стулья для репетиций, везде горит свет, все сотрудники заняли свои места.

Мария: Я это называю «Кругом почета». Затем спускаемся в нашу комнату помочь тому, кто на «запуске». Иногда нужно встретить важных гостей, которые приходят в театр через наш кабинет, принести для них программку, помочь раздеться. С первым звонком тот, кто свободен, идет в зрительный зал на помощь билетерам. В тот момент, когда наш сотрудник объясняет зрителю, где его кресло, а за ним идет другой, ребятам требуется подмога, чтобы зрители не задерживались в проходе и поскорее занимали свои места.

Вы даете «добро» на третий звонок?

Дарья: Его дает помощник режиссера в 19 часов, если говорить о спектаклях, которые начинаются в 19:00. Но бывают и форс-мажоры: например, большая группа школьников где-то задерживается, – и тогда мы просим его потянуть время. Проверяем, чтобы заполняемость зала была хорошая, чтобы гости дошли. И когда видим, что зал красивый, идем к пульту помрежа, говорим: «Начинаем!».

– В РАМТе действует правило, что вход в партер закрыт после третьего звонка?

Дарья: Конечно.

– И что делать со зрителями, которые опоздали?

Дарья: Мы их рассаживаем на свободные места на балконе и бельэтаже. И если у спектакля есть антракт, то в антракте они могут занять свои места согласно купленным билетам.

– А если они возмущаются, говорят: «А у нас билеты в партер!»?

Дарья: «А у вас на билете написано, что вход на мероприятие после начала спектакля запрещен».

– А если просят вернуть деньги?

Ринат: Мы не можем этого сделать, потому что мероприятие состоялось. Опоздание не является причиной для возврата денежных средств за билет.

– Капельдинеры обычно могут сами объяснить это зрителю?

Дарья: Конечно, капельдинер – первый человек, с которым сталкивается зритель, и объяснить опоздавшему правила театра входит в его обязанности. Но если вдруг он сам уже не справляется и разговор выходит на более накаленный уровень, то в этот разговор уже включаемся мы.

– Где вы должны находиться во время спектакля?

Дарья: У каждого, как ни странно, свое любимое рабочее место во время проведения спектакля. У Рината это закулисье (смеются). А у нас с Машей зона зрителей и администраторская.

Мария: Ну а если серьезно, то мы должны находиться в администраторской, чтобы в случае форс-мажора нам могли дозвониться на стационарный телефон или зайти в кабинет.

Ринат: В любом случае, билетеры знают, что если нас нет на рабочем месте, а появляются какие-либо вопросы, то звонят на мобильный, и мы тут же спускаемся. Есть пара спектаклей, которые лично я очень люблю смотреть из-за кулис. Но то, что мы не выходим за пределы театра во время работы – это достоверный факт.

Дарья: На самом деле, и у меня есть такие спектакли, некоторые сцены которых, если дежурю, тоже хожу смотреть с балкона или яруса.

– Есть ли у администраторов обязанности после спектакля?

Дарья: Мы должны дождаться, пока из театра выйдут все зрители, проверить все ли в порядке. Как только дверь закрывается, можно считать рабочий день завершенным.

Ринат: До последнего клиента, как я говорю.

– А зрители могут затеряться где-то в пространстве РАМТа? Бывало такое?

Мария: Могут, у нас были случаи. Помню, молодая пара случайно забрела в служебную часть театра. Мы выяснили это по вещам, которые не забрали из гардероба. Начали их искать и нашли. Они там гуляли, смотрели театр. Но сейчас такое практически невозможно, так как двери в служебную зону уже несколько лет как закрываются на замок с магнитным ключом.

Про нелетную погоду, Красноярские Столбы и другие радости гастролей

Одна из самых трудоемких, но и самых увлекательных обязанностей службы администраторов – организация гастролей. С одной стороны, путешествия театра – возможность для всех его участников посмотреть новые города. А с другой, – познакомить с театральным искусством РАМТа новых зрителей и, как это ни банально звучит, подарить радость людям, которые этой радости были лишены. И то, и другое мотивирует и компенсирует все те трудности, с которыми приходится сталкиваться администраторам в этом ответственном деле.

Ринат: Мы все обожаем гастроли. Знаете, почему? Потому что после них появляются люди, которые, посмотрев наши гастрольные спектакли, приезжают в Москву знакомиться с рамтовским репертуаром. Это большое счастье.

– По какому принципу театр гастролирует?

Ринат: Как правило, нас приглашают. Наши хорошие друзья – федеральная программа «Большие гастроли» и фестиваль «Золотая Маска» предоставляют РАМТу возможность ставить галочки на карте России. Еще мы очень дружим с Платоновским фестивалем, с «Маршаком» в Воронеже, с «Арлекином» в Петербурге, президент которого наш художественный руководитель Алексей Владимирович Бородин, ежегодно привозим на них свои премьеры. Прошлой осенью спектаклем «Сын» торжественно открывали Фестиваль театров Дальнего Востока в Хабаровске. И в наших дальнейших планах есть как новые города, так и те, в которых приезда РАМТа уже ждут, как некую традицию.

– Что делают администраторы для организации гастролей?

Ринат: В наши обязанности входят коммуникация с принимающей стороной, ведение договоров, списков, гастрольных групп, расселение, общение с отелями, площадками, поддерживание связи со всеми службами, которые едут на гастроли, контроль, чтобы никто не опоздал, паспорт не забыл, как это часто бывает.

– Лично каждому пишете?

Ринат: Пишем в чаты и вывешиваем информацию на доске объявлений. С каждым индивидуально проговариваем все нюансы, мало ли что.

– А есть артисты, которым нужно позвонить по телефону, разбудить с утра?

Дарья: Есть даже те, за кем, пока они добираются до аэропорта, нужно следить поминутно. Есть такие люди, которые даже могут выехать заранее, но все равно умудряются опоздать. И это не только артисты, но и некоторые цеха, которым нужно особое внимание уделять. А еще у нас были истории, когда человек подходил к поезду и понимал, что забыл паспорт.

– И что делать?

Дарья: А дальше включается администраторская смекалка. Пробуем договориться с проводником всеми возможными и невозможными способами. Если совсем никак, то покупаем билет на следующий поезд.

– Бывало, что кто-то не доезжал до гастролей?

Ринат: В нашей практике, слава богу, нет. Мы как-то это экстренно решаем еще в Москве.

– Расскажите о самых запомнившихся вам гастрольных поездках.

Дарья: Это были мои первые гастроли со спектаклем большой формы в Череповце. «Кролика Эдварда» мы должны были играть в 16 часов. А некоторые актеры и помреж вылетали из Москвы в 10 утра, и была нелетная погода. Череповец их не принимал, они кружили над городом, писали из самолета: «Мне кажется, я уже десятый раз солнце вижу». Потом их отправили в Ярославль. Мы сидим в Череповце, пытаемся понять, что нам делать. Может, время спектакля передвинуть? Что собственно и пришлось делать. Мы сдвинули время начала спектакля на 30 минут. В результате, все-таки ребята долетели. У девочек в «Кролике» достаточно сложный грим. И так как они опаздывали, мы отправили в аэропорт гримеров, которые гримировали их прямо по дороге на площадку. Они влетели в театр в 16:05, но т.к. зрителям уже было объявлено, что показ задерживается, то у артистов было время перевести дух и настроиться на спектакль. Кстати, после него у некоторых артистов был самолет обратно в Москву, потому что утром они играли спектакль в РАМТе. Нам нужно было очень быстро доставить их в аэропорт.
И еще я помню поездку во Псков. Часть группы уже сидела в аэропорту, когда вдруг одному из нас пришел положительный тест на ковид. Все, кто там был, разъехались по домам. Даже развернули фуру с декорациями. А ночью узнали, что тест был ложноположительный. И все снова поехали, только теперь уже поездом, впритык к спектаклю. Псков – очень красивый город. Наш спектакль «Барышня-крестьянка» там приняли замечательно. Еще мы играли его не в таком малом формате, как в РАМТе, а на сцену поставили станки: и артистам было где развернуться, и зрителей было больше.

Ринат: Со мной случилась очень смешная история во время гастролей в Красноярск, куда мы ездили с «Сыном». Перед утренней репетицией мы с костюмерами решили пойти посмотреть Красноярские Столбы. Пешком. Нас предупредили в месте начала маршрута, что идти до них часа полтора. Но нам повезло, что туда нас подвезла медицинская машина. И вот мы забрались на самую высокую точку, любуемся на эти столбы: простор, леса, горы – такая красота! Смотрим, а время уже часов 10. А нам в 11:30 надо быть в театре. Идем назад, а никаких машин попутных уже нет. И связи нет. Снова идем. Мне уже плохо стало: то спускаешься, то поднимаешься. В итоге в 11:45 мы въехали на площадку. Успели!

Мария: А я впервые в жизни благодаря гастролям оказалась этой осенью в Питере. И в Кострому я попала тоже с нашими гастролями, и приехала туда как в свой родной Полоцк. Настолько это самобытный город! Какая там архитектура, город дышит Островским! Все такое миленькое, уютненькое. Вот побольше бы таких маленьких, уютных гастролей.

– Можно сказать, что администратор – руководитель гастролей?

Даша: На гастроли обычно ездит и директор, и заместитель директора. Так что мы все-таки главные координаторы. Но у меня были гастроли, когда руководство с нами не ездило.

«Прекрасное начало карьеры»

После общения с администраторской службой создалось ощущение, что работа на этом месте настолько масштабна, что, кажется, заполняет все жизненное время и пространство. Так ли это на самом деле? И может ли она стать для кого-то делом все жизни?

–Выходных у вас вообще не бывает?

Дарья: В театре официальный выходной – понедельник, когда не играется рамтовских спектаклей. Но по факту, конечно, мы не можем все втроем уйти в понедельник на выходной, потому что в театре кто-то обязательно должен быть. Хотя бы из-за того, что по понедельникам у нас часто играются спектакли других театров, взявших рамтовскую сцену в аренду. Поэтому мы среди недели стараемся выбрать день, когда кто-то из нас может отдохнуть.

– А может быть такое, что у вас рабочий день закончился, а вам продолжают на ваш личный телефон писать?

Ринат: Конечно! У нас работа 24 на 7.

Даша: Все пишут на наши личные номера. Могут и в 11 вечера написать, и в выходные. Но мы все люди, и тут мы одна большая дружная семья. Поэтому, если есть возможность, почему бы не ответить? Не нужно отталкивать от себя людей тем, что «вот у меня рабочий график с 11 до 19, и вы в другое время меня не трогайте». Театр – это не то место, здесь такое не проходит.

– Может ли работа администратором быть работой на всю жизнь? И куда можно пойти с опытом работы здесь?

Ринат: Мне кажется, что прежде всего это этап. Прекрасное начало лично для моей карьеры, я счастлив быть здесь сейчас, «в моменте», как говорят сейчас. Что будет дальше – посмотрим.

Мария: Я себя вижу именно в этом театре. Кем, не знаю – как пойдет. Но никуда не собираюсь уходить.

Дарья: Понимаю, что театр – большой этап в моей жизни. Но останавливаться на этом не собираюсь. Когда-то нужно будет идти дальше. Когда, я еще не знаю.

– И напоследок: что самое важное в работе на этом месте? Какое-то качество или навык?

Мария: Любовь к театру и к людям. Нужно очень любить театр и его зрителей. И со всей душой и сердцем относиться к каждому.

Ринат: Любовь. Только любовь. Как здорово сейчас закончить этим словом интервью и – пойти работать!

Мария Баранникова
Ольга Бигильдинская

Фото Марии Моисеевой и из личных архивов администраторов РАМТа

 

наверх