Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Ирина Гульнева: «Раньше я продавала мечту, а теперь - радость»

Портрет кассира-консультанта РАМТа

14.01. 2023

Постоянные зрители РАМТа хорошо знают Ирину Гульневу – кассира-консультанта, продающего билеты в Большом фойе театра. У ее киоска нередко выстраивается очередь – к ней идут не только за билетами, но и за советом, общением, помощью. Ирину любят и зрители, и сотрудники: кажется, она работала здесь всегда. На самом же деле – всю жизнь посвятила туризму, оставаясь при этом преданным театральным зрителем. В свое время вела блог в «Живом Журнале», куда писала рецензии на спектакли. А потом, выйдя на пенсию, решила устроиться в РАМТ капельдинером – раз так любит, почему нет? Предлагаем вам небольшое портретное интервью Ирины, записанное прямо на ее рабочем месте, сразу после начала спектакля.

– Ирина, а когда Вы начали думать о работе кассиром?

– Еще работая капельдинером, я хотела на это место. Приглядывалась, мечтала, как бы все тут устроила и начала продавать. Ведь я хорошо знаю все спектакли, смотрела их по многу раз. К тому же, работая в туризме, я научилась продавать. Только раньше продавала мечту, а теперь – радость! (Смеется). Это я умею делать. И здесь уже четвертый сезон.

– Есть ли разница между кассой в фойе и центральной?

– Может быть, здесь больше востребована именно консультация, чем просто продажа. И, конечно, ограничено время: за короткий период надо и посоветовать, и убедить, и продать. Сейчас зрители, в основном, покупают билеты в Интернете. Но здесь у них есть возможность пообщаться, иногда успеваем даже обсудить уже просмотренные спектакли.

Для того, чтобы зрителям было удобнее выбрать спектакль, Ирина придумала свою систему. Во-первых, на висящих в кассе репертуарных листовках она помечает цветом, на какие спектакли еще остались билеты. Если название закрашено красным, то мест уже нет, если желтым –осталось, но мало. На одной стене павильона висят флаеры детских спектаклей. На другой – взрослых. На каждый наклеены даты, когда этот спектакль будет в ближайшие месяцы идти.

– Это очень удобно и мне, и зрителям. У нас ограничено время общения: 1 час до спектакля и 20 минут в антракте. И уже есть определенная публика, которая идет сразу ко мне. Они так привыкли. Приходят на спектакль по моей рекомендации и покупают билет на следующий. Это очень приятная публика. В основном, она, конечно, возрастная: семейные пары, часто бабушки с детьми. А бывает, и молодые покупают билеты в подарок своим родным и нуждаются в совете специалиста.

Кассир внимательно следит за тем, не вернули ли билет на аншлаговый спектакль. И если кто-то из постоянных зрителей оставляет заявку, она может оперативно забронировать для них билет. А еще у Ирины можно заранее узнать состав исполнителей и на время спектакля оставить цветы и подарки для актеров. Но эта опция, конечно, только для постоянных зрителей.

– Но самый кайф – это когда приходят с обратной связью. Иногда просят передать благодарность актерам. Я всегда передаю. Еще, бывает, приходят бабушки и говорят: «Когда я была маленькая, ходила сюда в Детский театр. Потом водила своих детей, а сейчас пришла с внуком». И у меня сразу крылышки вырастают. Думаешь, как классно работать в театре с такой историей!

– Если к Вам обращаются за рекомендацией, с чего начинаете разговор?

– Смотря кто спрашивает. Если человек взрослый, я уточняю: «Пойдете одни или с детьми? Что Вы у нас уже видели?». Поняв, что нравится, я могу рекомендовать аналогичное. А иногда и наоборот, предложу попробовать новый жанр. Для знакомства с нашим театром рекомендую «Чехов-GALA»: яркий спектакль, много актеров на сцене, одно действие, без антракта, есть над чем посмеяться. И очень трогательный финал – можно всплакнуть. Это людям нравится.

– А если спрашивают, какой Ваш любимый спектакль?

– Никто вроде и не спрашивает. Но если б спросили, я бы ответила: «У меня нет нелюбимых». Нет такого спектакля, который я бы не могла рекомендовать. Ведь я продаю не спички, а праздник, который случится даже если спектакль сложный. Для чего люди приходят в театр? Не только чтобы посмеяться, а чтобы и задуматься над чем-то, что-то для себя новое узнать. Если люди ко мне подошли, то они обязательно купят что-нибудь. Это мой принцип.

– У Вас есть какие-то свои приемы продаж?

– Ну, во-первых, зрители, которые подходят, подсознательно уже заинтересованы в покупке билета. Поэтому просто помогаю определиться с названием, предлагаю выбрать дату и показываю, какие места свободны. Про каждый спектакль могу рассказывать много. А еще у моей кассы есть преимущество – если люди выбрали билеты, оплатили, но уже прозвенел третий звонок (!), я говорю: «Вы идите в зал, на спектакль нельзя опаздывать, а я вам все распечатаю. Вы придете в антракте и заберете». Или, например, если зрители сомневаются, какое место выбрать, я им делаю очень хорошее предложение: «Пройдите в партер, поднимитесь на бельэтаж и первый ярус, посидите на разных местах и возвращайтесь ко мне».

–Тем более Вы капельдинером работали и знаете, откуда как видно.

– Я почти на каждом месте сидела. А как же? Так что такую консультацию людям никто не даст при покупке в Интернете. К тому же спектакли разные. Есть такие, на которых близко сидеть не надо. А иногда у нас разворачивается или выносится в зал сцена: как в «Нюрнберге» или «Цветах для Элджернона». И с некоторых мест можно чего-то не увидеть – эти нюансы зрители узнают только от кассиров.

– Вы новые спектакли сразу смотрите?

– Конечно, со всеми составами. Это первое, что делаешь. Потому что надо знать то, что продаешь.

В этот момент из дирекции, что находится напротив кассы, вышел художественный руководитель театра. «Здравствуйте, Алексей Владимирович!» –обрадовалась Ирина. «Здравствуйте, Ирина!» – слегка наклонившись и широко улыбнувшись, ответил Бородин.

– Во сколько Вы приходите в театр?

– К шести часам в будни и за час до начала утреннего спектакля в выходные, праздники и каникулы. Мой рабочий день не такой долгий, но до недавнего времени я работала почти каждый день. В прошлом году, например, в октябре-ноябре у меня вообще не было ни одного выходного – из-за школьных каникул в этот период театр работает с повышенной нагрузкой. В этом же сезоне мне сделали хороший подарок: выходной по понедельникам. Если в этот день есть спектакли, в киоске работают мои коллеги, которые, кстати, очень хорошо меня приняли, когда я перешла в их команду.

– Вы замечаете, что от спектакля к спектаклю меняются зрители? И на каких спектаклях лучшие продажи в фойе?

–Во-первых, всегда заметно, наша это публика или нет. Это особенно видно, когда в театре аренда и зрители приходят, например, на балет. Тогда их интересует только балетный репертуар. На детских спектаклях – особая публика. Вот подойдет малыш, встанет и смотрит. Я начинаю разговор: «Привет! Ты пришел в первый раз?». Может ответить: «Нет, я у вас уже был!» – и рассказывает, что смотрел. Потом подтягиваются родители, что-то покупают. Лучше всего продажи, кстати, на спектаклях Рузанны Мовсесян. Я даже считаю, что спектакль удался, если на нем хорошие продажи. Хотя… вот практически ничего не покупают на «Цветах для Элджернона», но не потому, что спектакль неудачный, на нем всегда аншлаг. Просто приходит молодежь, которая привыкла делать все покупки в Интернете. Я, кстати, часто думаю, что, наверное, профессия кассира скоро умрет. Ведь в кинотеатрах уже давно нет касс. И вот недавно после реконструкции открылся Театр на Малой Бронной, где Константин Юрьевич Богомолов тоже поставил терминалы.

– В чем, как Вы думаете, заключаете секрет профессионального успеха?

– Надо любить свое дело, вот и все. Я очень люблю театр, наших уникальных актеров, наших прекрасных, чутких постоянных зрителей, люблю продавать билеты и общаться с людьми. У меня еще есть очень личный, но мощный стимул. Вот вы видели Алексея Владимировича? Я его каждый день вижу, и мы с ним общаемся. Так что, можно сказать, здесь я работаю не столько за деньги, сколько за улыбку Бородина!

 

Мария Баранникова

Фото Марии Моисеевой

 

наверх