Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



На связи со зрителем

О работе отдела рекламы и связей с общественностью РАМТа

29.06. 2022

В театре, где порой случается больше 10 премьер в сезон и множество других информационных поводов, которые нужно осветить и отработать, сговориться с пиарщиками об интервью – дело непростое. И все же «РАМТографу» это удалось. Пока творческая часть театра в отпуске, можно взять небольшую передышку и поговорить о том, чем живет и занимается отдел рекламы и связей с общественностью в РАМТе. В чем состоит специфика продвижения рамтовского театрального продукта, а также о том, как отразились последние информационные ограничения на работе театра в интернет-пространстве, нам рассказали сотрудники отдела.

Цель отдела рекламы и связей с общественностью театра – сформировать интерес зрителя, побудить его прийти на спектакль. Из краткосрочных задач – информирование потенциальных зрителей о предстоящих премьерах. Из глобальных – создание и поддержание имиджа театра, продвижение бренда РАМТ, повышение его узнаваемости. Чтобы, когда ты говорил: «Я иду в РАМТ», – люди отвечали: «Это круто, я там был» или «А я не могу туда попасть».

Формирование имиджа – дело не быстрое. Это десятилетия усердной работы. У РАМТа есть миссия, сформулированная ее художественным руководителем Алексеем Владимировичем Бородиным, она размещена на сайте театра. Вообще, в Молодежном все идет от руководителя – РАМТ продвигает не придуманный имидж, а ту линию, что ведет Бородин: начиная от репертуара и заканчивая выбором афиши спектакля или фотографиями. Именно он определяет, каким должен быть театр. Как поддерживается имидж? Работой всего театра. Бессонными ночами и днями, проведенными в РАМТе и за его пределами.

Инфоповодов у РАМТа много, и в этом свои плюсы – не нужно ничего выдумывать. Отработал один, берешься за другой. В итоге все вместе они складываются в «о, РАМТ выпустил 17 премьер!» или «в Молодежном кипит жизнь, неустанно трудится театр во главе с Бородиным!»

Театр славится своими образовательными проектами для маленьких и взрослых зрителей. Вообще задача и цель РАМТа – это взращивание своего зрителя. И как говорит Алексей Бородин, «подтягивание» его до себя. Не опускаться и не идти на поводу, а заставлять зрителя думать, расти. В РАМТ идут не всегда для того, чтобы отдохнуть и посмеяться, но и чтобы поразмышлять и поработать над собой.

Деятельность РАМТа направлена на то, чтобы зрители взрослели под крышей театра: сначала приходили на детские спектакли, потом школьниками, студентами, семьями, приводили своих детей. И у РАМТа это получается! Сюда действительно ходят семьями по многу лет. И те, кто пришел впервые 7-летним, потом приходит в 25 со своими друзьями на взрослые спектакли, программы, обсуждения, встречи.

Театру хочется верить, что он работает для молодого поколения. Но поскольку молодость – состояние души, то возраст его аудитории от 6 до 96. Кстати, аудитория РАМТа определяется не возрастом, а похожими взглядами, целями, устремлениями. Люди разных возрастов видят в спектаклях свое. И если молодым сюжет покажется легким и романтическим, то старшие зрители увидят в нем больше за счет своего опыта. А после детских спектаклей родителям всегда есть о чем поговорить со своим ребенком.

Несколько лет назад театр предоставил студентам возможность льготного посещения ряда спектаклей. К сожалению, на время пандемии эта программа перестала быть регулярной, но она привлекла в театр абсолютно нового зрителя. Среди ребят, участвовавших в ней, появились те, кто начал следить за репертуаром, приходить на другие мероприятия РАМТа.

Прямая реклама для театра – дело дорогое и затратное. Бюджет в основном тратится на наружную рекламу по городу, ролики на радио и продвижение в интернете. Однако чаще РАМТ использует механизмы непрямой рекламы: инициирует интервью и репортажи в СМИ, розыгрыши билетов и различные акции, освещение в прессе премьер и других инфоповодов.

Специфика театрального маркетинга в том, что ты до премьеры в полной мере не знаешь, что продаешь. Ведь рекламная кампания начинается раньше выхода спектакля. Иногда и за несколько лет, как это было с «Берегом утопии». Тебе известны драматург, режиссер, актеры, но продвигаешь ты спектакль, еще не поставленный. Можно сказать, «кота в мешке». И преподносишь его как лучший спектакль сезона, как событие, которое нельзя пропустить, за тобой – лишь имена создающих спектакль людей и имидж театра.

Премьеру каждого спектакля предваряет пресс-показ, на который приглашаются фотографы и телевизионные журналисты. Не факт, что новостной сюжет на Первом канале продаст билеты, но охват проинформированных увеличится. Репортаж в «Новостях» на телеканале «Культура» направлен на зрителей, следящих за театральной жизнью города.

Приглашая на премьерные спектакли критиков и театральных блогеров, РАМТ не ставит условия обязательной публикации, но рецензия, анонс и любое упоминание постановки в СМИ работает на ее продвижение, держит премьеру «на слуху», помогает делать из нее событие.

Что привлекает зрителей к спектаклю? Визуальный ряд, на основе которого делается афиша и баннеры, фотографии с репетиций. Что еще? Имена актеров, режиссера, драматурга, название пьесы. Иногда кажется, что «Горе от ума» продать легче, чем спектакль «Душа моя Павел», название которого многим ничего не говорит. Хотя у кого-то неизвестный сюжет и новое произведение современного автора наоборот вызовет больший интерес, чем классика.

Артисты и создатели спектакля также участвуют в его продвижении. Особенно актеры, известные по ролям в сериалах. Когда они рассказывают в интервью о том, что играют в Российском академическом молодежном театре, хочется надеяться, кто-то из поклонников отправляется за билетом на спектакль с участием кумира.

Порой кажется, что детскому спектаклю нужно меньше поддержки, потому что дети постоянно растут и каждый родитель считает своим долгом отвести ребенка в театр. Но если спектакль плохой, то никакая реклама его не спасет. Поэтому лучший механизм привлечения зрителей в театр – это «сарафанное радио»: когда 700 человек посмотрят спектакль и расскажут другим 700-м, а может и 1400-м, что им понравилось.

Присутствие театра в соцсетях – отдельный разговор, на который мы вызвали специалиста отдела по связям с общественностью Марию Моисееву. Интервью, как и полагается разговорам с SMM-щиками, состоялся онлайн. Орфография и пунктуация сохранены.

– В связи с последними запретами использовать ряд соцсетей, как поменялась рекламная политика РАМТа в соцсетях? Какая площадка (площадки) стала теперь основной?

– Наверное, сначала нужно отметить, что в социальных сетях РАМТа мы в первую очередь освещаем жизнь театра, не заходя на поле прямой рекламы. Этот принцип в итоге приводит к тому, что наши подписчики лучше узнают театр, он становится им ближе, но прямой рекламой я бы наши социальные сети не назвала. У РАМТа такая насыщенная жизнь, что она буквально захлестывает все возможные каналы коммуникации, поэтому сейчас нам «тесновато». Основными площадками стали ВК и Телеграм, первый – старый, проверенный и изученный инструмент, второй был создан давно, но активно не развивался до известных событий...

– Эту площадку придется изучать заново?

– Скорее, искать там свое «лицо», стиль… Телеграм – при всех его простоте, удобстве, ботах и стикерпаках – все же мессенджер по своей сути. Для полноценной социальной сети ему не хватает, как минимум, давно анонсированной, но пока не внедренной ленты.

– Можно ли наработанные приемы продвижения в одной соцсети перенести в другую или в каждой свои законы?

– В каждой свои законы и свои инструменты. Но Телеграм не вчера появился, велосипед здесь уже изобретать не нужно, многое придумано и протестировано до нас. Главное — выбрать правильную «отвертку».

– На ваш взгляд, отличается ли ведение аккаунта театра в социальных сетях от аккаунтов других учреждений?

– Мне сложно ответить, аккаунтов других учреждений я не вела. Думаю, в любом деле плюсом будет, если разбираешься в предмете, о котором рассказываешь, и любишь его. А уж про зубные протезы ты пишешь или про лучший в мире театр – дело десятое (смайл).

– Есть ли в РАМТе какие-либо особенные инфоповоды, отличные от социальных сетей других театров?

– Это театральная жизнь РАМТа, она не похожа на жизнь других театров, а значит и инфоповоды дает уникальные (смайл). Но если говорить о тех, что дополняют ее, то мы всегда стремимся придумать что-нибудь интересненькое (а потом классные идеи разлетаются по театрам, а ты немножко гордишься (смайл)). Когда-то давным-давно еще в Живом Журнале мы проводили первые он-лайны с артистами, когда-то начали освещать все вводы в спектакли, отмечать юбилейные по счету, сколько лет уже стараемся не уходить на каникулы и проводим «РАМТолето»…

– Как часто вы размещаете новости о жизни театра в сети и на какие тематические подгруппы их можно разделить?

– В идеале — ежедневно. Но когда сезон в разгаре, новости только успевай подхватывать, иногда приходится что-то даже «придерживать», чтобы не «засыпать» зрителя новостями, а летом инфоповоды редки и в дело вступают архивы и генератор идей. Иногда и не замечаешь, как лето пролетело (смайл).
А темы новостей проще всего отследить по названиям наших фотоальбомов в ВК: «Гастроли сезона», «ПРОЖИЗНЬ», «ТЕАТР+». В прошлом сезоне в связи с пандемией получился огромный альбом «Вводы сезона».

– Дублируются ли новости на всех интернет-площадках или каждая отвечает за свой блок новостей (свои темы)? Где какие новости искать? И какие вообще интернет-площадки РАМТа сегодня активны?

– Все новости сайта дублируются в ВК и Телеграме, это важно, чтобы их получил каждый зритель, который подписан на нас в любой из социальных сетей Глобальные новости уходят еще в ленту Твиттера и в Одноклассники. Два наших основных канала – ВК и Телеграм — пока наполняются почти синхронно. В Телеграме есть рубрика «День рождения», есть прямые включения в «кружочках» и именно там мы планируем провести в этом году «РАМТолето». В ВК мы создали специальную страницу к премьере спектакля «Душа моя Павел» и в течение месяца перед премьерой наполняли ее предвосхищающими премьеру новостями: видеороликами, публикациями, интервью, цитатами, скорее всего, это станет традиционным способом ожидания премьеры на Большой сцене.

– В интернет аккаунтах РАМТа существовали различные рубрики, например, «Посреди среды» и «Песня дня»? Расскажите, как они были придуманы? Придумываются ли рубрики специально или рождаются случайно? Предлагают ли их артисты?

– Ой, про «Песню дня» была забавная история. Мне ужасно нравилась одна песня, заслушана была буквально «до дыр», и вдруг Алексей Веселкин-мл.. рассказывает, что, мол, ему этот трек включили, как хит, а он его впервые слышал. Вот ради того, чтобы рассказать об этой композиции всем-всем, и была придумана «Песня дня». Самое смешное, что пока очередь дошла до песни от нашего отдела, мы успели поменять свои предпочтения (смайл). «Посреди среды» родилась от «тоски по обратной связи», а скучный зрительский опрос делать было скучно (смайл).
Специально рубрики придумываются в основном для того, чтобы служить некими «вешками», отбивками, «держать берега» и упорядочивать броуновское движение театральной жизни. Очень показательны в этом смысле «РАМТонедельники».
На карантине наши артисты были очень активны, это они придумали и чтение «Лады», и прямые эфиры, и «Кулинарную минутку с Сергеем Чудаковым», и кучу непериодических событий…

– Насколько включены артисты и другие работники театра в ведение социальных сетей театра?

– Мне кажется, это видно со стороны невооруженным взглядом. Включены, помогают, подсказывают, приносят идеи. Давно хотелось сказать всем огромное спасибо! Потому что все мы в итоге делаем одно общее дело.

– РАМТ известен своими просветительскими проектами и работой со зрителями. Какую роль в продвижении играют эти проекты и рассматриваете ли вы их как одно из направлений пиара театра?

– Это риторический вопрос (смайл).
Если говорить о технической стороне дела, наши специальные проекты для пиара – это лавина инфоповодов и увеличение числа точек соприкосновения с театральным, околотеатральным и даже совсем не театральным миром. А значит – увеличение числа «выходов» в прессе, публикаций в соцсетях, расширение нашей потенциальной аудитории.
А если говорить образно, работа со зрителями – это огромная сеть, каждая ниточка которой тесно переплетена с остальными.
Тех, кто первый раз пришел в театр, после спектакля написал отзыв и пошел гуглить актеров, важно мягко подхватить и привести, присоединить к тем, кто знает труппу поименно, перечитал все статьи на сайте и оригиналы пьес, кто ждет премьер и приходит пересмотреть любимое, кто всех своих друзей проверяет РАМТом. Важно, чтобы в этом пути зрителю было интересно и в сети, и в офлайне. Важно оставаться с ним на связи.

Варвара Дерезовская
Ольга Бигильдинская

Фото Марии Моисеевой и других авторов из архива РАМТа

 

наверх