Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Военная история Центрального детского

8.5. 2013

«Сотрудники Центрального детского театра собрали 50 тысяч рублей на строительство танка», – при этих словах воображение рисует новые впечатляющие декорации или даже сценическую площадку в виде танка на радость маленьким зрителям. Но в апреле 1943 года газета «Большевистская сталь» сообщала не о новом решении спектакля. Речь шла о настоящем военном танке имени ЦДТ, подаренном фронту, за который свой братский привет директору театра Е.Н.Ванеевой и его сотрудникам передал сам Иосиф Сталин.
Нам сейчас кажется, что искусство и война – вещи прямо противоположные. Но история с танком, произошедшая 70 лет назад, случилась во время всенародной борьбы с фашистскими захватчиками, к которой театр просто не мог быть не причастным. Кроме того, у Центрального детского была своя военная история.

«Непрестанно мучило два вопроса: почему я не на передовой и что еще сделать для фронта, для Победы?»

Из воспоминаний ветеранов театра

 

В октябре 1941 года начали бомбить Москву, и линия фронта оказалась совсем рядом. В это время фронтовые бригады из труппы ЦДТ выступали перед сражающимся Подмосковьем, пока не был отдан приказ об эвакуации театра в Сибирь. Творческие планы, театральные имущество, сложившийся рабочий ритм и привычки, порядок и традиции - все пришлось бросить и отправиться в неизвестность по железнодорожным путям, которые постоянно подвергались бомбежкам.
Это были самые драматичные дни для коллектива театра, для всех москвичей, для всей страны. Самым важным тогда было сохранить спокойствие и веру в Победу.

Так, директор ЦДТ Ванеева на вопрос артистов, есть у нас театр или уже нет, твердо отвечала: «Советская власть есть, значит, есть театр. Главное не волноваться». Уже на вокзале, она, человек революционной закалки (первый редактор «Искры»), раздавала зарплату артистам из собственных сбережений со словами: «Вот все мои сбережения (в руках ее был сверток с деньгами). Я вам их раздам, составьте ведомость и отдайте ее мне. Мы должны сохранить театр во что бы то ни стало».

Театр выжил: менее трех месяцев понадобилось эвакуированной группе театра, чтобы далеко в Сибири, в горняцком поселке Киселевск, открыть свой 20-ый театральный сезон. Актеры работали несмотря на начавшуюся у многих дистрофию (питались одним хлебом, раздававшимся строго по карточкам, и кормовой свеклой), причем в процессе овладевали разными профессиями. Из-за нехватки кадров и материалов педагоги садились за печатную машинку, чтобы записать за артистами произнесенные по памяти тексты пьес «Любовь Яровая», «Сказки» Маршака; главный режиссер В.Ф.Дудин был и заведующим постановочной частью, и художником, З.А.Сажин взял на себя работу по литературной части, Е.М.Лямина становится заведующей мебельного, реквезиторского и бутафорского цехов. Для небольшой группы, составляющей ядро коллектива (чуть более 20 человек), период эвакуации отличался необыкновенным трудовым энтузиазмом, огромной всеобщей жаждой сделать как можно больше для раненых бойцов в госпиталях, для тружеников шахтерского поселка, для их детей и, в конечном счете, для Победы.

31 декабря 1941 года состоялся первый спектакль на новом месте. В зале тесного деревянного киселевского клуба шахтеры и их семьи увидели «Любовь Яровую» с А.В.Елисеевой в главной роли. По рассказам очевидцев, этот спектакль под Новый 1942-й год был настоящим откровением, потрясением для жителей небольшого поселка с населением около 5 тысяч человек.

С того дня отношение к актерам стало особенное: их узнавали на улице, уступали места в очереди, старались получше покормить и, конечно, здоровались. Правда, знали их в основном по именам их героев. Так, А.В.Елисеевой удалось записаться в ряды добровольцев на фронт, потому что в военкомате никто не знал ее под настоящей фамилией. Но все-таки слух дошел до командира отряда. И вот командир, построив новобранцев в шеренгу, объявляет: «Любовь Яровая, шаг вперед!» Антонина Васильевна делает шаг вперед и слышит категорическое: «Любовь Яровая, домой шагом марш!» Все в Киселевске понимали, что театр нужен был здесь, в тылу; он нужен был детям, труженикам тыла, жизненно необходим раненым бойцам в госпиталях поселка.
Доказательством этого служат заметки в газетах тех лет. Например, в газете «За уголь» от 24 марта 1943 года читаем: «Большой душевной теплотой, глубокой злободневностью отличается концерт фронтовой бригады… Бригада артистов недавно приехала с фронта. И это придает особенно задушевный колорит исполняемым вещам». Артисты действительно часто выступали перед зрителями, а потом прямо из «зала» уходили «в бой». Поэтому и горняки, трудящиеся в тылу, с таким восторгом воспринимали военные песни.

 

«Все время было чувство, что мы чего-то недодаем»

Из воспоминаний ветеранов театра

 

Эвакуированная труппа ЦДТ, в свою очередь, делала все возможное, а для условий военного времени – и невозможное. Члены коллектива занимались с детьми в кружках, студиях, самодеятельных коллективах, готовили с творческой изобретательностью и страстностью многочисленные монтажи, посвященные Красной Армии, ежедневно приходили к раненым читать классиков, писать и читать письма. Все это делалось не по указке сверху, а по внутреннему, святому долгу совести, без направлений и приказов. Достаточно сказать, что впервые в истории театра за один сезон 1942 года было выпущено семь новых спектаклей!

«Мы особо духовно жили в то время!»

Из воспоминаний ветеранов театра

 

Многогранная большая работа коллектива позволила за период эвакуации в Кузбассе (с 1 ноября 1941 года по 10 октября 1942 года в г. Киселевске, с 10 октября 1942 года по 1 октября 1943 года в г. Сталинске (Новороссийск) не только выпустить 7 премьер, но и возобновить еще 7 спектаклей. Фронтовая бригада театра в это время дала больше 60 спектаклей и концертов на Воронежском и Сталинградском фронтах, сделала три выезда на 3-й Украинский и 2-й Балтийский фронты. Отчеты по возвращении из эвакуации свидетельствуют, что труппа дала 467 шефских спектаклей и концертов, провела 1214 художественных выступлений в палатах для раненых бойцов, организовала три смотра красноармейской художественной самодеятельности.
За сухими цифрами отчетов, набранных на печатной машинке 70 лет назад, встают живые люди – актеры и работники Центрального детского театра, чьи горящие сердца не только сохранили театр в холодной Сибири, но и стали частью общей славной истории Победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

Премьеры во время эвакуации:

  1. «Любовь Яровая» К.Тренева, 31 декабря 1941 г., постановка А.З.Окунчикова, художник Б.В.Эндар, музыка В.Н.Васильева. Спектакль прошел 21 раз в г.Киселевске.
  2. «Шутники» А.Н.Островского, 10 января 1942 г., постановка В.Ф.Дудина, художники М.М.Ещенко и Н.И.Фирсов. Спектакль прошел 31 раз в г.Киселевске и г.Сталинске.
  3. «Роковой час» К.Одетса, 18 июня 1943 г., постановка В.Ф.Дудина, художник Н.И.Фирсов. Спектакль прошел 53 раза в г.Киселевске и г.Сталинске.
  4. «День живых» А.Я.Бруштейн, 13 сентября 1942 г., постановка А.З.Окунчикова, художник Н.И.Фирсов, композитор В.Н.Васильев. Спектакль прошел 31 раз в г.Киселевске и г.Сталинске.
  5. «Большие надежды» В.А.Каверина, 20 января 1943 г., постановка В.Ф.Дудина, художник Григорьев. Спектакль прошел 24 раза в г.Сталинске.
  6. «Русские люди» К.Симонова, 30 мая 1943 г., постановка И.М.Рапопорт, художник З.М.Сирвинт. Спектакль прошел 41 раз в г.Сталинске.
  7. «Детская эстрада – 2 часа без малого у деда бывалого» А.Барто, Н.Шестакова, 10 сентября 1943 г., постановка В.С.Колесаева, художник Ридман. Спектакль прошел 3 раза в г.Сталинске.

Возобновленный репертуар в эвакуации:

  1. «Проделки Скапена» Мольера, 3 января 1942 г., постановка О.И.Пыжовой и Б.В.Бибикова, режиссер. С.Х.Гушанский, музыка П.М.Берлинского и В.Н.Васильева. Спектакль прошел 35 раз в театре и 14 раз на фронте.
  2. «Недоросль» Фонвизина, 18 января 1942 г, постановка А.Г.Шишкова, художник Л.И.Савельев, музыка М.Р.Раухвергер. Спектакль прошел 60 раз в г. Киселевске и г.Сталинске.
  3. «Сказки» С.Я.Маршака, 12 февраля 1942 г., постановка В.Ф.Дудина, художник В.В.Дмитриев, композитор Ю.А.Шапорин, танцы в постановке В.И.Цаплина. Спектакль прошел 45 раз в г.Киселевске и г.Сталинске.
  4. «Двадцать лет спустя» М.Светлова, 20 февраля 1942 г., постановка О.И.Пыжовой и Б.В.Бибикова, художники Е.М.Фрадкина и А.К.Вишневецкая, композитор В.А.Оранский. Спектакль прошел 19 раз в г.Киселевске.
  5. «Воспитанница» А.Н.Островского, 5 марта 1942 г., постановка А.М.Лобанова. Спектакль прошел 18 раз в г.Киселевске.
  6. «Профессор Полежаев» Л.Рахманова, 26 марта 1942 г., постановка Л.И.Дейкун, режиссер С.Х.Гушанский. Спектакль прошел 12 раз в г.Сталинске.
  7. «Жан Бесстрашный» Т.Габбе, 9 апреля 1942 г., постановка И.М.Туманова, художник Федоров, композитор Бирюков. Спектакль прошел 61 раз г.Киселевске и г.Сталинске.

Актерская труппа театра времени эвакуации в Кузбасс в 1941-1943 годах (список восстановлен по архивным документам, фотографиям):
Андросов М.Т.
Аносова З.С.
Аргеропуло Ю.А.
Багрянова Н.Д.
Булкина Т.И.
Вахонина М.Я.
Вегнер В.Н.
Вересов Ф.С.
Викторова И.Л.
Гердрих Л.В.
Гольфонд Э.Я.
Гумилевский Г.К.
Гушанский С.Х.
Дружников В.В.
Захарова А.В.
Егоров В.Н.
Елисеева А.В.
Ещенко М.М.
Заболотный Ф.Ф.
Захода В.И.
Иванов Ю.И.
Иноземцев А.Н.
Казакова М.Т.
Казанский Б.М.
Крюков А.Ф.
Кудрявцева А.И.
Маркова-Орлова Э.М.
Нейман М.С.
Нестерова А.А.
Орлов М.И.
Петров М.А.
Сажин З.А.
Салант Н.В.
Соболева А.А.
Солоницкий С.А.
Стрелихеев И.В.
Фирсов Н.И.
Чернышева Л.В.
Чинаров П.В.
Чкуасели Н.В.
Шахова О.Г.

Постановочная часть и руководство театра по данным 1941 г.
Зав. музыкальной частью и дерижер В.Н.Васильев.
Зав. литературной частью З.А.Сажин.
Зав. труппой М.С.Нейман.
Зав. постановочной частью А.С.Арнольдов.
Зав. костюмерным цехом Е.В.Пилацкая.
Зав. осветительной частью А.Я.Борзов.
Зав. гримерным цехом А.М.Казаков.
Инспектор оркестра Я.Л.Банах.
Бутафория и реквизит Е.М.Лямина.
Педагоги Н.А.Литвинович, С.И.Резник.
Художественный руководитель театра В.Ф.Дудин.
Директор театра Е.Н.Ванеева.
Зам. директора театра А.Г.Орлов.
Администратор З.Я.Федоров.

Татьяна Попадьева
Ольга Бигильдинская

 

 

наверх