Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Нинель Андреевна Шефер

Памяти актрисы, ушедшей из жизни в 2012 году

25.12. 2012

У Российского академического Молодежного театра богатая история. В его архиве можно провести весь день, разглядывая старые фотографии, тексты пьес с поправками знаменитых режиссеров, стенограммы встреч и воспоминаний, отпечатанные на пишущей машинке. И вдруг случайно среди снятых когда-то в фойе фотографий обнаружить портрет Нинель Андреевны Шефер, пленительной женщины с черными волосами и огненным проницательным взором.

Если бы она родилась в Германии, а не в России, и в 1900 году, а не в 1925-м, она могла бы претендовать на лучшие роли в немых картинах Роберта Вине, Фрица Ланга и Фридриха Мурнау. Эти классики немецкого экспрессионизма снимали женщин с черно подведенными глазами, поражающими глубиной взгляда. Таким же был и взгляд Нинель Шефер. Описать ее лицо очень сложно, как сложно рассказывать о чем-то геометрически правильном, выверенном, без малейшего намека на кривизну линий или гиперболизацию объемов, выделанном без единой погрешности. Если бы она была еще жива, а я была бы художником… но ни то, ни другое уже невозможно. А потому спешу взяться за чернила и бумагу, чтобы создать этюды к картине под названием Нинель Шеффер так, как это может получиться у человека, никогда не знавшего ее, но попытавшегося среди вороха архивных бумаг, аудио и видеозаписей увидеть и запечатлеть удивительность ее судьбы.

Школа-студия и первая роль

Актрисой она хотела быть с детства. Всегда выступала на вечерах в клубе, так как много знала наизусть и любила читать на публику. Окончив восьмилетку, пошла в Школу-студию МХАТ. Но на вступительных экзаменах сробела.

1943 год. Творческий конкурс на самый первый курс Школы-студии – курс, куда в основном идут дети актеров. У Нинель нет актерских корней, более того, родители считаются «врагами народа». Но она уже приняла решение, кем быть. В зале приемной комиссии стоит огромное кресло. Она входит, от стеснительности прячется за его спинку и оттуда читает свое первое стихотворение. После второй прочитанной вещи ее просят все-таки выйти. Но ей уже не так страшно – начало положено.

Самым ценным во МХАТе была старая школа. Старые актеры еще были живы, а значит, было у кого перенимать мастерство. Ей преподавали Василий Качалов и Павел Масальский, Мария Кнебель и Сергей Блинников. В старшей группе учился Всеволод Пудовкин и Ольга Фрик, а в младшей – Маргарита Юрьева и Евгения Ханаева.

Последние в 1947-м остались во МХАТе, а Нинель Андреевна оказалась там не нужна – у них уже была худенькая ведущая актриса Вера Бендина. И тогда, прочитав на прослушивании любимый кусок из «Мцыри», Нинель попала в Центральный детский театр и сохранила ему верность до конца.

Ее актерская судьба началась с Вали Брузжак из правильного спектакля в духе социалистического реализма «Как закалялась сталь». Роль Павла Корчагина играл Евгений Перов – актер, который был на 6 лет старше Нинель. После первого спектакля он протянул ей пятак, подкрепив его похвалой: «Молодец». Это была первая награда за актерский труд.

В нее не стреляли

Сейчас в театре сложно встретить ребенка с рогаткой. Эта игрушка, которую нередко захватывали на спектакли мальчишки прошлых лет, осталась в прошлом, как и та искренняя живая реакция детей, полностью погруженных в действие. Они поднимались со своих мест и даже подпрыгивали от волнения, когда Герда стояла на пограничной линии в замке короля, подсказывая ей, что переступать эту черту никак нельзя! А бывало, что и стреляли из рогатки в злых героинь всякими не предполагающими летального исхода, но неприятными мелочами. Ее соседкам по гримерке доставалось и в глаз, но самой Нинель Шефер никогда – ей всегда давали положительные роли: добрых девочек с пронзительным, нежным взглядом. Единственный раз она вышла на сцену в роли девушки, сгорающей от зависти к сестре – в спектакле Марии Кнебель «Волшебный цветок» по китайской сказке Жэн Дэ-яо. По пьесе она даже сталкивала напарницу с мостка. Но лишь этой ролью и ограничивались ее злодеяния на сцене, почему-то так получалось.

А еще была тогда жива традиция писать любимым актерам письма, и Нинель Андреевна получала их постоянно. Так она узнала, что есть у ее таланта самые преданные поклонники. Двое ребят даже как-то признались, что пересмотрели все ее спектакли тайком от родителей. Они говорили, что идут в баню, а сами переодевались и шли в театр – видно, душевной чистоты и света хотелось сильнее.

Какая роль была самой радостной для нее самой? Мари из «Вперед, отважные!» – спектакля о сопротивлении французских докеров. Ей нравился финал спектакля, когда она выбегала на баррикады и пела «Марсельезу», останавливая солдат.

Кто это?! Нинель Андреевна Шефер!

Кажется, она и на самом деле могла остановить солдат на баррикадах. Нинель Шефер была человеком  поразительной энергии. Неспроста это была одна из ведущих актрис ЦДТ, сыгравшая на его сцене более 80 ролей. Она не просто выходила на сцену, она врывалась на нее вихрем. Работники театра, актеры, не занятые в спектакле, частенько собирались в дверях зрительного зала, чтобы посмотреть ее выход. И как же они удивлялись, если среди них случайно оказывался человек, незнакомый с актрисой. В свои студенческие годы таким непросвещенным оказался сегодня уже ведущий актер РАМТа Евгений Редько. Он приоткрыл занавесочку, разделяющую зал и фойе, и изумленно спросил в темноту: «Кто это?» Ему в ответ раздался возмущенно-удивленный шепот: «Как кто? Это Нинель Андреевна Шефер». Тогда-то он и попал под ее обаяние, и оказался охвачен потрясающей энергией актрисы, заряжающей всех вокруг. Он стал членом этого стихийного сообщества, изучал расписание спектаклей Нинель Андреевны и в назначенное время свидания с актрисой вставал перед заветной занавеской. Однажды ему даже выпало ответить на вопрос, заданный когда-то им самим в темноту. А спустя несколько лет Нинель Андреевна-Мышь подсказывала Евгению-Петуху слова из «Сказок Маршака», которые он постоянно забывал.

«Когда зритель замирает – это наслаждение»

Первой ее возрастной ролью была сумасшедшая старуха. «Слышатся громкие голоса, и на сцену выходит Мария Xосефа, мать Бернарды, глубокая старуха с цветами в волосах и на груди», – такой ремаркой Гарсиа Лорка вывел на сцену Нинель Шефер  в 1978 году. В свои 54 года она уже не могла играть ни Девочку из «Сомбреро», ни Пьеро из «Золотого ключика». Но в роли глубокой старухи ей все-таки было комфортно, потому что хоть Мария и была сумасшедшая, ее внутренний обособленный мир был понятен актрисе. «Бернарда,  где  моя  мантилья? Я не хочу оставлять вам ничего  из  моих вещей. Ни колец, ни муарового черного платья. Потому что ни одна  из  вас  не  выйдет  замуж», – кричала Нинель, бегая по сцене и суматошно прибирая свои блестящие безделушки.
Не в каждой роли можно было найти такие моменты, но в этой она могла руководить залом. Были в спектакли фрагменты, когда зритель замирал, а она могла тянуть паузу сколько угодно – зал сидел не шелохнувшись. «Когда зритель замирает – это наслаждение. Эти моменты – самое дорогое», – говорила она.

Роли и мечты

Нинель Андреевна любила Диккенса и Лермонтова, но, к сожалению, ни Нину Арбенину, ни Тамару актриса так и не сыграла. Зато был «Оливер Твист» – и в этой трогательной истории ей тоже досталась положительная роль Роз Мейли, а не преступницы Нэнси.

Ролью мечты для Нинель была Джульетта, которая так и не стала для нее воплощенным сценическим образом. Они с ее любимым партнером – Александром Михайловым даже начинали репетировать трагедию Шекспира, но на сцену так и не вышли. Зато сыграли вместе в «Романтиках», «Доходном месте» и «Дубровском». Залог успеха их актерского дуэта был во взаимопонимании, без которого сложно сосуществовать на сцене.

Такая же крепкая нить связала Нинель Андреевну с Георгием Товстоноговым. Дело было и в созвучии, и в профессионализме обоих: Товстоногов понимал свою профессию и умел подсказать актеру то, чего сам исполнитель не видел в пьесе, а Нинель умела слушать – так и сработались. Они делали вместе «Где-то в Сибири», и он называл ее нежно Нелли. Уезжая из театра, сказал: «Если тебе будет плохо, приезжай ко мне в Ленинград». Она бы поехала, если бы была свободна, но у нее тяжело болела мама, и она была москвичкой до мозга костей. А однажды в интервью призналась: «В моей жизни есть такая особенность: несмотря на много заманчивых предложений изменить, я до сих пор остаюсь верна и мужу, и театру – двум главным ценностям в моей жизни».

Прекрасно быть

В 1980 году художественным руководителем Центрального детского (с 1992 года РАМТ) стал Алексей Владимирович Бородин. Познакомившись с Нинель Андреевной, он спросил, кого она хочет играть. В тот момент ей давно не давали новых ролей, и она очень робко – это была больше просьба, чем заявка на роль  – сказала, что хочет сыграть бабушку-колдунью в «Сказке о четырех близнецах». И она сыграла ее, никого при этом не вытесняя, ни у кого не отбирая роль. Такое редко бывает в театрах, где большие труппы. Но этот детский спектакль шел два раза в день, поэтому одну роль безболезненно удавалось играть двум, а иногда и трем актрисам по очереди.

Удивительно, как эта большая актриса была не подвержена «звездной болезни», она не смотрела сверху вниз на молодых актеров, скорее наоборот – сопереживала, болела за них душой. В трепете стояла Нинель Андреевна за сценой, когда молодые актеры только начинали играть в музыкальных сказках, она волновалась вместе с ними и за них. Она наблюдала за ними из кулис и повторяла губами каждое слово, каждый звук – этим удивительным воспоминанием поделился Евгений Редько, который однажды случайно повернул голову во время спектакля и увидел это. Он рассказал, что вид Нинель Андреевны вдохнул в него, трясущегося от волнения, уверенность в своих силах, и память об этом моменте помогает ему выходить на сцену до сих пор. Нинель Шеффер и Евгений Редько дружили. Наверное, ему как никому другому было тяжело, когда их дружба прервалась.

Нинель Андреевна Шефер родилась цветущей весной, 22 апреля 1925 года, а ушла из жизни летом 2012-го, хорошим теплым днем. Все, кто успел узнать ее, каждое 9 июля будут вспоминать ее черные глаза, остававшиеся удивительно молодыми и живыми до самой смерти. Тем же, кто только слышал о Нинель Андреевне, остается только прикасаться к ней благодаря тем немногочисленным воспоминаниям, которые оставили о ней любящие ее люди.

Шефер Нинель Андреевна

Родилась в 1925 году.
Окончила школу-студию МХАТ.
Пришла в ЦДТ 1 сентября 1947 года.
Сыграла роли:

  1. Люба, «Особое задание», С.Михалков, 1948 г.
  2. Тимоле-младший, «Город мастеров», Т.Габбе, 1948 г.
  3. Марина, «Красный галстук», С.Михалков, 1948 г.
  4. Бетти, «Снежок», В.Любимова, 1948 г.
  5. Валя Брузжак, «Как закалялась сталь», Ф.Бондаренко по Н.Островскому, 1948 г.
  6. Вера, «Где-то в Сибири», И.Ирошникова, 1949 г.
  7. Мария Кирилловна Троекурова, «Дубровский», А.Пушкин, 1949 г.
  8. Скоморох, «Сказки», С.Маршак, 1949 г.
  9. Сева, «Особое задание», С.Михалков, 1949 г.
  10. Маша Ракитина, «Драгоценное зерно», А.Мусатов, 1950 г.
  11.  Катя, «Настоящий друг», В.Любимова, 1950 г.
  12. Вера, «Особое задание», С.Михалков, 1950 г.
  13. Оля, «Романтики», Э.Цюрупа, 1950 г.
  14. Маша Любимова, «Я хочу домой», С.Михалков, 1950 г.
  15. Мари, «Вперед, отважные!», А.Зак, И.Кузнецов, 1951 г.
  16. Римма Третьякова, «Ее друзья», В.Розов, 1951 г.
  17. Каченка, дочь скрипача, «Волынщик из Стракониц», И.К.Тыл, 1952 г.
  18. Баба, «Конек-горбунок», П.Маляревский, 1952 г.
  19. Игорь, школьник, «Два друга», Н.Носов, 1952 г.
  20. Аня, «Страница жизни». В.Розов, 1953 г.
  21. Варя, «Страница жизни». В.Розов, 1953 г.
  22. Полинька, «Доходное место», А.Островский, 1953 г.
  23. Саша Зуевская, «На широкую воду», Н.Реут, М.Скрябин, 1953 г.
  24. Пучеглазик, «Чужая роль», С.Михалков, 1954 г.
  25. Поросенок, «Кошкин дом», С.Маршак, около 1954 или 1955 гг.
  26. Мальчик, «Дорогие мои мальчишки», Л.Кассиль, А.Минеровский, около 1954 или 1955 гг.
  27. Зоя Николаевна, пионервожатая, «Отрочество», С.Георгиевская, Э.Малых, 1955 г.
  28. Земляничка, «Приключение Чиполлино», С.Богомазов, З.Потапова, 1955 г.
  29. Желтый аист, «Сказка о сказках», А.Зак, И.Кузнецов, 1956 г.
  30. Роз, «Оливер Твист», Д.Альмар по Ч.Диккенсу, 1956 г.
  31. Валя Новикова, «Двадцать лет спустя», М.Светлов, 1957 г.
  32. Вера Третьякова, «В поисках радости», В.Розов, 1957 г.
  33. Да-Лань, «Волшебный цветок», Жэн Дэ-яо, 1958 г.
  34. Ротанга, «Сказка о сказках», А.Зак и И.Кузнецов, 1958 г.
  35. Алла, «Сомбреро», С.Михалков, 1958 г.
  36. Кира, «Два капитана», В.Каверин, 1959 г.
  37. Пьеро, «Золотой ключик», А.Толстой, 1959 г.
  38. Служанка, «Рамаяна», Н.Гусева, 1960 г.
  39. Елка, «Приключения Кроша», А.Рыбаков, 1961 г.
  40. Девочка, княжна, «Горе от ума», А.Грибоедов, 1961 г.
  41. Мэри, «Том Сойер», Н.Венкстерн и И.Романович по М.Твену, 1961 г.
  42. Мама, «Один страшный день». Ю.Сотник, 1963 г.
  43. Девочка с балалайкой, «Белеет парус одинокий», В.Катаев, 1963 г.
  44. Аннушка, санитарка, «Забытый блиндаж», С.Михалков, 1963 г
  45. Белка, «Одолень-трава», В.Любимова, 1964 г.
  46. Вера, «В поисках радости», В.Розов, 1963 г.
  47. Кошка Флара, «Похищения луковиц», М.Машаду, 1964 г.
  48. Хуана, «Ла Фарола», Х.Бухер, 1964 г.
  49. Баба, «Сказки Маршака», С.Маршак, 1964 г.
  50. Андриан, «Сомбреро», С.Михалков, 1965 г.
  51. Чернавка, «Сказки Пущкина», А.Пушкин, 1966 г.
  52. Солнце, Девушка, «Сказки Пушкина», А.Пушкин, 1966 г.
  53. Элиза, «Хижина дяди Тома», А.Бруштейн, 1966 г.
  54. Джон, «Питер Пен», Джеймс Барри, 1968 г.
  55. Врач, «Жил был тимуровец Лаптев», А.Хмелик, 1969 г.
  56. Карта, «Веселое сновидение», С.Михалков, 1969 г.
  57. Ворона, «Снежная королева», Е.Шварц, 1971 г.
  58. Мышка, «Сказки Маршака», С.Маршак, 1968 г.
  59. Нищенка, «Шутники». А.Островский, 1973 г.
  60. Зеленухова Анастасия Ивановна, «Молодая гвардия», А.Алексин по А.Фадееву, 1974 г.
  61. Линда, «Май не упусти…» А.Эйдлин по С.Георгиевской, 1974 г.
  62. Бабушка, «Цветик-семицветик», В.Катаев, около 1974 или 1975 гг.
  63. Девушка, «Бедность не порок», А.Островский, около 1974 или 1975 гг.
  64. Софья Платоновна, «Московские каникулы», А.Кузнецов, около 1974 или 1975 гг.
  65. Аграфена, экономка, «Враги», М.Горький, 1975 г.
  66. Педагог в детском доме, «Бей, барабан!», С.Ермолинский, А.Хмелик, 1977 г.
  67. Учительница, гость, «Печальный однолюб», С.Соловейчик, 1976 г.
  68. 4-й почтальон, «Коньки», С.Михалков, 1976 г.
  69. Анна Ильинична, «В дороге», В.Розов, 1976 г.
  70. Мария Хосефа, Мать Бернарды, «Дом Бернарды Альбы», Г.Лорка, 1978 г.
  71. Зуйкова, «Следствие», Н.Воронов, 1978 г.
  72. Тетя Аня, техничка, «Разговоры в учительской, слышанные Толей Апраксиным лично», Р.Кау, 1979 г.
  73. Пожилая женщина, «Барабанщица», А.Салынский, 1980 г.
  74. Вторая женщина, «Три толстяка», Ю.Олеша, 1980 г.
  75. Санитарка, «Прости меня», В.Астафьев, 1981 г.
  76. Бабушка, «Сказка о четырех близнецах», П.Панчев, 1982 г.
  77. Массовка, «Долгое-долгое детство», Карим, 1982 г.
  78. Гостья, «Бедность не порок». А.Островский, 1983 г.
  79. Щекатова, «Печальный однолюб», С.Соловейчик, 1984 г.
  80. Жница, «Бонжур, месье Пьеро!» И.Слепакова, 1984 г.
  81. Женщина на рынке, «Алеша», В.Ежов, Г.Чухрай, 1985 г.
  82. Женщина, «Большие надежды», В.Холлингбери по Ч.Диккенсу, 1994 г.
  83. Фермерша, «Маленький лорд Фаунтлерой», Н.Воронов по Ф.Бернет, 1996 г.

                                             
В 2002 году награждена медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
Ушла из жизни 9 июля 2012 года.

Любовь Пухова

 

наверх