Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Проекты для зрителей – подарок пиарщику

Четвертый Всероссийский семинар по работе со зрителями прошел в Санкт-Петербурге

30.11.2017

Всероссийский семинар по работе со зрителями, придуманный РАМТом, чем-то похож на фестиваль «Колесо» – путешествует по театрам для детей и молодежи страны. Его цель – собрать вместе специалистов, ведущих или планирующих работу со своей аудиторией, познакомиться с проектами принимающего театра и рассказать о своих. С 19 по 21 ноября семинар принимал у себя Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье».

Музыкальный театр «Зазеркалье» находится в историческом районе Санкт-Петербурга и занимает старинное здание с историей: построенное в 1862 году, оно видело в своих стенах и маленького Федора Достоевского, побывавшего на новогоднем празднике Петербургского клуба художников, и молодого Александра Блока, посещавшего драматический кружок. В начале ХХ века здесь всего на год открылась студия Мейерхольда, но зато знаменитый Ленинградский рок-клуб просуществовал чуть более 10 лет. А вот «театральное зало», название которого до сих пор сохранено во внутреннем убранстве здания, появилось благодаря его владелице – жене купца II гильдии А.Н.Павловой. Ее концертный зал, выстроенный в конце 90-х годов XIX века, пользовался популярностью в городе: до революции здесь проходили танцевальные вечера, лекции, спектакли, встречи творческой интеллигенции. После революции в здании располагался театр «Кривое зеркало» под руководством А.Кугеля. Будто бы продолжая старую традицию, под крышей этого старинного русского дома снова собрались люди театра.

Приехав в «Зазеркалье», участники семинара сразу попали «с корабля на бал»: первой в программе была встреча арт-клуба юных петербуржцев «Три апельсина». Абонемент встреч, посвященный вопросам театра, музыки и литературы, в театре ведут зам. директора Татьяна Чернова и зав. педчастью Наталья Хрущева. На этот раз встреча была посвящена 125-летию Марины Цветаевой и опере П.Чайковского «Евгений Онегин». Услышав рассказ о впечатлениях маленькой Марины от прочтения пушкинского «Евгения Онегина», зрители порассуждали вместе с ведущей Т.Черновой о главных героях и событиях поэмы – об их любви, письмах и признаниях – так, что захотелось перечитать Пушкина. А фрагменты оперы в исполнении артистов «Зазеркалья» позволили почувствовать некоторые нюансы сюжета через музыку.

Вторая – литературная часть встречи, за которую отвечает Н.Хрущева, была посвящена современной поэзии, и гостей клуба стала петербуржская поэтесса Анна Игнатова. Она сразу же обаяла и маленьких, и взрослых, читая стихи, отвечая на вопросы, а также рассказывая о своих творческих увлечениях: лепке из пластилина и написании сценариев для мультфильмов.

По окончании встречи ее ведущие рассказали о том, по какому принципу организованы абонементы в «Зазеркалье» и зачем они нужны. Во-первых, любой «спектаклевый» абонемент выгоден театру: это сразу и заполняемость зала, и деньги в кассе, а еще в него можно включить некассовый спектакль. Театр не может себе позволить не работать и со школьными классами, продавая абонементы им.

С одной стороны, «классовые походы» в театр тяжелы для артистов (группы школьников не всегда сидят на спектаклях тихо), но с другой – и театр это понимает – родители современных школьников в большинстве своем не имели театрального опыта и потому их детей сегодня приведет в школу разве что учитель.
Просветительские же абонементы, конечно, затратны для театра. Но как иначе растить публику? В опыте «Зазеркалья» – самые разнообразные программы встреч для зрителей разных возрастов: от цикла «Музыкальные адреса Петербурга» до «Мужчина и женщина. Шедевры оперного искусства о любви». В нынешнем сезоне театр предлагает две программы: абонемент арт-клуба «Три апельсина» и «Путешествие в оперу».

Принцип организации абонементов специалисты «Зазеркалья» изложили в методическом пособии, выпущенном специально к семинару.

Второй день начался мастер-классами специалистов РАМТа. Режиссер-педагог Алла Лисицина рассказала о тонкостях организации занятий «Семейного клуба», а также зрительских клубов «Театральный словарь» и «Премьера». Открыла участникам небольшие профессиональные секреты: например, почему членов клуба она не фотографирует на сцене вместе с артистами или почему чем меньше на занятиях говорят, тем лучше. А также, почему взрослым не менее полезны такие занятия, чем детям и отчего в клубы РАМТа стоит многолетняя очередь. Руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями Ольга Бигильдинская рассказала о существующих в театре проектах для взрослой аудитории и, в частности, о работе с волонтерами – Пресс-клубе для начинающих театральных журналистов при театре и создании вместе с ними интернет-газеты «РАМТограф»: о правилах создания такого клуба, о требованиях к кандидатам, оптимальном количестве участников и системе регулярных занятий.

Выступление хозяев семинара завершила начальник отдела информации «Зазеркалья» Виктория Колычева, представив уникальный опыт организации просветительского абонемента «Магия театра» – совместного с музеем театрального и музыкального искусства проекта. Занятия этого абонемента проводили сотрудники театра и музея, раскрывая детям закулисные профессии, давая им возможность «прикинуть» каждую из них на себя. Формат этих занятий подразумевал, как и «Семейный клуб» РАМТа (выступивший «вдохновителем» абонемента), игры, творческую работу и обсуждение. Но, помимо этого, еще квесты, мастер-классы и экскурсии. Презентацию Виктории дополнила зав. билетным столом Наталья Соколова, рассказав о том, как оформлены билетные книжки абонементов театра – тем самым ответив на вопрос, в который обычно и упирается создание системы абонементов.

День завершился презентациями зрительских проектов, реализуемых театрами-участниками семинара.

Специалист по связям с общественностью Кировского ТЮЗа «Театр на Спасской» Юлия Волкова рассказала о стартовавшем в этом сезоне проекте для малышей и их родителей «Сказки для Мартина», названного в честь розового слона – героя книги Линор Горалик «Мартин не плачет». В компании этого самого слона зрители будут слушать самые разные сказки, прочитанные для них вслух, обсуждать и даже делать поделки – в общем, проводить время вместе в стенах театра.
Интересно сотрудничество ТЮЗа с радио. Юлия, радиожурналист в 20-летним стажем, ведет 1 раз в неделю передачу «Театральный понедельник» – ее эфир предоставлен исключительно ТЮЗу. К 1 сентября артисты театра читали на радио стихи из школьной программы. А к 9 мая – письма реальных людей, переживших войну.

Начальник отдела маркетинга Челябинского Молодежного театра Никита Плеханов рассказал об интересной программе, придуманной к премьере детского спектакля «Иван-Царевич и Серый Волк» по пьесе Светланы Баженовой – такого, где зрители решают, куда пойдет главный герой. «Лаборатория зрителя» подразумевала актерскую читку, встречу с режиссером и драматургом. А затем – при наличии билетов на премьеру – посещение открытой репетиции и генерального прогона. «Стильно, модно, молодежно» – так охарактеризовал один из зрителей встречу с авторами, оставив отзыв на сайте театра. Весь проект получил большой отклик и привлек на спектакль не только детей, но и взрослых, создав вокруг него очень творческую атмосферу.

Проекты Кировского драмтеатра позволили увеличить его посещаемость с 45 до 75 процентов. О совершенно немыслимом количестве креативных проектов, существующих здесь, рассказала заместитель директора по организации зрителя Татьяна Котвицкая. Задача, стоящая перед театром, – привлечение в зал молодого зрителя, т.к. основной его аудиторией были люди старше 48 лет. Проект с модным названием «#драматург» – это исследование-путешествие по театру (в том числе и по закулисью, «где все наши службы против»), «#театрэтомодно» – это посты в сетях с цитатами известных людей, встречи с которыми прошли в пространстве театра, «Тайны ремесла» – музыкально-поэтические вечера, «Служебный вход» – встречи с представителями самых неожиданных театральных профессий (монтировщиком, юристом, секретарем и других), «Мне (не) все равно» – читки, обсуждения, лекции, «Театр  начинается…» – проект-игра, в которой дети знакомятся с театральными профессиями, более того – в течение короткого времени обучаются им и в итоге представляют театральный продукт, в котором участвуют не только юные артисты, но и юные билетеры, капельдинеры, кассиры. Одна из мам, принявшая участие в таком проекте, сказала, что он мог быть интересен и в качестве корпоративного выхода для взрослых. Кроме внутренних проектов, театр видит необходимость принимать участие в городских мероприятиях. Ведь на городском фестивале в 20 тысяч человек через площадку, где будет сыгран отрывок из спектакля или показан перформанс, пройдет не меньше половины. А фотозона Кировдрамы в торговом центре – привлечет массу любителей выкладывать свои фотки в сетях. Кстати, для инстаграмеров этой осенью театр организовал акцию «Инстамит», пригласив 60 активных пользователей Инстаграма провести день за кулисами театра. Интересно, что встречи инстаграмеров проходили в этот день по всему миру и акция в Кировской драме – была лишь частью мирового проекта.

Ульяновский ТЮЗ «Nebolshoy театр» работает в поистине «имперских» масштабах. Свои марафоны искусств они проводят на уровне города и даже области. Например, «Молодежный шекспировский» к 450-летию со дня рождения драматурга или «История в лицах» к 250-летию историка и литератора Н.М.Карамзина. «Поэтические сезоны «Времена года» – чтение зрителями и друзьями театра стихов о природе в течение 2015 года – выложенные в youtube, набрали 6000 просмотров. А в марафоне «Белорусский вокзал» к 70-летию победы приняло участие 700 представителей музыкальных, вокальных и хореографических коллективов. О проектах театра рассказала заведующая отделом развития Ирина Мякушина.

В качестве одной из форм работы со зрителями Псковского театра драмы была представлена детская театральная мастерская «Гвозди». Но для ее организаторов, рассказала худрук мастерской Евгения Львова, театр – не цель, а средство. Им хотелось бы превратить театр в место выстраивания горизонтальных связей, в способ удерживания людей в этом городе, откуда происходит большой отток вчерашних школьников. Евгения приехала на семинар с целой командой коллег-единомышленников.

Педагог-организатор Казанского ТЮЗа Дарья Хуртина представила совсем молодой проект, у которого, тем не менее, уже есть свои результаты: это инклюзивная творческая лаборатория «Создавая театр». Для особых детей здесь детей проводились маленькие мастер-классы по изготовлению масок, сценречи, актерскому мастертву, гриму и пластике. Сезон закончился постановкой эскиза по «Чайке Джонатан Левингстон» Р.Баха. В новом сезоне у лаборатории новая цель – постановка целого спектакля. В арсенале ТЮЗа также проект «Театралка» по работе с трудными подростками средствами театральной педагогики и «Дискуссионный клуб», который обещает в новом сезоне трансформироваться в школу юных театральных критиков.

Цель Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино» – привлечь в театр более взрослую аудиторию. Администратор театра Валерия Гукова рассказала о разработанном, но еще не реализованном проекте для подростков и молодежи «Твой театр кукол». Он будет состоять из лекций, мастер-классов, написания пьес для будущих спектаклей и проходить на базе музея-театра «Закулисье».

Санкт-Петербургский Кукольный театр сказки держит курс на семейного зрителя. Перед каждым спектаклем, рассказала заместитель директора по работе со зрителями Нина Урванцева, здесь произносится вступительное слово – о спектакле и правилах поведения в театре. И делается все для понимания и развития своего зрителя, установления диалога с ним. В антрактах тут даются мастер-классы по прикладному творчеству, в фойе всегда стоит игровой стол с головоломками, проводятся конкурсы рисунков и проходят выставки. А еще театр предлагает зрителям большой выбор абонементов на спектакли.

В Няганском театре юного зрителя, рассказала администратор Анастасия Самсонова, также существуют абонементы, ориентированные на школьников и разрабатываемые совместно с учителями. Последнее позволило за один год увеличить продажи абонементов с 80 до 800. Также по просьбе учителей здесь был создан цикл «Сказки у камина» – чтение актерами любимых книг для детей.

В последний день семинара состоялся круглый стол о проблемах организации работы со зрителями. А на деле – еще и продолжение парада удивительных инициатив, рождающихся в регионах.

Так ТЮЗ г.Заречного Пензенской области – город закрытый и потому вынужден не стоять на месте, а постоянно придумывать что-то новое для своего немногочисленного зрителя. Так уже 5-й год здесь проходит благотворительный спектакль, в котором играют медийные люди – от заслуженного тренера до мэра. Спектакль каждый год собирает огромное количество зрителей, а вырученные средства идут в фонд поддержки городских инициатив. Последний спектакль, по словам заместителя директора Ольги Тришкиной, собрал больше 1 млн. рублей, благодаря которым 12 тяжело больных детей смогли пройти дорогостоящие лечение или реабилитацию.

Воронежский ТЮЗ со сменой руководства поставил себе задачи не только на ближайший год, но и на 3, 5 и 8 лет. В репертуарную политику театр хочет включать только имена известных авторов, а спектакли ориентировать на семейный просмотр. Онлайн-продажи позволили получить обратную связь от аудитории, которая сформулировала основной запрос к интернет-сайту ТЮЗа: он должен быть минималистичным, стильным и с хорошими фотографиями. Инициативы театра перед премьерными спектаклями восхищают своей смелостью. Так перед спектаклем «Шикарная свадьба» женатых дев отправляли на мастер-класс по изготовлению букетов невесты. Далее – «женили» неженатых, а не успевшим пожениться досталось самое интересное – они ловили букет невесты. По словам менеджера по рекламе и PR Анны Гребенщиковой, и те, и другие были счастливы.

Заместитель директора по организации зрителя Нижнетагильского Молодежного театра Ирина Белозерцева рассказала о проекте по развитию культурной среды в малых городах – спектакле, пьеса для которого была написана на материале истории края. «Демидовский сплав» игрался в ходе сплава по реке Чусовая в деревнях и селах и представлял из себя театральную реконструкцию исторических событий, главным героем которых был русский промышленник Никита Демидов.

Любопытный проект «Кино в театре», организованный для того, чтобы театр был на слуху, проводит Новгородский театр для детей и молодежи «Малый». В его рамках проходят просмотры фильмов, еще не вышедших в прокат. На один из таких показов, по словам главного администратора театра Ларисы Ивановой, приезжал Андрей Звягинцев.

Не обошлось и без обсуждения проблем. Одна из основных – реконструкция театров. Так Нижегородский театр «Вера», который представляла администратор Юлия Бакеева, играет во время реконструкции на неприспособленных для театра площадках. Рязанский театр для детей и молодежи «Театр на Соборной» – также на ремонте, играет у своих коллег, платя им аренду, и очень боится потерять своего зрителя, рассказала зам. художественного руководителя по работе со зрителем Елена Правкина. Главный администратор Ханты-Мансийского Театра кукол Ольга Устинина добавила, что, когда у них не было помещения, они играли где угодно, но у зрителя не оставалось ощущения, что это театр кукол – поэтому театру очень важно иметь свой дом. Штат у них маленький и работу со зрителями вести некому. А вот в Сургутском Театре актера и куклы «Петрушка» тоже штат маленький, но работу со зрителями ведут все. Только вот со сценой у них тоже тяжело – в городе не существует здания для театра, и «Петрушка» играет на сцене филармонии, рассказала заместитель директора Гюльнара Тажимова.

Общую проблему кукольников озвучила зам. директора по организации зрителя Новосибирского областного театра кукол Анна Ощепкова: привлечение взрослой публики. Для этого театр пускает на свою сцену антрепризы – чтобы зрители сначала хотя бы приходили в зал. А также играют детские спектакли в вечернее время – чтобы в театр могли прийти даже в будни всей семьей.

Зам. директора по организации зрителя Брянского ТЮЗа Оксана Ерина рассказала об объединении их театра с Театром кукол, о том, как за время сосуществования вместе – казалось бы, совершенно невозможного – был налажен контакт с коллегами и даже придуман совместный проект.

Менеджер по связям с общественностью Юлия Куликова из Челябинского Молодежного театра в ответ на реплики многих участников об отсутствии контакта с другими службами, рассказала, что работа со зрителями и PR идут в их театре вместе, это одно дело. А Никита Плеханов добавил, что такое количество существующих при театрах проектов – большой подарок для пиарщика. Не нужно ничего придумывать самому – а только умело позиционировать.

Семинар под эгидой РАМТа проходил уже в четвертый раз. В этом году на него собрались специалисты театров из 18 городов России: Брянска, Великого Новгорода, Воронежа, Заречного Пензенской области, Казани, Кирова, Магнитогорска, Москвы, Нижнего Тагила, Новосибирска, Нягани, Пскова, Рязани, Санкт-Петербурга, Сургута, Ульяновска, Ханты-Мансийска, Челябинска.

К 2017 году РАМТом в рамках проведения семинара выпущено уже 9 методических пособий для специалистов театров детских и молодежных театров, организующих проекты для зрителей. Методички распространяются бесплатно среди театральных специалистов и забираются самовывозом из РАМТа. Заявки можно присылать по адресу zritel-ramt@yandex.ru.

Ольга Бигильдинская

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх