Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Не бояться высоких слов

53 минуты пушкинской поэзии в Черной комнате РАМТа

30.06.2017

 
Недописанная поэма Александра Пушкина «Русалка» стала предметом режиссерского интереса Рустема Фесака, выпустившего в РАМТе «Сентиментальные повести» М.Зощенко и «Денискины рассказы» В.Драгунского. Новый спектакль молодого постановщика снова родился из недраматургического текста, и опять в его основе работа литературного классика.

Вообще, Рустем любит работать с книгами. Любит репетировать, долго разговаривая с артистами, раскрывая вместе с ними смыслы заложенного автором. Вот и на этот раз пушкинская «Русалка» была прочитана создателями спектакля сообща. И очень бережно – без навязанной режиссером трактовки. Поэтому для режиссера спектакль стал разговором о возмездии. Для Анны Дворжецкой, сыгравшей Дочь Мельника, – об освобождении. А для исполнителя роли Князя Александра Девятьярова – о совести. Тем и грандиозен Пушкин – его произведения неоднозначны, а смыслы глубинны. Пришедшим на спектакль будут искать в нем свое и обязательно уйдут с ответом на собственный вопрос.

История проста, как мир: Князь влюблен в Дочь Мельника, но – не волен выбирать подругу по сердцу – женится на другой. И всю жизнь страдает от своего поступка. Вина его отягощена тем, что его любимая бросается в реку и там – в неком потустороннем мире – рожает их общую дочь, Русалочку (Полина Виторган). Многие годы Князь не находит себе покоя, приходит на берег Днепра, и его тоже поглощает пучина.

Пушкинский язык, его мышление – тот случай, когда можно не бояться высоких слов, – рассказывает режиссер. – Это уровень, которому мы обязаны соответствовать, насколько можем. И, репетируя, я всегда думал о слове возмездие. В поэме речь о предательстве любви во всех высоких смыслах. Но Князь для меня никакой не черный, в нем есть и то, и то. Он совершил страшную ошибку, с которой очень трудно жить, если у человека есть совесть.

На роль Князя Рустем пригласил актера, с которым имел опыт работы в двух своих предыдущих спектаклях. Александр Девятьяров так рассуждает о своем персонаже:
Мы не позиционировали князя как героя, потому что это обычный человек, которому свойственно ошибаться. Но он не смог с этим жить. И вернулся. Мне кажется, это основа моей роли. То, что дает стимул выходить на площадку.
Александр не только сыграл основного героя в спектакле, но и снова написал музыку к спектаклю Рустема. Видимо, близость творческих взглядов позволила ему погрузиться в материал настолько, что, когда в работе возникали тупиковые ситуации, написанная музыка давала толчок к решению.

Одной из задач создателей спектакля было совместить в сценографии бытовой план и мистический – ведь Дочь Мельника и Русалочка приходят за Князем из другого мира. Художником постановки выступила Ольга Васильева, с которой у режиссера за годы работы в РАМТе тоже сформировался своеобразный тандем. Атмосфера спектакля получилась необычной. В тесном замкнутом пространстве Черной комнаты соединились и земная жизнь, обозначенная мельничным колесом, и подводный мир, волшебно раскрашенный причудливыми разноцветными бутылками, заполненными сухоцветами. Просто удивительно, как пустыми сосудами можно было рассказать о красоте воды, а умершими цветами – об отсутствии жизни. Однако даже под водой могут разыграться самые что ни на есть живые страсти.

Мне кажется, это тема на все времена, и так бывает в жизни: ты любишь,  а тебя оставляют, – рассказывает о работе над ролью Дочери Мельника Анна Дворжецкая. – Мы с режиссером говорили о многом, изучали, про что написал Александр Сергеевич Пушкин. И одним из вариантов решения моей роли был: она топится, потому что это ее освобождение от гнета отца, который постоянно ей докучает, говоря, что она неправильно поступила. Так она становится свободной и предоставленной самой себе. Но Князя не отпускает. Как любая женщина, которая хочет доказать мужчине, который ее оставил, что без нее он жить не сможет. Она показывает, что та жизнь, какую он выбрал, не его, и ему не будет покоя. И он понимает свою ошибку и в конечном итоге уходит с нею.

Загадкой для зрителя становится финал спектакля. Погибает ли Князь или находит лучшую жизнь – там, в глубинах Днепра? Наказывает ли Дочь Мельника своего возлюбленного или наоборот принимает и прощает? Анна считает, что ее героиня может простить Князя, потому что только сильный человек – которого играет она – способен на это. Так, значит, «Русалка» еще и о прощении?

Мы старались сделать так, – говорит Анна, – чтобы у людей, которые выйдут из зала после этих 53 минут что-то поменялось в жизни.

Что ж, говоря о Пушкине, можно не бояться высоких слов. И высоких чувств. И высоких целей. Премьера спектакля «Русалка» состоялась 21 июня 2017 года. Очередная встреча с большой поэзией в Черной комнате РАМТа ждет вас 4 октября.

Ольга Бигильдинская

Фото Сергея Петрова

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх