«Поле культуры и образования не может быть соперническим»
В Архангельске прошел XII Всероссийский семинар по работе со зрителями
21.11.2025
21-23 октября 2025 года в Архангельском молодежном театре Виктора Панова состоялся XII Всероссийский семинар по работе со зрителями. В ежегодно проводимом РАМТом семинаре в этот раз приняли участие специалисты из 35 театров Брянска, Вологды, Воронежа, Евпатории, Екатеринбурга, Заречного, Казани, Кемерово, Котласа, Красноярска, Краснодара, Макеевки, Москвы, Нижнекамска, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Омска, Перми, Рязани, Самары, Саратова, Санкт-Петербурга, Северска, Сургута, Томска, Туапсе, Череповца и, конечно, самого Архангельска, реализующие просветительские и развивающие проекты для детской и молодежной зрительской аудитории. Главная тема семинара – 2025 звучала как «Взаимодействие театра с партнерами: от творческих коллабораций до финансирования зрительских проектов».
Архангельский молодежный театр, гостеприимно принявший в своем камерном и очень креативном пространстве многочисленных коллег, предложил начать первый семинарский день с авторской экскурсии по историческому зданию театра, которую регулярно проводит для зрителей артист Антон Чистяков, а на следующий день участники семинара могли видеть его уже в роли Антона-Ульриха Брауншвейгского в спектакле «Страстотерпцы» в постановке самого Виктора Панова (книгу о создании которым уникального театра каждый увез с собой в подарок).
Ну а официальная программа семинара началась со знакомства с ярчайшим проектом Архангельского молодежного – Фестивалем уличных театров, о котором рассказала директор Анастасия Панова-Малевинская, отметив, что он важен не только для привлечения в город фестивальной публики, но и для воспитания собственной, ее насмотренности и установления высокой художественной планки. Нынешним летом театр провел уже 31-й фестиваль, в котором за годы его существования приняли участие более 350 коллективов со всего мира.
От имени РАМТа семинар открыла тоже директор театра – Софья Апфельбаум. Режиссер-педагог Алла Лисицина провела для его участников игру на знакомство, с которой начинаются все занятия зрительских клубов театра. А рамтовские проекты с привлечением партнеров представили руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями, координатор семинара Ольга Бигильдинская (рассказавшая об опыте Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+ и вовлечении в него специалистов разных областей знаний в качестве лекторов, членов жюри и участников дискуссий) и координатор спецпроектов РАМТа Мила Денева (представившая лабораторию по поиску нового репертуара для детей и молодежи и раскрывшая нюансы сотрудничества театра и издательств современной литературы).
Особенностью первого дня семинара стал мастер-класс консультанта по партнерскому фандрейзингу и социальному проектированию Евгении Карпаниной, впервые поднявшей среди участников тему поиска финансовых партнеров для реализации зрительских проектов и давшей практические рекомендации в этой области. Маленькое рабочее задание в процессе мастер-класса имело свое реальное продолжение, которое коллеги уже радостно обсудили в общей группе семинара.
Второй день был посвящен зрительским проектам участников – программа включала 13 выступлений. Открыла ее заведующая литературной частью Театра РОСТА в Царицыно Александра Никитина, презентовавшая не только опыт экскурсионной работы своего театра, «формирующий среду, в которую хочется возвращаться», но и семинарское издание этого года – методические рекомендации «Театральные путешествия. Экскурсии по театру и мастерские, созданные в концепции культуры соучастия». Книжка ее авторства стала 20-й по счету брошюрой в серии «Педагогам театров для детей и молодежи», издаваемой в рамках семинара и распространяемой среди специалистов театров бесплатно.
Делает из зрителей соучастников на своих экскурсиях и Екатеринбургский ТЮЗ, о чем рассказала руководитель литературно-драматической части Наталья Киселева. Их ценность – неформальное общение и уникальные впечатления, которые можно получить, попав на сцену или в другие театральные помещения, обычно не доступные зрителям. И если учесть и преодолеть все возможные трудности (репертуарную загруженность, занятость цехов и другие), то реализовывать такие программы можно и нужно. Из полезных советов: не пытаться объять необъятное, чтобы не «придавить» информацией, согласовать маршрут со службами, минимизировав их участие, не объединять экскурсию с просмотром спектакля – «это два разных эмоциональных опыта».
О проведении «Театральных уроков» перед просмотром спектакля в рамках программы «Театр в школе» Московского драмтеатра им. А.С.Пушкина, рассказала заведующая его организационно-творческим отделом Ольга Шевнина. Подобные уроки театр проводит не регулярно – по заявке от школ, но их ценность невероятно велика: они помогают далеким от театра ребятам прочувствовать рассказанную на сцене историю и из пассивного зрителя стать «со-участником творческого процесса, способного оценить и понять искусство театра».
Директор ТЮЗа города Заречного Пензенской области Ольга Тришкина продолжила тему сотрудничества театра и школы и представила программу, придуманную ими для поддержки школьных театров города, которых в Заречном восемь. В своем выступлении Ольга ответила не только на вопрос, зачем театр нужен школе, но и зачем театру идти на помощь школе (думали ли вы, например, о том, что «дети общие»?). Итак, ТЮЗ вот уже второй сезон оказывает регулярную консультативную и даже практическую помощь руководителям школьных театральных студий, предлагая им программу на сезон с октября по март, подразумевающую встречи один раз в месяц – в удобное для обеих сторон время. Одним из самых полезных и востребованных Ольга назвала занятие по созданию инсценировок. А одним из самых ярких и мотивирующих мероприятий – гала-концерт школьных театров на сцене ТЮЗа.
Методом формирования аудитории активного зрителя назвал Фестиваль школьных театров «Классика в классы», проводимый Брянским ТЮЗом, его директор, заведующий литературно-драматургической части Борис Антропьев. Фестиваль появился в 2015-м и в прошлом году охватил уже 154 детских коллектива и 1512 школьников. Важна и его образовательная составляющая, включающая в себя программу для руководителей школьных театров. За три последних года ее посетили более 250 брянских педагогов, получив не только полезные знания, но и сертификаты о повышении профессиональной квалификации.
Активно и многие годы сотрудничает со школой Казанский ТЮЗ, представивший свою программу для школ и школьников в период реконструкции театра. Его педагог-организатор Ирина Молодцова показала, как креативно можно реализовывать зрительские проекты вне стен театра, не считая выпуска спектаклей на школьных площадках. Это и выставки перед спектаклями (например, о «хулиганских выходках» великих деятелей науки или культуры или о терминах советского времени), и лекции, и театрализованные читки русской классики на уроке литературы с обсуждением, проводимые педагогом и артистами театра (40 выездов с декабря 2024-го), и конкурс «Самый театральный класс», который можно не отменять, раз театр продолжает играть спектакли, и форум для руководителей театральных студий и кружков.
Программы творческих коллабораций давно осуществляет Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье». Рассказывая о них, заведующая педагогической частью театра Виктория Вишневская отметила возможности этих коллабораций как дополнительный инфоповод, новые каналы коммуникации со зрителями и увеличение охвата зрительской аудитории. Так, абонемент «Магия театра» проводился совместно с Музеем театрального и музыкального искусства, а образовательный коворкинг «Малая сцена» объединил театр и Информационно-методический центр Московского района города в целях осуществления программы повышения квалификации для школьных педагогов по воспитанию коммуникативной культуры средствами театрально-игровой деятельности.
Методист просветительского отдела Красноярского ТЮЗа Дарья Попова представила на семинаре опыт работы театра с подростками с опытом сиротства в процессе проведения Лаборатории театра горожан, который она осуществила совместно с коллегой Дарьей Гуськовой. Его результатом стали два показа получившегося в результате лаборатории спектакля с участием ребят: в детском доме и на сцене ТЮЗа. Главными условиями проекта были: избежать принудительного участия подростков в проекте, не работать на территории образовательного учреждения, не позиционировать показ спектакля в детдоме как обязательный, быть соавтором ребят и думать прежде всего об их безопасности.
Педагог-организатор Самарского ТЮЗа «СамАрт» Екатерина Аверьянова обозначила основные направления работы своего театра со школьниками и учителями (проекты «Продленка», «Педсовет», «Драмкласс»), студентами («Арт-кампус», Клуб волонтеров) и остальными категориями зрителей.
Еще одним примером коллаборации в области театра стал проект «Мой город – Сургут!», проведенный Сургутским Театром актера и куклы «Петрушка» к 430-летию города и показавший удачный опыт взаимодействия театра с учреждениями культуры города. В проект вошли шесть спектаклей, созданных совместно с краеведческим и художественным музеями, историко-культурным центром «Старый Сургут», а также литературный конкурс «Сургут как сказка», проведенный вместе с Централизованной библиотечной системой города, по результатам которого был выпущен сборник работ его участников – волшебных сказок о Сургуте с иллюстрациями Юлии Мальцевой. О проекте рассказала руководитель литературно-драматургической части театра Марианна Воронцова.
Свой проект для жителей удаленных районов Саратова «Жила-была деревенька» Саратовский театр драмы, музыки и поэзии для детей и молодежи «БалаганчикЪ» осуществил тоже при партнерском участии. Проект по популяризации общенациональных и местных календарных обрядовых событий, который представила художественный руководитель Елена Гладырева, был подготовлен и проведен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Теме приобщения молодежной аудитории к академической музыке с помощью зрительских проектов было посвящено выступление заместителя директора по работе со зрителями Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга Юлии Шалишевой. Помимо регулярных экскурсий, квизов и мастер-классов, в новом сезоне здесь запущена программа «День в Капелле» для учащихся 14-22 лет, которая подразумевает групповое посещение концерта классической музыки с предварительной экскурсией по историческому зданию (включая закулисье и царский павильон) и лекцией. За восемь месяцев Капелла планирует принять 720 посетителей.
Завершающий выступления доклад Нижнетагильского театра кукол был посвящен получению государственной, грантовой и спонсорской поддержки при реализации проектов для зрителей, который закольцевал главную тему семинара. Так, благодаря гранту Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» театру в 2023 году удалось приобрести оборудование для показа спектаклей с тифлокомментированием. Проект «Тифлокуклы», существующий с тех пор и поддерживаемый спонсорами, позволит в 2025-м организовать 11 показов для слепых зрителей, а также пригласить их на праздник у новогодней елки и премьеру «Айболита». При грантовой поддержке градообразующего предприятия «ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат» у театра кукол появилась сцена под открытым небом. Об этом рассказала культорганизатор Екатерина Баранова.
В третий день семинара состоялся круглый стол, за которым участники не только подвели итоги, но и обозначили актуальные вопросы для обсуждения на будущих встречах, а также озвучили проблемы своих театров, обратившись к коллегам за советами, которые часто получали тут же. И это еще одно мероприятие семинара, имеющее не формальное значение, а практическую ценность, которым встреча специалистов завершается по традиции.
Хотелось бы закончить материал фрагментом выступления Александры Никитиной, которая сделала акцент на том, что сотрудничество театра включает в себя не только объединение с организациями, «не похожими на нас», но и друг с другом: «Поле культуры и образования не может быть соперническим – нас очень мало». Именно поэтому задача нашего профессионального сообщества – передавать и знания, и зрителей друг другу, поддерживать внутрицеховое сотрудничество. На что и ориентирован Всероссийский семинар по работе со зрителями – щедрый обмен информацией, идеями, опытом, взращивание новых специалистов, импульс к развитию в области просвещения театрального зрителя.
Сердечно благодарим Архангельский молодежный театр Виктора Панова в лице директора Анастасии Пановой-Малевинской и администратора Ольги Корельской, а также их дружную команду за помощь в проведении семинара.
Семинар проводится при поддержке Минкультуры России в рамках Программы методической поддержки российских ТЮЗов по поручению Президента РФ.
Подготовила Ольга Бигильдинская
Фотографии Марии Моисеевой, Кристины Дивеевой, Ольги Бигильдинской


