Выпуск № 16
Май 2012 г.
В ТЕАТР С УЧЕНИКАМИ

Учитель и ученик как зритель и зритель

 
   
 

Чаще всего школьников приводит в театр учитель. Но случается – наверное, вот оно, учительское счастье – что и его подопечные начинают ответно проявлять инициативу: выбирают спектакль, покупают билеты, и приглашают учителя в театр. Поводом к этому материалу послужила моя история: однажды я позвала своего литератора в РАМТ на «Вишневый сад». А недавно узнала, что Настя Григорьева, ученица моего же лицея, в весенние каникулы организовала совместный с учителями просмотр «Приглашения на казнь» – повторила мой опыт, даже не зная о его существовании. Наверное, это стало закономерным итогом тех отношений учеников и педагогов, которые сложились в нашем лицее, того совместного познания мира, который мы осуществляли на протяжении всех лет учебы, и того взгляда на театр, который привили нам учителя.

Настя Григорьева

«У меня и моей подруги Аси сложились очень хорошие отношения с некоторыми учителями из лицея, – подтвердила мою догадку Настя, – и мы захотели встретиться все вместе на каникулах, куда-то пойти, с удовольствием провести время. Я предложила сходить в театр. Моя старшая сестра, чьему вкусу я доверяю, посоветовала несколько спектаклей в разных театрах.

Маргарита Владимировна Русскова

Я стала обзванивать театры. В РАМТе мне ответили сразу, все подробно рассказали, и я заказала билеты.
На спектакль пошла я, моя подруга Ася, учитель литературы Маргарита Владимировна, учитель английского Людмила Васильевна и ее мама. Кто-то из нас читал «Приглашение на казнь» до спектакля, а кто-то, как я, пришел, совершенно не зная, чего ожидать. В результате, все мы ушли под впечатлением, долго обсуждали персонажей, актерскую игру.

Людмила Васильевна Богданова

А на следующий день я купила книгу Набокова, которую сейчас читаю. И представляю себе, что бы делали актеры в тех эпизодах, которые не вошли в спектакль. Кстати, мы с Маргаритой Владимировной договорились, что, когда я дочитаю Набокова, а она «Циников» Мариенгофа, то обменяемся книгами. Ведь скоро мы той же компанией идем на спектакль «Циники» в Театр им. Моссовета. В этот раз билеты покупаю не я, но это не важно – ведь мы снова будем вместе, как друзья, на равных. А это очень отличается от посещения театра с классом».

 

Алла Демахина

Что касается моей истории, то два года назад, когда я стала регулярно ходить в РАМТ, моя учитель литературы Ирина Николаевна рассказала, что видела почти все постановки «Вишневого сада» последних лет. А на вопрос, была ли она на «Вишневом саде» в РАМТе, ответила, что не была.
Мне тоже не довелось его видеть, и я подумала, что было бы интересно и здорово не идти в театр в одиночестве, а позвать Ирину Николаевну и других ребят. Я собрала деньги, заказала через интернет билеты, выкупила их и стала с волнением ждать назначенной даты.

Ирина Николаевна Никишина

Как ни странно, я ощущала свою ответственность за то, что будет происходить на сцене, ведь мои спутники, поверив мне, согласились провести свой вечер именно здесь, в РАМТе, и мне очень хотелось, чтобы они не чувствовали, что потратили время напрасно, чтобы спектакль всем понравился. Мне кажется, я стала понимать чувства учителя, ведущего учеников в театр. Не так просто превратить его посещение в удивительное и запоминающееся событие и разделить эмоции с ребятами, если нет отклика с их стороны. И как это важно, когда тебе говорят «спасибо»! Я до сих пор помню слова благодарности, звучавшие в мой адрес после того, как мы вышли из зала. Я была счастлива, что моя задумка удалась, что я «открыла» рамтовский «Вишневый сад» не только для себя, но и для своих знакомых лицеистов и своего учителя.

Наверное, когда в театр ходят в школе, стремление учителей помочь ребятам в учебе, облегчить усвоение материала посредством просмотра спектакля иногда перевешивает смысл посещения театра. Ведь театр не обязан чему-то учить. Мы приходим туда за новыми чувствами и мыслями. Спектакль должен задеть струны человеческой души. И как прекрасно, когда это действительно происходит. Мне кажется, это важнее, чем школьная программа по литературе или истории – почувствовать и открыть что-то для себя, поделиться этим с другими, побыть вместе не как учитель и ученик, а как зритель и зритель, как человек и человек.

Алла Демахина