Выпуск № 16
Май 2012 г.
СОБЫТИЯ
Традиции артистического фехтования
от шпаги к шпаге

РАМТ стал почетным гостем III Всероссийского фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага»
 
   
 
Аркадий Немеровский Иван Кох
Фестиваль «Серебряная шпага» посвящён памяти основоположников сценического фехтования – Аркадия Немеровского и Ивана Коха.
Несмотря на споры между собой, оба отца-основателя проповедовали одно: чтобы человек, берущий в руки шпагу, никогда не выходил на сцену с холодным сердцем.

Сценическое фехтование – не спорт, а актёрский диалог, общение в пластике. Это высший пилотаж актёрской игры, так как играть приходится в экстремальной ситуации.

Николай Карпов вручает приз Президента фестиваля

Российская школа сценического фехтования уникальна, в отличие от западной, базирующейся на спортивном опыте. Главный принцип наших мастеров – «сохранять традицию, а сохраняя, развивать». Поэтому уже более 100 лет она передаётся от шпаги к шпаге. На выставке, посвященной фестивалю и организованной в фойе Учебного театра ГИТИСа, можно было увидеть любопытную фотографию: фехтуют Аркадий Немеровский и молодой Николай Карпов – учитель и ученик. Переняв эстафету, Николай Васильевич, не только стал мастером своего дела, но уже имеет и последователей. Сегодня он – заведующий кафедрой сценической пластики ГИТИС и бессменный Президент фестиваля «Серебряная шпага».

Башкирская труппа Национального молодежного театра
им. М.Карима

Два дня в здании Учебного театра накал эмоций зашкаливал. В конкурсе, помимо студентов столичных театральных вузов, участвовали будущие артисты из 10 городов, всего было исполнено 23 номера. В этом году впервые было решено не называть полных «реквизитов» участников, а только объявлять название номера – беспристрастности ради. Победа в главной номинации – «Лучший бой» – досталась команде из Уфы, выступившей с отрывком из спектакля «Ромео и Джульетта». Ребятам удалось в буквальном смысле сразить всех наповал – то ли прочтением Шекспира на башкирском языке, то ли неистовым фехтованием. К слову, во время исполнения номера один из участников получил травму плеча, доиграв при этом свою роль так, что этого не заметили ни члены жюри, ни зрители.

 

 

Но если в первый день со сцены сыпались искры от ударов шпаги и звон металла, то во второй – поздравления участникам и организаторам от артистов, гостей фестиваля, студентов эстрадного факультета ГИТИСа. Поздравили участников и актёры РАМТа, исполнив номер «Мушкетеры» в постановке Андрея Рыклина из юбилейного спектакля «В пространстве сцены».

А пожелание артиста РАМТа Александра Доронина – «побольше богатых, бескорыстных, благородных меценатов» – пришлось как нельзя кстати. Даже при поддержке Союза театральных деятелей РФ и Театрального музея имени А.А.Бахрушина, фестиваль проводится скорее «вопреки», чем «благодаря». Это тоже своего рода поединок, в котором энтузиазм организаторов очень артистично фехтует с недостаточным финансированием. По мнению профессора кафедры сценической пластики ГИТИС и ВГИК Айдара Загитовича Закирова, других вариантов нет: «Мы это затеяли и в каком-то смысле оказались заложниками студентов. Теперь у них есть фестиваль, они готовятся, общаются, и в больше степени он нужен именно им. Дай бог, чтобы всё это и дальше развивалось». Более того, организаторы «Серебряной шпаги» надеются проводить фестиваль  не раз в два года, а ежегодно. Иначе «получается нечестно: одни студенты попадают, а другие – пропадают».

Андрей Рыклин

Режиссер-постановщик РАМТа, руководитель школы арт-фехтования «Туше» Андрей Рыклин считает, что все от этого только выиграют: и режиссёры театров, в которых будут играть сегодняшние студенты, и директора, постоянно считающие деньги. Ведь, благодаря фестивалю, ребята практикуют навыки сценфехтования  и сохранят их намного дольше. «Моральную поддержку нам оказывают все: говорят, что это нужное дело, и мы верим в это, – говорит Николай Васильевич Карпов. – Но надо создавать Фонд фестиваля, в который все должны вносить свою лепту. И хорошо бы, если б нас услышали директора театральных школ и самих театров».

Ирина Смирнова