Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



История театрального билета: от дионисий до РАМТа

29.12. 2015

Первые театры как места для зрелищ возникли в Древней Греции в VI веке до н.э. Театр задумывался как общественный институт и был открыт для всех свободных граждан: все они должны были иметь возможность присутствовать на богослужениях в честь Диониса, которые проходили четыре раза в год. Именно так объясняются большие пространства античных театров: в них должно было помещаться все свободное население города. Вход на представления был бесплатным. А затраты на публичные зрелища делились между хорегами (богатыми гражданами Афин) и кассой теорикон (кассой зрелищ), которая пополнялась за счет доходов со священных земель, штрафов, даров и пожертвований.

Одна из версий так объясняет появление платных театральных билетов. Бедные зрители приходили к театру еще ночью, задолго до начала спектакля, и занимали лучшие места, которые не полагались им по рангу. Так это или не так, но есть сведения, что во времена правления Перикла была введена плата за вход в театр. Однако граждане не платили за место сами – Перикл умел угождать народным страстям. Благодаря кассе теорикон граждане получали государственные деньги, на которые могли приобрести билет. Есть сведения, что билеты во времена античного театра представляли из себя жетоны (тессеры), на которых были указаны сектора – вероятно, таким образом удавалось регулировать огромную театральную аудиторию, которая могла достигать 10 тысяч человек.

Места в театре распределялись согласно сословию. Чем выше социальное положение, тем ближе человек мог сидеть. Прямо в орхестре находились места сенаторов, первые четырнадцать рядов занимали крупные торговцы и ростовщики. На самых верхних местах разрешалось сидеть иностранцам и женщинам. Рабов в театр не пускали.

В Древнем Риме общественные зрелища устраивали за счет эдилов (коллегий магистратов города) и преторов (государственная должность в Древнем Риме), а также за счет средств изспециального фонда. Театральная касса составлялась почти из тех же источников, что и теорикон в Афинах. Таким образом, народные зрелища и в Риме были общественной собственностью, и римляне, как афиняне, смело занимали места в театре, соблюдая лишь различие сословий и должностей.

Даровые театральные билеты служили греческим и римским правителям одним из средств заручиться поддержкой народа и отвлечь их от политических событий. Традиция бесплатной раздачи античных «контрамарок» была прекращена в IV веке до н. э., когда денежные запасы иссякли, и с людей начали брать реальную плату за вход.

В Европе первые платные представления появились в Венеции в начале XVI века. В отличие от времен античности, это были закрытые приватные театры с небольшим количеством мест, которые стали родоначальниками театра как коммерческого предприятия.

Первый русский театр – «комедийная хоромина» Алексея Михайловича – был закрытым, придворным театром. А вот «комедийная храмина» Петра I наоборот. В дни представлений царем повелевалось «смотрящим всяких чинов людям российского народа и иноземцам ходить повольно, свободно, без всякого опасения, а в те дни ворот городовых по Кремлю, по Китаю-городу и по Белому городу, в ночное время до 9 часов ночи, не запирать и с проезжих указной по верстам пошлины не иметь, для того чтобы смотрящие того действия ездили в комедию охотно». Стремясь превратить театр в «народный дом», место общедоступное, Петр преследовал цель пропаганды близких ему политических идей.

В 1756 году Елизаветой Петровной была учреждена структура Императорских театров, которая взяла свое начало с создания «русского для представления трагедий и комедий театра» в Петербурге. Дирекция Императорских театров включала в себя несколько трупп, но именно труппа Русского театра под руководством А.П.Сумарокова стала первым публичным театром. Спектакли в нем были платными и общедоступными. По городу рассылались афиши, в которых сообщалось, что труппа Российского театра начинает свои выступления и пропуск будет по билетам: «в партер и в нижние ложи билетам цена 2 рубли, а в верхние ложи рубль. Билеты будут выдаваны в доме, где Русский театр, на Васильевском острову в Третьей линии на берегу большой Невы в головкинском доме. Выдача билетов прежде представления кончится в четыре часа пополудни, а представление начнётся в шесть часов, о чем желателям оное видеть объявляется. Господские и протчие гражданские служители в ливрее ни без билетов ни с билетами впущены не будут». Однако театр посещался плохо, да и билеты по тем временам были дорогие. В 1757-м театру было разрешено играть и на придворной сцене – в принадлежащих императрице «городовых» зданиях, оставив представления публичными, «цена та ж, которая была прежде»…

***

Билеты ЦДТ (с 1992 года РАМТ) всегда были платными. И, в отличие от символов античного театра, они печатались на бумаге. Но изначально Детский театр не занимался продажей собственных билетов, все они отдавались в Московскую дирекцию театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс (МДТЗК). С приходом в Центральный детский Алексея Бородина (художественный руководитель РАМТа, – прим. ред.) перед театром была поставлена задача формирования зрительного зала. В этот период образовался новый отдел – билетный стол, сотрудники которого, продавая билеты и работая с распространителями, и по сей день следят за тем, чтобы на спектакль приходили те возрастные категории людей, для которых он создавался, а также консультируют покупателей – кассиры РАМТа знакомы со всем репертуаром. Более того, если сегодня билеты на рамтовские спектакли можно купить по интернету только через посредников, то в новом году у зрителей появится возможность сделать заказ на сайте театра.

До недавнего времени касса работала с билетными книжками – толстой стопкой номерных билетов с напечатанными заранее местами и стоимостью. Работа была сложной и требовала внимательности и аккуратности, так как огромное количество книжек нужно было проверить, от каждого билета оторвать корешок и сверить с отчетными документами. Сейчас вся эта информация вводится в компьютер и задача кассы – распечатывать билеты на специальном принтере и контролировать ход их продаж.

Продажа билетов через кассу открывается за два месяца. Начинаются продажи всегда по субботам. В первый день продаж часто бывают очереди. Самые активные театралы занимают ее с 4 утра. В очереди имеет смысл стоять, если хочешь приобрести билеты на спектакли малой формы, где в зале немного мест и которые не продаются через интернет.

Если же вы хотите прийти на спектакль, билеты на который не разлетелись в первый же день, то имейте в виду, что наибольший наплыв покупателей бывает по пятницам и субботам. Самые востребованные спектакли, в основном, детские: «Приключения Тома Сойера», «Чисто английское привидение», «Денискины рассказы» и, конечно, все спектакли малой формы. Из взрослых – «Сотворившая чудо», «Цветы для Элджернона», «Эраст Фандорин», «Алые паруса». Кассы РАМТа работают без выходных с 11:00 до 20:00: на Театральной площади, д. 2 и на ул. Б.Дмитровка, д.4. Кроме того, перед каждым спектаклем большой формы и в антракте работает касса в зрительском фойе.

Покупая билет в РАМТ, необходимо знать некоторые правила. Билет нельзя вернуть или поменять. Каждый зритель вне зависимости от возраста должен иметь свой билет. Самые дешевые билеты на большинство спектаклей Большой сцены стоят 200 рублей. Это не удобные для просмотра места, но их можно использовать в качестве входного для маленького ребенка, а во время спектакля посадить его на колени. На ряд спектаклей малой формы продаются места на полу (подушки) – они стоят дешевле обычных мест и предназначены только для детей. А в случае со спектаклем «Ничья длится мгновенье» – только для студентов.

Цены на билеты в РАМТе довольно демократичные. Билеты на аншлаговые и премьерные спектакли стоят дороже, но дорогих билетов в распоясовке очень немного.

Многие спрашивают, есть ли в РАМТе скидки для студентов. Скидок нет, но в нынешнем сезоне театр ежемесячно выделяет спектакли, на которые можно прийти вдвоем по одному билету. Следите за акцией, объявляемой на сайте и других интернет-площадках театра – каждый месяц в ней участвуют разные названия репертуара. Для владельцев Международной студенческой карты «ISIC» РАМТ предлагает свою программу льготного посещения. Также при наличии свободных мест перед началом спектакля администраторы театра выписывают студентам театральных вузов бесплатные «входные», которые дают право сесть на свободные места.

Ну а способ получить билет бесплатно все-таки имеется – участвуйте в конкурсах, которые проводятся в соцсетях и на радиостанциях. Немного активности и удачи – и билет на два лица у вас в кармане!

p.s. В архиве РАМТа почти не сохранилось старых театральных билетов поры ЦДТ. Поэтому, если в вашей коллекции театрала таковые имеются, выкладывайте в комментариях – будем дополнять историю нашего билета вместе!

Ольга Бигильдинская, Олеся Мойса

Фото Марии Моисеевой

 

 

 

наверх