Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Вечно тот же, вечно новый»

Лекция в РАМТе о Пушкине и его взаимоотношениях с властью

28.03.2018

В «Черной комнате» РАМТа не гаснет свет, сцена свободна от декораций, но зал все равно полон. В этот раз гости театра не зрители, а слушатели. 5 марта в рамках образовательного проекта к спектаклю Алексея Бородина «Последние дни» состоялась лекция на тему «Пушкин и власть». Прочла ее главный научный сотрудник Государственного музея А.С.Пушкина Наталья Михайлова. Это был рассказ о непростых взаимоотношениях выдающегося русского поэта и власти: о его ссылках, возвращении в столицу, попытках диалога с царем, свободной лире и неугасающем желании творить, где бы и в какой ситуации он не находился. Разбирая его стихи и биографию, мы лишь едва прикоснулись к гению и непростой эпохе, в которую ему пришлось жить.

Эта лекция стала центром единения разных людей: тех, кто видел спектакль Бородина и кто только собирается на него пойти, кто понял постановку и кто пытается понять. В зале люди преимущественно взрослые – студенты и старше.

– Для чего нужен спектакль? Чтобы провоцировать зрителей на расширение знаний и для понимания, кто мы во всем этом огромном мире. Мы как будто что-то знаем, а на самом деле знаем очень мало. Это хорошо и для нас, и для Вас, – обратился к лектору Алексей Бородин, открывающий встречу, – потому что Вам есть, что нам рассказать, а мы рады слушать.

Три царя и поэт, который отправится в ссылку

Наталья Михайлова начинает цитатой из письма Александра Пушкина к Наталье Гончаровой: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второйменя не жаловал; третий  хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут».

Кто эти самые три царя? Первый – император Павел, который по семейному преданию сорвал с младенца чепчик, так как, приветствуя царя, необходимо было снимать головные уборы. О Павле Пушкин скажет в оде «Вольность», когда, осуждая цареубийство, все же назовет его «увенчанным злодеем». Второй – Александр I, основавший лицей, где учился поэт. В народе ходит множество смешных историй о царе и юном Пушкине. В одной из них на вопрос царя, кто из учеников первый, молодой поэт ответил: «Все вторые». А когда в Царском селе от полицмейстера сбежал медвежонок – в сад, где прогуливался император, – Пушкин прокомментировал эту историю весьма дерзко: нашелся один порядочный человек, да и тот медведь. Пушкин писал множество эпиграмм на Александра. Одна из самых известных – «Сказки. Noёl», где царь-отец рассказывает засыпающему младенцу сказки о свободе. Однако в лицее он восторженно отзывался о победе в 1812-м и заслугах Александра, который для него еще и освободитель. За вольнолюбивые стихи, что ходили по России и были любимы студентами, царь решил сослать опасного сочинителя в Сибирь, но за стихотворца вступились Н.М.Карамзин и М.И.Глинка, после чего в 1820 году начались его скитания, далекие от обеих столиц. Под предлогом перевода по службе Пушкин отправился в Крым, Кишинев, Одессу и наконец к себе – в имение Михайловское.

Возвращение в Москву

Пушкин подал прошение о помиловании лишь в 1825 году, когда к власти пришел Николай I. В ночь с 3 на 4 сентября в сопровождении фельдъегеря (так перевозили политзаключенных), но при этом в статусе «свободен» Пушкин отправляется в Москву. Он не был здесь больше 15-ти лет. И въехав в новый, отстроенный после пожара город, в шутку произносит: «Московские улицы чуть ли не моложе московских красавиц».

Николай был всего на три года старше поэта и мог учиться с ним в одном лицее. Может, поэтому их диалог все же состоялся? Никто не знает наверняка, о чем говорили поэт и император, но по воспоминаниям современников после долгого разговора Николай объявил, что будет лично цензурировать Пушкина. Власть попыталась присвоить народного гения. Но изменится ли после этого поэт? «Он вечно тот же, вечно новый», – пишет в «Евгении Онегине» Пушкин о своем герое. Эти строки можно отнести и к самому Пушкину. Поэт не изменился, но попытался вести диалог с царем.

Проимператорские «Стансы» и противостоящее им «Послание в Сибирь» создаются примерно в одно и то же время. Никто не может поверить, что оба эти стихотворения – произведения одного периода. Однако, если провести аналогию между «Стансами» и посланием А.Г.Севериной И.И.Дмитриева (наставление ее маленькому сыну), можно увидеть иронию Пушкина по отношению к царю. Строя свой стих в той же ритмической системе, что и Дмитриев, Пушкин будто поучает императора тому, как надо править. Николай выступает здесь в роли дитяти. В стихотворении «К друзьям» Пушкин уже отвечает на льющуюся со всех сторон критику его «Стансов». Он объясняет, что благодарен царю за то, что тот вернул его из ссылки, и все то, что он говорит, идет от сердца. Вспоминаются слова Пушкина о месте, где его воспитали: «В Лицее не было неблагодарных».

Смерть была неожиданной

Последнее и неоконченное произведение Пушкина – «История Петра», написанная по указу Николая I. После смерти поэта царь попросил В.А.Жуковского предоставить ему рукопись и, прочитав, запретил отдавать в печать из-за нецензурных выражений в адрес Петра I. На самом деле, изучая историю Петра, Пушкин понимал, что Николай скорее похож на прапорщика, чем на своего великого предка, и всячески пытался осознать двойственность и мощь образа первого в России императора.

Смерть Пушкина была неожиданной для него самого. Он не собирался умирать: решал вопросы, связанные с журналом, писал деловые письма перед тем, как поехать на дуэль. Он умер, оставив за собой лишь долги. Заложено было почти все, в том числе шали Натальи Николаевны и шинель самого Пушкина. Царь оплатил долги поэта и назначил жалование вдове и детям. Однако отношения царя и гения все же нельзя назвать ни дружественными, ни враждебными. Скорее, каждый пытался пойти на компромисс. О гибели Пушкина государь сказал весьма жестко: Карамзин жил и умер как ангел, а Пушкина мы едва заставили умереть по-христиански.

В лекционной программе к спектаклю «Последние дни» тема Пушкина затронута больше не будет, но сотрудничество РАМТа с Государственным музеем А.С.Пушкина на этом не заканчивается. 18 апреля в стенах музея состоится встреча с творческой группой спектакля, на которой обязательно будут подняты вопросы жизни и смерти великого поэта.

p.s. Следующая лекция в рамках проекта – «Авторитаризм в эпоху Петра I: его влияние на формирование системы государственного управления в России». Ее читает профессор Департамента истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, автор книги «Петр Первый: благо или зло для России?» Евгений Анисимов. 30 марта, 19:30, Черная комната РАМТа.
Регистрация обязательна.

Полина Острижная

 

Оставьте комментарий

  • Facebook
  • ВКонтакте
наверх