Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Большое путешествие фарфорового кролика

На сцене ожила сказка Кейт ДиКамилло

19.02.2016

12 февраля в РАМТе состоялась премьера спектакля Рузанны Мовсесян «Кролик Эдвард». Эта сказочная история, впрочем, немного пугающая своей серьезностью, а иногда и жестокостью, напоминает и взрослым, и детям о важности жить с открытым сердцем, не отчаиваться при встрече с трудностями и никогда не терять надежду.

Невероятные приключения Сэра Эдварда Тюлейна начинаются в магазине кукольного мастера. Этот фарфоровый кролик – подарок на День рождения девочке Абилин. Он очень красив, у него «обширнейший» гардероб, есть даже шелковая пижама и собственные золотые часы с цепочкой! В доме Кроликом все восхищались, но никто не «ценил его так высоко, как Эдвард ценил сам себя». Целыми днями он любовался своим отражением в стекле, наблюдал за звездами и надменно позволял окружающим себя любить.

«Я думаю, эта сказка всех, кто ее ни прочитает, задевает и разрывает сердце, считает режиссер спектакля Рузанна Мовсесян. Кейт ДиКамилло – замечательная американская писательница, но сказки у нее совсем не детские. Мы долго сомневались насчет адресности спектакля, потому что начало в нем легкое, волшебное, но постепенно все, что происходит с Кроликом, превращается в настоящую трагедию. Так что она не для малышей, а для зрителей лет с девяти».

Привычный миропорядок вмиг разрушился, когда Эдвард упал за борт корабля, на котором путешествовала Абилин. С этого события, пожалуй, он и начал свой долгий и сложный путь избавления от эгоизма, учась любить. Очутившись в воде, он впервые испытал первое неподдельное чувство – страх. Но то, что у него есть сердце, понял значительно позже. Проведя на дне много месяцев, Эдвард был выловлен рыбацкой сетью...

Интересно, что в спектакле Кролика играют и кукла, и актер одновременно. Об этом своем режиссерском решении Рузанна Мовсесян рассказывает так: «Главным был выбор актера на роль Кролика, и я остановилась на Вите Панченко. Он актер очень тонкий, умный, глубокий. Работа с ним была счастьем, но не легким и радостным – это был настоящий путь, как у Кролика. На первых же репетициях стало ясно, что мы в мальчика с ушами играть не будем это убивает дух сказки. Поэтому возникла идея сделать эту удивительную куклу, которая в книге описана как совершенное чудо. Наша кукла совершенно уникальная, она создана по эскизу Маши Утробиной. Модель разработана и сделана замечательным кукольным мастером Виктором Платоновым и закончена рамтовским бутафором Вадимом Шевцовым… В книге нет явного персонажа, которого играет Витя, – так называемой Души Кролика, – но при этом осмысление всего происходящего идет через Кролика. Он сам оценивает то, что с ним происходит. Поэтому этот персонаж просился и появился в спектакле». И правда, совершенно невозможно себе представить, как иначе можно было бы сыграть все те переживания, которые выпали на долю Эдварда.

Он успел побывать и Сюзанной, живя в семье моряка, и беглым кроликом Джеком, путешествуя с Быком-бродягой и его собачкой Люси, и пугалом Клайдом, и Бубенчиком – другом маленькой умирающей девочки Сары-Рут. Сталкиваясь с людьми, Эдвард учился чувствовать радость, привязанность, преданность, благодарность, научился любить и мечтать. Но вместе с тем его стала терзать боль от утрат, потерь и расставаний. После долгих лет скитаний снова оказавшись на полке кукольного магазина, он решил «покончить с любовью, ведь это слишком больно». Но 100-летняя антикварная кукла, его соседка по полке, открыла ему секрет счастья: «Раскрой свое сердце… За тобой кто-то придет». И эта старая кукла оказалась права! Ведь «если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием «жизнь» нет никакого смысла».

«Эта история о любви, о том, как ее легко потерять и как трудно обрести, – рассказал исполнитель главной роли Виктор Панченко. – И что порою человеку нужна целая жизнь для того, чтобы не только обрести любовь, но и научиться любить, отдавать, научиться ценить любовь. Любовь это взаимное действие. Она не работает, если ты ничего не делаешь. У Кролика такая судьба: он обречен научиться любить и раскрывать свое сердце».

Спектакль оформлен ярко, празднично, с большим количеством анимационных эффектов. В нем невероятной красоты живописные и аппликационные задники, удивительно помпезный богатый дом на Египетской улице и сверкающий, манящий магазин игрушек, скромный, но уютный дом рыбака и мечтательное звездное небо, под которым Эдвард проводил ночи вместе со своими новыми семьями. «Мы старались максимально вытащить всю жесткость и боль из этой сказки. Иногда казалось, что даже где-то чересчур перебарщиваем, –поделилась режиссер.– Но когда появилась совершенно волшебная сценография Марии Утробиной и мы увидели ее на сцене, вся жесткость спектакля, которая действительно была очень серьезной в репзалах, вдруг смягчилась и сгладилась за счет картинки».

И все же спектакль о фарфоровом кролике – такой невероятно красивый и завораживающий – поднимает серьезные и даже философские вопросы, которые не оставляют тебя после просмотра и толкают на разговор с самим собой.

Стоит ли с детьми обсуждать столь серьезные вещи? Режиссер спектакля считает, что да: «ДиКамилло с детьми говорит совершенно без скидок. И мне кажется, что это правильный способ разговора с ними. Другое дело, многие дети приучены к другому способу разговора. Но проблема не их, а родителей, которые сами снижают планку ожиданий от своих детей. Мне кажется, дети способны на гораздо большее, чем многие взрослые думают и ждут от них».

Спектакль успешно продолжает проект РАМТа «Большая сцена – детям» и приглашает детей и их родителей к очередному большому путешествию.

Мария Семенова

Фотографии Сергея Петрова

 

 

 

наверх