Выпуск № 13
Октябрь 2011 г.
СОБЫТИЯ
По-библейски простая история
в спектакле «Мой внук Вениамин»
   
   
   
 

Новый сезон Российский академический Молодежный театр открыл спектаклем по пьесе Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин», который стал первой режиссерской работой  актрисы РАМТа Нины Дворжецкой:

«Я не претендую на звание режиссера, но я благодарна за то, что художественный руководитель нашего театра Алексей Владимирович Бородин поддержал меня и доверил постановку. Улицкая больше известна и популярна благодаря своим крупным прозаическим произведениям, но у нее также есть замечательные пьесы, которые идут в нескольких столичных театрах, так что "Мой внук Вениамин" - не первый ее опыт в этом жанре. Я отношусь к числу поклонников прозы Улицкой, и мне очень интересна ее драматургия».  

Эсфирь Львовна –
Наталья Рязанова,
Елизавета Яковлевна –
Наталья Платонова

Действие происходит в конце  XX века в Москве в семье Эсфири Львовны (Наталья Рязанова). Она родилась в Бобруйске незадолго до Второй мировой войны. По страшному стечению обстоятельств в самом ее начале в июне 1941-го все её родственники и друзья погибли. В живых остались только она и сестра, Елизавета Яковлевна (Наталья Платонова). Выйдя замуж, Фира родила мальчика, которого назвала Львом в честь своего отца. Муж Эсфири рано умер, и поэтому ей пришлось растить сына одной. Может быть, в этом и заключалась одна из причин слишком сильной любви матери к сыну, контроля и опеки над ним.

Эсфирь Львовна –
Наталья Рязанова

И вот когда сыну уже за 30, Эсфирь решает найти для него невесту из хорошей еврейской семьи, чтобы продолжить род. В Бобруйске Фира находит скромную, тихую, милую Сонечку (Мария Турова), дочку одной из её старых подруг, «идеальный вариант для Левы». Но, пытаясь так искусственно создать семью, Эсфирь Львовна совершенно не задумывается о том, что творится в сердце у её сына и его будущей жены. Подчиняясь матери, Лев женится на Сонечке, но сразу после свадьбы сбегает в Новосибирск. Планы Эсфирь начинают рушиться, но она не сдается и хочет всеми силами вернуть сына домой. А пока живет с Сонечкой, учит её шить, рассказывает о своей жизни. Кульминацией спектакля является эпизод, в котором Фира узнает от сестры, что её сын полюбил другую женщину и просит у Сонечки развод.

Елизавета Яковлевна – Наталья Платонова

Этот разговор приводит к тому, что Эсфирь выпрыгивает из окна. Но может из-за «еврейского счастья», а, может, по счастливой случайности она отделывается лишь лёгким ушибом. Это происшествие, пожалуй, главное в жизни героини. С этого момента она больше не пытается улучшить жизнь близких по своему усмотрению. Теперь для неё по-настоящему важно только счастье ее Сонечки, она даже готова удочерить её. А когда Фира узнает, что у Сонечки будет ребенок от её одноклассника Вити (Алексей Бобров), она, ни минуты не думая, произносит: «Хорошо, пусть будет так! У нас родится мальчик, и мы назовем его Вениамином». В этой фразе  заключается, наверное, самая главная идея пьесы. Эсфирь, которой так хочется иметь родного внука и продолжить род, готова принять этого ребенка как своего и назвать в честь любимого мужа, даже узнав, что в Сонечке течет не еврейская кровь. И в этом ее поступке заключается высшая философия жизни, двигатели которой Добро и Любовь.

Витя – Алесей Бобров,
Эсфирь Львовна – Наталья Рязанова,
Сонечка – Мария Турова

Этот спектакль - история о любви, любви жертвенной, всепоглощающей, ломающей все принципы, законы и традиции. Здесь трудно сказать, что выходит на первый план: слепая любовь к сыну или любовь между мужчиной и женщиной. Главный герой спектакля – Любовь во всех ее проявлениях. И даже те истории любви, о которых упоминается вскользь, лишь дополняют ее всеобъемлющий и такой разноликий образ

 

 

«Мой внук Вениамин» - это история и о судьбе Женщины: матери, сестры, свекрови. Все действие спектакля выстраивается вокруг Эсфири Львовны, которая решает устроить жизнь всех своих близких, но, к сожалению, забывает  спросить, а нужно ли им это.

Наталья Рязанова, играя Эсфирь доброй и властной, эгоистичной и простодушной, заставляет зал и плакать, и смеяться одновременно. А специфический  языковой колорит, которым мастерски владеет актриса, придает  образу запоминающееся своеобразие. В спектакле переплетаются нити юмора, внутренней трагедии и душевного напряжения, которые, безусловно, находят отклик в зале.

Сонечка – Мария Турова

Сценическое пространство (художник Акинф Белов) разделено на две части – квартиру Эсфири и квартиру Елизаветы, - между которыми нет перегородки. Кажется, несмотря на то, что сестры живут отдельно друг от друга, существует единое пространство их душ, пространство их родства. Квартира Эсфирь – символ семьи. Круглый стол, объединяющий за ужином всех близких, скатерть, плюшевый ковер, спадающие мягкими складками шторы, кремовая люстра. Сразу вспоминается цитата из «Белой гвардии» Булгакова: «Но, несмотря на все эти события, в столовой, в сущности говоря, прекрасно. Жарко, уютно, кремовые шторы задёрнуты». Героиня предстает перед нами в роли заботливой матери и хозяйки, которая облагораживает свой дом и пытается внести в него как можно больше теплоты. Еврейская музыка, звучащая в спектакле (подобрана Алексеем Колганом), не только создает эмоциональный фон, но и наводит на мысль о том, что во всех своих действиях Эсфирь опирается на многовековые национальные традиции. Но как бы она ни старалась, её сын рано или поздно все равно покинет их дом. И в этом непреложная правда жизни. Но мудрость и доброта Эсфирь притягивают в её семейный круг скромную, милую Сонечку, которой волей судеб суждено вплетать новые нити в идею героини о настоящей семье.  

Сонечка – Мария Турова,
Витя – Алесей Бобров

Небольшое пространство Черной комнаты - наиболее подходящее место для постановки спектакля, в котором важна передача мельчайших эмоций актера, его переживаний. Поэтому перед артистами стояла очень важная и сложная задача: играть тонко и убедительно. И они справились с ней великолепно.

Световое решение спектакля ярко обозначало только то, что важно в тот или иной момент, и на чем зритель должен акцентировать свое внимание. Отчасти этот прием создавал иллюзию крупного плана, используемого в кинематографе.  

Нина Дворжецкая

Спектакль «Мой внук Вениамин» не изобилует яркими режиссерскими эффектами. Но к этому и не стремилась Дворжецкая. Режиссеру была важна тема семьи и любви, психологическая актерская игра, детали, помогающие передать уют и настроение настоящего дома. «Эта пьеса о большой любви, а что может быть в жизни выше и важнее любви? Она о том, на что способен человек, если он любит. Любовь помогает и спасает», - говорит Нина Дворжецкая.

Эсфирь Львовна – Наталья Рязанова,
Сонечка – Мария Турова

В наше нестабильное, трудное время, когда распадаются семьи, когда люди становятся все более и более эгоистичными, важно показать, что основой и началом всего сущего, несмотря ни на что, по прежнему является семья, основанная на доброте, понимании, всепрощении и любви.

Прекрасно, что такой спектакль выходит именно в РАМТе, куда зрители приходят семьями. И каждый - и подросток, и взрослый – увидит в этом спектакле что-то важное для себя, что поможет выстраивать взаимоотношения с людьми в этой нелегкой, но такой прекрасной жизни. 

Мартынова Юлия