Выпуск № 7
Май-Июнь 2010 г.
ТЕАТР+
Работа студентки ВГИК им С.Герасимова
Елизаветы Матисс
Героя – на сцену!
 

Представленные вами вопросы студенческого конкурса творческих работ очень глубоко волнуют меня лично. Ведь каждый режиссер должен иметь своего героя, досконально знать и чувствовать его и ощущать с ним неразрывную внутреннюю связь.

Для меня «мой герой» - это, прежде всего, человек в поиске откровений и смысла жизни. Это человек сильных чувств и глубоких душевных переживаний.

Это – герой тонкий, ранимый и сверхчувствительный настолько, что у него, по его собственному ощущению, «голые» нервные рецепторы, не защищенные панцирем равнодушия, здравого смысла и рассудительности.

Этот герой берет свое начало в романтической прозе и поэзии 19 века. Самое точное и яркое воплощение, на мой взгляд, этот герой находит в повести Лескова «Очарованный странник».
Герой этой повести убежденно, искренне, и от всей души пытается познать мир и обрести гармонию с этим миром вокруг. Он ищет смысл и цель собственного существования. И в этом поиске он переживает тяжелые жизненные потрясения, которые ставят его перед сложным моральным и нравственным выбором. Но, несмотря на тяготы и все пережитое, в жизни этого героя есть магия и своя тайна. Это – некий внутренний духовный стержень, который поддерживает его и дает ему силы жить дальше. Именно эта высокая духовность и чистота помыслов, которую глубоко почувствовал и точно описал Лесков, и отличает образ и характер Лесковских праведников.

После Лескова, уже в 20 веке другие авторы продолжали дальше развивать образ этого героя. Из современной прозы мне лично очень близки герои Сэлинджера, как из его известного романа «Над пропастью во ржи», так и из его ранних рассказов.

Так, меня лично очень глубоко затронул и взволновал ранний рассказ Сэлинджера «Голубой период де Домье Смита». В этой истории главный герой изначально «не на месте» в своей жизни, он нигде не может найти душевного покоя, встречая везде и повсюду абсурд, странности и равнодушных людей. И в какой-то момент он уже  начинает терять силу духа, веру в себя. Но именно в этот момент с ним случается настоящее чудо, которое он сам не может объяснить никак иначе, как божественным вмешательством.

После этого поворотного момента в его жизни душевные силы вновь возвращаются к нему, и он чувствует, как преодолевает новые этапы в своем духовном развитии. И хотя на житейском уровне его жизнь вновь возвращается на обычную колею, в его душе сохраняется радость тонкого откровения, которая отныне живет внутри него.

Этот рассказ Сэлинджера производит очень сильное впечатление. И, на мой взгляд, он представляет собой замечательный материал для театральной постановки.
И я очень надеюсь получить возможность поставить, как режиссер, этот рассказ Сэлинджера на сцене Молодежного театра.

Во-первых, это история молодого героя, который только начинает искать себя и свое место в жизни и впервые так остро ощущает, как сложно найти в нашем мире гармонию и
счастье. А эта тема поиска самого себя, на мой взгляд, особенно близка всем нам, зрителям Молодежного театра.

Во-вторых, эта история подкупает своей искренностью и простотой. Герой не хитрит, не ловчит, не ищет корыстных мотивов, он честно идет туда, куда зовет его душа. И в каждом случайном событии, происходящим с ним в жизни, он пытается найти смысл и значение. И, в конце концов, ему является откровение, но очень неожиданно - совсем не там и не так, как он этого ожидал.

В-третьих, эта история очень выразительная и достоверная. Все герои, с которыми мы знакомимся в этом рассказе, узнаваемы и реалистичны. Веришь каждому их слову и каждому поступку и сам проживаешь вместе с ними эту историю, как свою собственную.

И, наконец, в этой истории есть острый драматический конфликт, который держит читателя в напряжении от начала до конца истории, и есть яркий, неожиданный и философский финал.

Сэлинджер – замечательный и выразительный современный писатель. И, на мой взгляд, многие его рассказы заслуживают яркой театральной судьбы.

Большинство его рассказов объединяет фигура его любимого героя – тонкого, ранимого и очень глубоко чувствующего. Этот герой очень отличается от других людей, окружающих его. Настолько, что, на каком-то глубинном уровне, он излучает собой некие магические токи и наэлектризовывает пространство вокруг себя, оставляя за собой «светящийся след». Этот след – это магия тонкой возвышенной души, которая у Сэлинджера является основой и истиной человеческой жизни.

На мой взгляд, театральные постановки этих рассказов Сэлинджера могут стать откровением для искушенного современного зрителя, который приходит в театр именно за этим: найти и ощутить новые смыслы в своей жизни, подумать о категориях своего бытия и увидеть тех героев, на которых хочется быть похожим.

Я очень надеюсь, что эти произведения, эти темы и эти герои будут интересны Молодежному театру.
И я, конечно, тоже очень надеюсь  получить возможность сделать в этом театре свои дебютные спектакли. Дебют для молодого режиссера – так важен, ведь он может определить всю его дальнейшую судьбу.

Лиза Матисс
ВГИК им С.Герасимова
Факультет режиссуры игрового кино
3 курс