Выпуск № 7
Май-Июнь 2010 г.
СОБЫТИЯ

Алексей Бородин выпустил «Чехов- GALA»:
сказал и облегчил душу

 
Мерчуткина – Татьяна Матюхова, Хирин – Алексей Блохин («Юбилей»)

Настоящий карнавал чеховских героев представил на сцене РАМТа Алексей Бородин.
Он собрал их всех – героев пяти одноактных пьес – в одном доме, где они и разыграли свои трагические комедии. 17 июня состоялась премьера спектакля «Чехов-
GALA».

Неправда, что классику нельзя поставить неактуально, несовременно. Можно. Но это не про нас. Всем нашим героям чуть больше века, а это, гляди-ка, мы сами!

Разве не мы мужья своих жен, живем в Пятисобачьем переулке, в доме номер 13, и дочери наши рождаются 13 числа? Не мы ли генералы, а безобразим? Погребаем себя заживо, не забывая при этом напудриться. Влюбляемся не вовремя, когда на носу сенокос! И… уж больно много себе позволяем, судари…

Попова – Мария Рыщенкова, Смирнов – Илья Исаев («Медведь»)

Чехов ярок, краток и точен. И современен, современен, господа, как и сто с лишним лет назад, что смеемся до коликов и плачем навзрыд, как над самими собой. Вот тебе и природа тоски по классике – тоски по самим себе, которых мало кто из современных авторов так вкусно и метко нам же и показал со всеми нашими потрохами.

Наверное, потому и артисты так упоенно играют Чехова – что и чеховский юмор, и его тоска по человеку помогают нам разглядеть содержимое нас самих, оценить то, из чего состоит наша жизнь.

Змеюкина – Нелли Уварова, Ять – Михаил Шкловский («Свадьба»)

Рано или поздно мы влюбляемся («Медведь»), просим руки («Предложение»), играем в «Свадьбу», попадаем в настоящую круговерть жизни, когда даже банк полон баб («Юбилей»), а потом оглядываемся назад и понимаем, что все мы – нюхины: стремились, а не достигли, жизнь прожгли свою зря («О вреде табака»).

Нюхин – Алексей Маслов («О вреде табака»)

Герой Алексея Маслова подводит итог не только своей истории, но и спектакля – веселого торжества недоразумений всей нашей жизни. Он завершит и наш материал: «В определенный момент все мы проводим какой-то анализ того, что с нами происходило, что могло зависеть от нас, что мы могли и хотели, но не сделали. У моего персонажа Нюхина этот прорыв происходит, когда он понимает, что все, что делал, он делал хорошо, неплохо, достойно, но, в принципе, зря. Зря прожито. У него семь дочерей, казалось бы, жизнь налажена, и частная школа есть, а оказалось, что все было не туда.
Почему и грустно, когда он заканчивает свой монолог словами: «Если спросит жена, вы скажите, что лекция была, и что чучело, то есть я, вел себя с достоинством». Потому что повернется он обратно после этого всплеска, порыва к чему-то новому, возврата к желаниям жить так, как он хотел тогда, когда был молодым. У Чехова заканчивается всегда все грустно. Как и жизнь человеческая.
Алексей Владимирович хотел, чтобы  в финале было произнесено «Я все сказал. Dixi et animam levavi! (лат. Сказал и облегчил душу)». Эта фраза несет не только негативный оттенок. Ведь в катарсисе есть и потрясение, и очищение».

Сцена из спектакля

Алексей Владимирович Бородин поставил Чехова, соответствуя автору - кратко, точно, современно. Пестрым вихрем кружат зрителя перемешанные друг с другом сюжеты, а потом пазлы собираются в картинку – смешную и одновременно грустную, как все у Чехова, и последний очень удачный и верный аккорд дает ощущение цельности и красоты режиссерского замысла. Чеховский праздник в РАМТе состоялся и теперь торжественно войдет в его репертуар!

С потрясением! С очищением! С премьерой!

Ольга Бигильдинская

Фотографии А.Белицкого