Выпуск № 12
Июнь 2011 г.
ЗАКУЛИСЬЕ
О чем молчит его Величество шкаф.
Секреты создания театральных декораций
   
   
   
 

Прошлый выпуск «Закулисья» был посвящен профессии театрального художника, тому, как рождается художественный образ постановки. На этот раз мы решили продолжить разговор об изобразительном решении спектакля и узнать о том, как создаются театральные декорации.

Декорации спектаклей и спектакли декораций

Фото из Цифровой коллекции Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Декорации родились еще в античном театре. На площадке для представления (орхестре) стояло сооружение под названием скена, давшее название нашей сегодняшней сцене. Эта пристройка служила для переодевания актеров, хранения реквизита и бутафории. Одна из сторон этой постройки работала декорацией спектакля, изображая здание с центральным и двумя боковыми выходами к орхестре (праскениями). Из них-то и выдвигались разрисованные доски – прапрабабушки нынешних живописных декораций. Изобретение их приписывают Софоклу. И, что интересно, в те годы в театре уже была машинерия – а как бы иначе боги появлялись из-под земли и улетали в небеса?

Эскиз декорации Пьетро ди Готтардо Гонзага.
Иллюстрация с сайта музея Эрмитаж

Театр-коробка, имевший крышу, сцену, кулисы, рампу и зрительный зал, от которого есть пошел русский театр, родился в Италии. Именно здесь в XVI веке была написана первая настоящая живописная декорация. Неподвижное полотно с изображением, которое сегодня мы назвали бы задником, именно в этом виде и продолжает свое существование в современном театре. А в те времена это был единственный вид перспективного художественного оформления, в котором игрался спектакль. Тот же итальянский театр, немного погодя, усовершенствовал идею применения живописных полотен, сделав их сменяющимися. В подмосковном селе Архангельское, в поместье князя Юсупова сохранился театр Пьетро Гонзага, о котором писал Нестор Кукольник в одной из московских газет: «Величайшая драгоценность (юсуповского театра – прим. ред.) – это 12 перемен декораций, писанных неподражаемой кистью Гонзага».

Кстати, в Европе XVIII века даже устраивались целые спектакли декораций: это была демонстрация работ знаменитых театральных художников, причем при полном отсутствии актеров!

В русском театре XVII - середины XVIII веков спектакли шли в дежурных павильонах. В «бедном» - пьесы о купеческой жизни, в «богатом» - о светской. Но на сцене, помимо перспективных живописных полотен, уже начала появляться мебель. Однако, художественной правдой дирекция Императорских театров (которая и занималась оформлением спектаклей) озабочена не была. И потому в постановке «Ревизора» в Малом театре сам Николай Васильевич Гоголь, трепетно следящий за подготовкой премьеры, просит заменить роскошную мебель в комнате городничего на простую, и добавляет клетку с птицей и бутыль на окне.

Русский театр, впитав опыт европейского, достигает своих высот, становясь примером, достойным восхищения во всем мире. Обновленческий взрыв в оформлении русской сцены случился в последние десятилетия позапрошлого века в опере. Виновниками его стала группа художников, объединившихся вокруг мецената и большого ценителя художественного искусства Саввы Ивановича Мамонтова. Именно в этот период театральная декорация становится произведением живописи. В театр приходят Васнецов, Поленов, следом за ними Коровин, Головин и многие другие известные живописцы.

Но вот когда представление о сцене во всех ее аспектах и вовсе опрокинулось, так это с появлением Художественного театра. В это время начинает развиваться художественно-декорационное направление в театре. Его суть в том, что для каждого спектакля изготавливается особая декорация, особая мебель, бутафория, костюмы – и все в точнейшем соответствии с исторической эпохой, жанром спектакля и стилем произведения. Соратником Станиславского и Немировича-Данченко стал художник Виктор Симов, оформивший более 50 спектаклей МХТ. Вслед за ним в художественную жизнь театра входят Добужинский, Егоров, Вильямс, Дмитриев. Этот период можно назвать веком реалистичной декорации.

Эскиз Станислава Бенедиктова к спектаклю «Алые паруса», 2010

Сценография сегодняшнего театра использует опыт многих веков и культур. И все они в руках талантливых театральных художников становятся удивительными элементами оформления современного спектакля. Художники театра не только пишут, но и возводят на сцене невероятные сооружения, помещают нас в иные, придуманные ими пространства. Потому что декорация сегодня – это не фон, на котором идет представление. Сценография играет огромную роль в передаче смысла спектакля. Она может быть условной или реалистичной, но все чаще декорация становится одним из действенных участников спектакля, со своей психологией, энергетикой и силой воздействия на зрителя. И сегодня ее созданию уделяется не меньшее внимание, чем игре актера.

Виды декорационного оформления

В современном театре редко, когда используется какой-то один из видов декорации: художники играют ими, комбинируют. Мы с вами познакомимся с их классификацией, чтобы знать, из каких кубиков складывается визуальный образ спектакля.

Декорация спектакля «Берег утопии» Станислава Бенедиктова, 2007

Кулисная передвижная декорация состоит из плоских или фигурных ширм и кулис (мягких, как занавески, или жестких – сделанных из фанеры). Кулисно-арочная – это декорирующая сцену арка, с изображением деревьев, облаков, и других признаков места действия (среди таких декораций чаще всего играют балеты). Онаявляется подъемной, и зачастую в спектакле их используется несколько. Павильон  представляет собой внутреннее пространство помещения – без четвертой стены – натянутый на металлические рамы холст, расписанный под обои, кирпич, кафель, доски. Когда-то павильон был одним из самых распространенных видов оформления спектаклей. Сегодня лидирующее место заняли объемные декорации. Это различные сооружения в пространстве сцены: башни, крепостные стены, здания, мебель, – все, чего захочетфантазия художника. И, конечно же, рождение новых технологий привнесло в театр проекционные декорации, создающиеся при помощи света.

Технологии изготовления театральных декораций, конечно же, совершенствуются. Но одно остается неизменным. Их так же строят, шьют и расписывают красками. И потому сегодня мы совершим несколько небольших путешествий в мастерские нашего театра: живописную, столярную, слесарную и мягких декораций. А также попадем в цеха фирмы «Сценический портал», где изготавливаются объемные декорации для спектаклей РАМТа.

Шифер подновляем, мебель состариваем

Листаю книгу «Школа изобразительного искусства» 1963 года выпуска и с замиранием сердца рисую в своем воображении декорационные театральные мастерские тех лет, когда художники в одних ведрах замешивали грунт по каким-то хитрым пропорциям, в других – краски; брали кисти с длинными, как у швабры, ручками, и писали лежащие на полу огромные живописные холсты для будущих грандиозных постановок.

– Еще 20 лет назад, когда я учился, был знаком со многими художниками, которые сами замешивали себе краски. Совсем дефицитную, пигмент которой не существует, в природе, они покупали, - рассказываетАндрей Ходаков, руководитель живописной мастерской. - А природные – коричневых оттенков (их называют еще земляными) – можно и сегодня приготовить самому, добыв натуральный пигмент. Но, конечно, при работе с декорациями мы пользуемся готовыми красками.

Сейчас все это ушло в небытие. Ручная работа стала слишком дорога, да и современные технологии позволяют напечатать и задник спектакля, и кулисы, и ширмы, и падуги. Но неужели работа живописца в театре больше не нужна? Ничего подобного. Андрей один из самых незаменимых людей при оформлении и поддержании спектакля в надлежащем виде:

Но что же расписывает Андрей, если живописные задники и кулисы перестали быть востребованы? Оказывается, работа живописцу находится на каждом спектакле.

Стена в спектакле «Доказательство»

Вы, наверное, уже догадались, что бетонные стены, играющие в спектакле «Доказательство», – не из бетона. И когда готовая декорация пришла из мастерских, то бетонная фактура «прочитывалась» не на всех поверхностях фанерной декорации, и художник попросила их усовершенствовать. Для знающего художника это не проблема: накладываешь толстый слой шпаклевки, потом красишь в нужный серый цвет.

Декорация спектакля «Алые паруса»

Декорация «Алых парусов» – ржавый кусок корабля – конечно же, тоже не заржавленное железо. Во-первых, окажись она полностью железной, поворотный круг не смог бы сдвинуть ее с места, а во-вторых, ржа перепачкала бы и костюмы артистов, и их самих. И потому эту декорацию, сделанную из металлического каркаса и фанеры, Андрею пришлось красить, придавая ей натуральный вид.

– Перед каждым спектаклем мы выходим на сцену и подкрашиваем, обновляем декорацию. Ведь что-то неизбежно вытаптывается, во время монтировки происходят механические повреждения.

Краску я всегда готовлю на месте. Но единственный цвет, что у меня подготовлен и подписан, это для спектакля «Приглашения на казнь». Тот лист шифера, который в конце 1 акта разбивает герой Петра Красилова – единственный настоящий лист из всей этой конструкции. Остальная стена – пластик, имитация. Так вот, чтобы вся стена выглядела цельной, я приготовил красочку, которой перед каждым спектаклем крашу настоящий лист, потому что его реальный цвет бывает разным.

Какими же красками пользуется театральный живописпец, спросите вы. Специальными театральными? Нет, таких красок не существует. Однако есть секрет. Краска, которая используется для росписи жестких декораций, должна иметь клеевую основу. Большие пластиковые баллоны в руках Андрея – это колеровочные краски, предназначенные для смешивания с белой и получения необходимых оттенков. Принцип работы любого художника: сначала краска разводится в малом количестве, пробуется на кусочке декорации, а потом уже разводится в объеме (в том самом ведре). Кстати, эта же краска, о которой мы говорим, используется и в оформлении интерьеров: ею красятся обои и стены офисов.

Чтобы расписать костюм, например, состарить его, Андрей пользуется манекеном

А вот для тканей существуют другие краски – те, которые сохраняют структуру материала. Называются они анилиновые. Одежду в химчистке красят именно ими.
Анилиновые краски выпускаются в виде порошка. Процесс покраски ткани достаточно трудоемкий, он требует специальных приспособлений (например, плиту для нагрева воды, и большой чан с водой), навыков и железного здоровья – ведь это работа с химическими веществами. Андрей рассказывает, что, например, в Музыкальном театре им Станиславского и Нимеровича-Данченко до сих пор очень активно используют метод окрашивания тканей. У них есть своя красильня, где в огромных чанах варится, кипит, бурлит ткань для декораций и костюмов будущих спектаклей.

Кстати, анилиновые краски сохраняют прозрачность ткани. И если ими написать декорации на тюле, то, подсвеченные сзади, они могут мгновенно исчезнуть со сцены. А освещенные спереди – снова сказочным образом появиться.

Сегодня художник в мастерской расписывает, как правило, не слишком большие декорации, и они умещаются вот на таком столе

Живопись в театре имеет свои особенности. Если спектакль идет на большой сцене, то в декорациях не должно присутствовать мелких элементов – так они будут более выразительны. А вот в маленьком пространстве, наоборот, они должны быть детально прописаны.

Художник, работающий над росписью элементов сценических декораций, также должен знать, что при высыхании краски меняют цвет. Что при искусственном освещении белый цвет приобретает желтоватый оттенок, ярко-желтые краски бледнеют, красные набирают силу, фиолетовые становятся серыми, темно-синие черными.

«Старенькая» библиотечная мебель в спектакле «Идеалистка»

А еще в работу живописца входит … состаривание мебели. Ведь не может же в спектакле играть мебель, которая выглядит совершенно новой. И потому, чтобы стульчик не выглядел новым, его надо в каких-то местах обработать шкуркой, где-то подпалить паяльной лампой, где-то подкрасить. Такой процедуре подвергалась и мебель «Берега утопии», и мебель одной из наших последних премьер «Чехов-GALA» - приглядитесь к ней повнимательней.

Способы те же – нитка, иголка, машинка

Работу, которую делает Тамара Сидашова, возможно выполнить только руками. И в теплоте рук, которые шьют шторки, подушки, занавесы, таится то самое очарование театра, которое создается здесь и сейчас – сердцем, мыслями, душой живого человека. Приготовленные мамиными руками пироги или магазинные – чувствуется же разница? И здесь то же самое.

 

 

В мастерской Тамары уютно от разбросанных по полу тканей. Сегодня в ее задачи состав входит пошив и ремонт одежды сцены, арт-занавеса, супер-занавесов, драпировочные работы, аппликации, обивка мебели и многое другое.

Рабочее место Тамары

- После того, как художник создает макет, собирается технический совет, на который приходят работники всех мастерских. На нем художник рассказывает свою идею, свое решение спектакля, показывает, какие декорации он бы хотел сделать жесткими, какие мягкими. Затем обсуждается, какой из цехов какую работу берет. Например, нужно облако. Способы его изготовления могут быть различны. Если делать из металлической конструкции, обматывать ее тканью и обшивать, то получится обтяжная декорация, и это работа моя. А если его обклеить, то - бутафорского цеха.

В спектакле «Вишневый сад» декорации сделаны из совершенно «нетеатрального» материала - лутрасила

Какие же ткани выбираются для мягких декораций? Какие материалы наиболее точно выполняют поставленные задачи?

Мы уже говорили про тюль, который обладает удивительными свойствами: при освещении сзади он прозрачен, а при освещении спереди – абсолютно непроницаем.

Для живописных декораций используется льняной неотбеленный холст или двунитка – суровая хлопчатобумажная или смесовая ткань, которая также употребляетсядля пошива рабочей одежды, в переплетном деле, производстве обуви и мебели. Этой же тканью можно обтянуть и расписать бутафорскую мебель, сшить одежду сцены.

А вот кирза никогда не используется в одежде сцены – слишком для этого груба. Зато отлично подходит для половиков и долго служит.

Рамтовская одежда сцены в мастерской на ремонте

Еще один очень театральный материал – бархат. Из черного бархата традиционно шьют одежду сцены – кулисы, портальный занавес, задник, загораживающий заднюю стену сцены. В силу своей особой поверхности он не отражает, а поглощает свет, и потому служит отличным фоном, на котором хорошо видны и оформление, и действующие лица. Теми же свойствами обладает темный бархат любого другого цвета.

«Алые паруса» РАМТа

Шелк довольно часто используется в спектаклях, где нужна легкая мягкая декорация, например, алые паруса или воздушный шар, на котором улетают Незнайка и его друзья. А вот колокольчики в том же «Незнайке-путешественнике» сделаны из бязи, которой обшивается металлическая конструкция.

Чтобы понять, какую еще работу приходится выполнять Тамаре, мы попросили рассказать о ней на примере конкретных спектаклей:

Суперзанавес в спектакле «Самоубийца»

- Сегодня «Эраст Фандорин», и уже сейчас на сцене стоят ширмы с драпировками, которые делала я. В спектакле «А зори здесь тихие» шила зеленые заднички, дорожку, по которой Галя Четвертак убегает от немцев. В «Сотворившей чудо» – навесы в полосочку, чехлы на мебель. В «Тане» артзанавес и красные аппликационные кулисы. Суперзанавес в «Самоубийце», где роль аппликации выполняет «летящее» белье – тоже моя работа. Все аппликации пришиваются вручную – и только на полу.

Одеяло в спектакле «Как кот гулял, где ему вздумается»

А еще интересно, что одеяло, играющее в «Как кот гулял, где ему вздумается», относится тоже… к мягким декорациям. И шила это произведение искусства Тамара, используя сложнейшую технику пэчворка – складывания мозаики из кусочков разной ткани. Одеяло и подушки для маленьких зрителей, сидящих на полу, сшила на пару с художницей, Машей Утробиной, скурпулезно подбиравшей разноцветные кусочки и тесемочки для различных художественных комбинаций.

Тамара с грустью вспоминает когда-то большой живописный цех нашего театра, где декорации расписывали на полу в перекатку, потому что весь задник развернуть не удавалось. Но эта техника – уже вчерашний день. На смену живописи пришла фотопечать.

Тамара делает драпировку
на раз-два-три

- Технология фотопечати мертвая, а здесь все-таки присутствовал живой элемент. Почти забыты и реалистичные декорации. Раньше мебель делалась деревянная, как и сейчас, но ее доводили до совершенства, делали роскошную обивку, узорчики, складочки. Сегодня в декорации стало больше конструктивизма.

Мебель в спектакле «Берег утопии»

Пожалуй, на мебели это больше всего заметно – в «Береге утопии» и «Чехове-GALA» она условная, и даже в богатых домах исключительно деревянная – столы, скамьи, стулья. Но спектакли от этого не становятся менее выразительными. Вот вам и признак нового этапа развития декорационного искусства.

И, несмотря на новые акценты в оформлении спектаклей, работы в мастерской Тамары не убавилось. Помимо изготовления мягкой декорации, наша героиня еще и следит за состоянием тканевых элементов оформления спектаклей текущего репертуара. Подремонтировать, подклеить, подшить, заменить вышедший из строя элемент. Способы работы все те же – нитка, иголка, машинка.

Секрет бутафорского шкафа

В слесарной мастерской

Ну а мы перейдем к нашей последней главе – изготовлению жестких объемных декораций. Путешествие по хранилищам декораций и мастерским, занимающихся их изготовлением и ремонтом, мы совершим с Сергеем Лютровым, заведующим производственными мастерскими РАМТа.

- Существуют три основные задачи, на которые нужно ориентироваться, берясь выпускать декорации. Максимально выполнить замысел творческой группы. Сделаю декорацию мобильной, разбирающейся на части, которые можно было бы спокойно перемещать по театру, возить на гастроли, и затрачивать на монтировку минимум времени. И сделать все элементы декорации ремонтноспособными - выбрать материалы так, чтобы декорацию можно было легко отремонтировать и легко заменить детали.

Дерево из «Думайте о нас» разбирается правильно - не на слишком мелкие куски

Интересно и то, что слишком мелкие куски, на которые разбирается декорация, также не слишком удобны для использования в театре, как и крупные. Собрать его могут только хорошо знакомые с декорацией люди. Да и изнашиваются они значительно быстрее.

Какие же материалы используются в создании объемных декораций, и какими качествами они должны обладать, чтобы выполнить художественный замысел и одновременно быть удобными в эксплуатации?

Сегодня в распоряжении театра трубы самого разнообразного профиля

- Лет 20 назад не во всех театрах была должность электросварщика, а сейчас декораций из металла делается значительно больше, чем из дерева. Они получаются более быстрые в изготовлении и долговечными. Например, конструкция «Алых парусов» сделана из железа и фанеры. Сейчас появилось много профильных труб, имеющих не круглое, а квадратное сечение, из них стало очень удобно изготавливать каркасы, соединять их друг с другом. Для создания жестких конструкций сегодня применяются абсолютно любые материалы – дерево, картон, пластик, сантехнические и канализационные трубы. Недавно в другом театре видел декорацию даже из коробок. А раньше были только деревянные конструкции, соединявшиеся металлическими шпильками.

Колонны в «Самоубийце»

Кстати, «каменные» колонны в «Самоубийце», которые так легко подхватывают рабочие сцены после спектакля, имеют тоже железный каркас. Их полость забита пенопластом. Сверху они в несколько слоев оклеены тканью, покрашены, обрыгзаны опилками, цементом и шпаклевкой – именно этот «набрызг» придает им вид старости.

Куски рамы в спектакле «Портрет»

Декорации «Портрета» – массивные куски рамы – тоже имеют металлический каркас, но сделаны из фанеры (багетный профиль – из сантехнических труб), отделаны бутафорами и покрашены.

Не только фанера, но и массив дерева используется в производстве современных декораций. В изготовлении мебели наиболее удобна береза – она тверда, упруга, однородна по строению, легко обтачивается, полируется, красится, и позволяет имитировать другие породы дерева.

В столярной мастерской

То, какую породу дерева использовать в конкретной декорации, диктует ее назначение. Если предполагается, что актер будет залезать на нее и сможет поломать, берется более выносливая, более тяжелая древесина. Если декорация будет стоять на поворотном круге, то конструкция будет из более легкого дерева.

В спектакле «Берег утопии»

Мебель в театре никогда не делается по принципу бытовой мебели. Но, бутафорская, она не должна выглядеть бутафорской со сцены. Зритель ни в коем случае не должен заметить, что массивный шкаф сделан из тонкой фанеры на легком каркасе. Бутафоры постараются сохранить облик монументального предмета. Однако для того, чтобы шкаф можно было перемещать внутри театра, он должен быть сделан легким и прочным.

Мебель, стоящая в глубине сцены, делается более грубой - так она будет выглядеть более четко. Мелкая проработка деталей необходима лишь тем диванам и креслам, которые будут стоять на переднем плане или играть в маленьком сценическом пространстве.

Одно из условий производства театральной мебели – избегать сложных, резных, мелких и торчащих деталей. При перемещении все они могут поломаться или потеряться. К тому же, перегрузка деталями сделает предмет менее выразительным. Если эти элементы принципиально необходимы в оформлении, их делают съемными и хранят отдельно от громоздких основных частей.

Шкаф в спектакле
«Платонов. III акт»

Интересно, а есть ли материал, который почти не используется в производстве театральных декораций? Есть! Это стекло. Его вы увидите разве что в камерном спектакле «Платонов. III акт», в котором играет настоящий застекленный шкаф. Да, такое тоже бывает. Настоящая мебель нет-нет, да и попадает на сцену, и частенько имеет успех не меньше театральной. Но все же это случается чаще всего в спектаклях малых форм, где важны детали. Большая же сцена диктует свои законы для создания декорации.

Умельцы, штампующие… бриллианты

Вот мы и приоткрыли немного секретов создания театральных декораций. Напоследок заглянем в мастерские «Сценический портал» (руководитель - Леонид Керпек), уже много лет изготавливающие декорации для спектаклей нашего театра. В мастерских огромные пространства, и, конечно, намного больше технических возможностей делать крупные декорации, умещаясь в сжатые сроки (что особенно важно в такой творчески продуктивный период нашего театра). Все в них устроено так же, как и в РАМТе. Есть швейный и лакокрасочный цех, столярка и сварочный участок. Но вот чего вы не увидите нигде больше, это вакуумная машина, созданная руками уникальных мастеров – Владимира Иночкина и Сергея Сергеева.

Мы уже  говорили о том, что стекло в театре обычно не используется. Так вот, секрет этой машины в том, что из оргстекла она может делать любые предметы в огромном количестве. Предположим, отливать стеклянные шары. А одно из самых удивительных созданий этой машины – люстра для спектакля Большого театра «Евгений Онегин», созданная специально для гастролей в Японию.

Один такой «бриллиант» (их для этой люстры было изготовлено около 8 тысяч штук!) лежит сегодня на моем рабочем столе – как напоминание о том, что искусство театральной декорации не стоит на месте и готовит нам еще множество сюрпризов, о которых мы с вами даже не догадываемся.

 

Ольга Бигильдинская

 

Эскизы театральных художников хранятся сегодня в архивах театрального музея им. Бахрушина. Здесь можно посмотреть некоторые из них в электронном виде.

Работы художников МХТ также можно посмотреть в музее театра МХАТ.