Театральная пандемия, или Театр в онлайн-формате
Обзор выступлений участников VII Всероссийского семинара по работе со зрителями
11.01.2021
«Здравствуйте, я – Анна, Тверской ТЮЗ и я тоже пережила пандемию», – так начала свое выступление во второй день семинара замдиректора по творческим вопросам Тверского ТЮЗа Анна Брусова, разрядив то и дело возникавшую атмосферу отчаянной борьбы за живое искусство в период невольного ухода театров в онлайн. Именно теме работы со зрителями в онлайн-пространстве был посвящен VII Всероссийский семинар по работе со зрителями, проведенный РАМТом с 9 по 11 ноября 2020 года на своей площадке. Семинар проходит ежегодно при поддержке Минкультуры России по поручению Президента РФ в рамках программы методической поддержки российских театров юного зрителя.
Выступления и общение на семинаре и правда иногда были похожи на сеанс психоанализа, ведь создатели живого искусства театра в большинстве не были готовы к приостановке своей привычной деятельности – созданию спектаклей и выходу на сцену. Однако и тут Анна права: в этой ситуации оказался весь мир. И поэтому для каждого театра она стала еще и временем поиска. Три дня докладов и презентаций и круглый стол «Онлайн-работа театра в период пандемии: способ продержаться или полезный опыт и открытие новых возможностей» привнесли в копилку опыта работы со зрителями, который собирает РАМТ, много новых проектов. Предлагаем вам подробный обзор выступлений участников семинара.
Открыла его директор РАМТа Софья Апфельбаум:
– Какая бы ни была каждый год магистральная тема семинара, самое важное – посмотреть на вашу работу, на то, что у ТЮЗов есть особенного. Когда спрашивают, в чем самость ТЮЗов, то, с одной стороны, можно сказать, что это театры для детей с профессиональными актерами, которые могут ставить спектакли и для взрослых. Но при этом у нас еще ведется и методическая работа, которая важна для всего театрального сообщества. Методички с опытом работы со зрителями, выпускаемые нами в рамках семинара, могут использоваться всеми театрами, мы с удовольствием делимся ими, и в этом я вижу смысл нашей работы. И надеюсь, что когда-нибудь у нас будут ежегодные семинары, на которых мы сможем принимать не только ТЮЗы, но и все театры, желающие в них участвовать.
Презентацию работы РАМТа в период вынужденного карантина сделала руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями и координатор семинара Ольга Бигильдинская. Она рассказала о проектах, родившихся и осуществленных в период с марта по июль 2020 года на интернет-площадках театра.
Одной из самых активных стала группа театра в сети Instagram, на сегодняшний день имеющая 12600 подписчиков и получившая прирост около 1000 человек. Так #ramtogram запустил прямые эфиры в сторис, куда поначалу каждый день, а потом – с появлением новых проектов – чуть реже начали выходить артисты и другие творческие работники театра, 44 эфира собрали более 3 тысяч зрителей и более 37 тысяч просмотров.
Одной из новых рубрик, появившихся в этот период, стала «Кулинарная минутка с Сергеем Чудаковым», придуманная и записанная одним из актеров театра. Она насчитывает 7 эфиров и 6965 просмотров.
Была создана страница РАМТа на youtube, которая набрала 2039 подписчиков и 95686 просмотров. Здесь осуществлялись трансляции спектаклей – 9 архивных и 3 из текущего репертуара, собравшие почти 42 тысячи просмотров. Видеозаписи встреч Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+» (17 прошедших мероприятий и 5 – проведенных в формате онлайн в период изоляции) собрали в общей сложности около 8 тысяч просмотров. 7 «Диалогов о профессии» между артистами и режиссерами привлекли более 4 тысяч зрителей. Актерские байки «Безумная пятница» – всего 8 эфиров – увидели более 3 тысяч человек. Лекционная программа, сопровождающая проект мастерской детской драмы «10 минус», невольно перенесенная в интернет-пространство и ставшая общедоступной (10 лекций специалистов театра – педагогов, драматургов, театроведов и др.) набрала более 6 тысяч просмотров. Актерская читка повести Тимура Кибирова «Лада, или Радость» – 9 записей – собрала почти 3 тысячи слушателей. Событийные видеоматериалы – всего 7 видеороликов ко дню рождения театра, худрука, Дню Победы и др. – привлекли почти 6 тысяч зрителей. Участие РАМТа в общероссийской акции «Помоги врачам» (15 записей) собрало 2650 просмотров на youtube и 12720 в Instagram, а главное, необходимые проекту средства.
На ресурсе ВКонтакте (6111 подписчиков) появился специальный проект «Зрительский опрос» – так постоянная рубрика интернет-газеты театра «РАМТограф» перешла в онлайн-формат и каждую неделю обращалась к зрителям с новым вопросом. Например: «В какой роли вы хотели бы увидеть своего любимого рамтовского артиста?» или «Какие фразы из рамтовских спектаклей вы чаще всего цитируете?» По результатам опросов вышло 10 публикаций с подборкой самых интересных зрительских ответов, размещенных как в газете, так и в группах театра.
В пространство Zoom перешли и зрительские проекты РАМТа: занятия клубов «Театральный словарь», «Семейный клуб» и «Пресс-клуб», а также встречи Молодежного образовательного проекта «ТЕАТР+», посвященные спектаклям РАМТа по классическим произведениям. В них наравне с режиссерами и артистами постановок смогли принять участие и зрители, задав свои вопросы вслух или в чате и высказав мнение. Последняя часть доклада была посвящена принципам организации дискуссионного мероприятия в Zoom’е, добавив практическую составляющую в презентацию.
Несмотря на то, что основной темой семинара была работа театра в онлайн-пространстве, вторым основным докладом стало выступление «Спецпроекты театра как событийный маркетинг», посвященное офлайн-работе Челябинского Молодежного театра. Его поводом стал выпуск очередной брошюры методических рекомендаций серии «Педагогам театров для детей и молодежи», автором которой стал начальник отдела маркетинга Челябинского Молодежного Никита Плеханов. Презентуя сборник рекомендаций, Никита представил линейку спецпроектов своего театра и «Лабораторию зрителя», которые подвели итог четырехлетней экспериментальной работе, ориентированной на увеличение числа постоянных зрителей, связанной с премьерным репертуаром, а также с разными видами событийного маркетинга.
Никита рассказал о рождении и развитии проектов, разножанровости проводимых мероприятий (режиссерские лаборатории, драматургические марафоны, тематические читки, театрализованные экскурсии, променады, эскизы спектаклей; участие во всероссийских культурных акциях и т.п.) и систематизации этой работы. На сегодняшний день «Лаборатория зрителей» – флагманский проект театра – представляет из себя ряд событий, как правило, предваряющих премьеры Молодежного, совместное исследование современного театра и драматургии, включающее исследование пьесы и спектакля. А спецпроекты рассматриваются как создание ряда поводов для посещения театра постоянными зрителями, а также как площадка для экспериментов, необходимых для развития творческих сил театра и его зрителей. Спецпроекты подразумевают форматы сотрудничества с другими театрами и участие в общероссийских акциях (День театра, «Ночь искусств» и др.), что тоже выполняет роль событийного маркетинга. Проекты настолько разноплановы и эффективны, что, несомненно, были интересны многим участникам семинара, о чем они говорили в дискуссиях и на круглом столе – ведь, в любом случае, даже работая в онлайне, театр думает о том, что обычная жизнь продолжится и мы снова вернемся к тем же потребностям организации зрителя, которые испытывали и до пандемии.
В первый день работы слово было дано театрам, впервые принявшим участие в семинаре. Сначала работу своего коллектива представила директор Туапсинского ТЮЗа Светлана Позолотина. Этот театр был создан в 1991 году на основе театральной студии, в его штате 23 человека, 11 из них – труппа театра. Сотрудники цехов совмещают по несколько должностей, но в год театр выпускает порядка 5 премьер.
Когда начали работать онлайн, интернет-пользователями были неуверенными, да и в команду входили директор, администратор и звукооператор. Но, тем не менее, создали несколько проектов.
«Военный альбом» был приурочен к Году памяти и славы, состоял из видеозаписей стихотворений, песен о войне в исполнении артистов, а также воспоминаний членов семей работников театра, принявших участие в военных действиях. По итогам проекта количество подписчиков в Instagram’e увеличилось с 1400 до 2660 человек.
По просьбе зрителей, захотевших подключиться к проекту, появился «Военный альбом. Дети»: детские чтецкие и вокальные номера на военную тематику – как сольные, так и коллективные.
Одним из направлений интернет-работы театра стало чтение вслух для малышей – проект «Сказка на ночь». Его придумала актриса Ксения Ратомская, которая в сценическом образе Аленушки начала читать в эфире детям сказки. После первых эфиров театр получил много писем с положительными откликами, и к проекту подключились другие артисты. Сказки шли 2 раза в неделю в 20:00.
Конкурс «Нарисуй мой портрет» вызвал отклик ребят всего Краснодарского края, которые присылали в театр рисунки кота Мафони – персонажа одного из детских спектаклей ТЮЗа. Победителей объявлял главный художник театра.
Конкурс «Угадай, где я», посвященный Дню Туапсинского района, предлагал зрителям отгадать по фотографиям, в каком месте города оказались персонажи идущего спектакля.
Продолжался во время пандемии постоянный проект театра «Литературный календарь»: знакомство зрителей с творчеством писателей через стихи и песни, исполняемые артистами.
В рубрике «Веселая азбука» артисты в игровой форме знакомили маленьких зрителей с буквами. А в литературно-образовательной рубрике «Шпаргалка» помогали более старшим ребятам в школьной программе.
Помимо этого, ТЮЗ придумал и осуществил проект «Задай вопрос любимому артисту», провел несколько мастер-классов, рассказал о театральных профессиях и даже решился на актерские импровизации по заданиям зрителей. Популярность этих проектов, по словам Светланы, говорит о том, что имеет смысл продолжать их осуществление.
Не первый год семинар открывает двери драматическим театрам республик РФ. С работой Государственного лезгинского музыкально-драматического театра им. С. Стальского города Дербент познакомила его директор Динара Эминова.
Дербент – один из самых южных городов России и является культурным центром Дагестана. Всего в республике 12 театров, 4 из которых находятся в Дербенте. Театр был всегда неотъемлемой частью национальной культуры дагестанцев. Сегодня наиболее остро для них стоит вопрос сохранения национальных традиций, в том числе, при помощи спектаклей и проводимых мероприятий.
Из-за нахождения в высокогорных районах Лезгинский музыкально-драматический театр столкнулся с проблемой технической – не было хорошей интернет-связи – и потому не получил ожидаемого количества просмотра своих каналов. Но, тем не менее, благодаря обширной рекламной деятельности, слаженной работе глав регионов и дружбе с управлением культуры, в конце ноября количество просмотров контента театра достигло 76 тысяч, в общей сложности было опубликовано 46 видеозаписей на канале youtube. Это были лучшие спектакли театра разных жанров, трансляции юбилейных вечеров заслуженных и народных артистов, мастер-классы, квесты, марафоны благодарности врачам и волонтерам, цикл передач ко дню рождения Сулеймана Стальского, чье имя носит театр – литературные композиции в актерском исполнении, посвященные поэту. Также работники театра знакомили зрителей в онлайн-формате с закулисьем, рассказывали о театре и его великих актерах.
Коронавирус внес коррективы в жизнь людей на всей планете. В конце апреля театр потерял своего главного режиссера Мирзабека Кадировича Мирзабекова – не только в год 85-летия театра, но и в год его 70-летия и 50-летия работы в театре, и это была серьезная потеря. Но все же театр постарался сделать так, чтобы зритель не был оторван от мира искусства. И самое главное, понял за этот период, что потребность у зрителей в театре сохранилась. Что дефицит впечатлений от живого театра можно компенсировать онлайн.
О работе Казанского татарского ТЮЗа им. Г. Кариева в период пандемии рассказала его главный администратор Гузель Шарафуллина.
ТЮЗ имени Габдуллы Кариева, играющий спектакли для детской и взрослой аудитории, – один из самых молодых в республике Татарстан. Как и многие театры, во время карантина он разместил на youtube-канале архивные записи своих постановок, а вот лучшие спектакли текущего репертуара выкладывал в сеть платно: посмотреть их можно было в течение месяца в своем личном кабинете, зарегистрировавшись на сайте и купив билет.
Во время изоляции театр разработал проект «Кариев-онлайн», который осуществлялся на площадках театра на youtube-канале, в Instagram и сети ВКонтакте. В рубрике «Тылсым» артисты театра исполняли татарские народные, авторские сказки и сказки народов мира. В рубрике «#кариев_лайфхак» – давали полезные советы на все случаи жизни. В рубрике «#театрсагындыра» – исполняли песни из спектаклей. Также в онлайн-формате актерами и педагогами театра была проведена серия мастер-классов по сценической речи, вокалу и хореографии.
В июне театр ушел в отпуск, но онлайн-программа была продолжена. Кроме того, запущена новая рубрика «Игры нашего детства», посвященная детским подвижным играм на воздухе.
Санкт-Петербургский Молодежный театр «На Фонтанке» представила помощник его художественного руководителя Екатерина Омецинская.
Сезон, на который пришелся карантин, был для театра тяжелейший: он попал на 40-летие театра, 70-летие художественного руководителя и 35 лет его работы в театре. И всю программу, что была запланирована и обещана зрителям, театр попытался провести онлайн, назвав ее «Поиск новых форм, или Энергия преодоления». Ведь онлайн – все же вынужденная форма для театра и многое делалось вопреки.
Цель была одна: осуществить имиджевые проекты. А также остаться в контакте с партнерами, проведя что-то совместное.
Понимая, что работать над проектами будут не все, а только небольшая творческая часть: «компьютерный гений», директор, администратор, литературная часть и помощник художественного руководителя, – нужно было придумать, как задействовать остальных, ведь главные в театре – артисты и художественный руководитель. Было также важно, чтобы каждый из проектов получил отзыв в СМИ.
По ходу сформулировались и задачи: поиск новых форм взаимодействия со зрителями и партнерами, поиск новых форм празднования юбилеев, установление новых партнерских отношений, создание альтернативной творческой среды для творческой части театра и создание новых инфоповодов для СМИ.
Мероприятиями проекта стали следующие события, транслировавшиеся в группе театра во ВКонтакте (на момент проведения семинара имеющей 35 тысяч подписчиков).
Видеочат «Спивак без границ» был придуман к празднованию 70-летия Семена Яковлевича Спивака. Он, по словам Екатерины, как человек много лет практикующий йогу и увлекающийся восточной культурой, постоянно изрекает мудрости. Которые и высказывал в своих коротких выступлениях, находясь (при помощи режиссера съемок) как бы в разных уголках земного шара. 24 публикации набрали 130 тысяч просмотров.
Не обошлось и без чтецких проектов. В рубриках «Книга онлайн», «Стихи онлайн», «Артист-онлайн» актеры читали стихи и прозу. В проекте «Засыпаем с Молодежным» были прочитаны маленькие сказки Джанни Родари (29 публикаций, 197 тысяч просмотров). Летом была запущена читка «12 стульев» (40 публикаций, 122 тысячи просмотров). А вот чтецкий видеопроект «Поговорим о любви» был проведен совместно с библиотекой Маяковского: артисты читали произведения о любви зарубежных писателей (10 публикаций, более 63 тысяч просмотров). Екатерина отметила, что чтецкий проект – нелегкая работа, ведь сначала нужно отобрать произведения, а потом подготовить их к читке, так как читается не все подряд, а делается выборка и иногда редакция текста.
Были запущены челленджи. Один – «Марафон поздравлений» – к юбилею художественного руководителя (получено 21 поздравление от театров, 69 тысяч просмотров), второй – «Реанимация словом» – в поддержку врачей, трудящихся в период коронавирусной инфекции (33 публикации, 207 тысяч просмотров). В ней также приняли участие 18 петербуржских и 7 московских театров.
К 75-летию Победы были осуществлены проекты «Песня Победы», «Дети о Победе» (где актерские дети читали стихи), «Бессмертный полк Молодежного театра на Фонтанке» (все, чьи деды воевали, сделали маленькие ролики по 3-5 минут и запускали их в День Победы, что пользовалось колоссальным откликом: 20 публикаций, 100 тысяч просмотров), «Аллея Победы в Измайловском саду» (экскурсии по саду, где расположены стенды посвященные воевавшим артистам).
В «Виртуальном музее Молодежного театра на Фонтанке» вышло три выпуска об истории театра (но, по мнению Екатерины, образовательные исторические сюжеты, связанные с театром, менее интересны зрителю).
А вот образовательные проекты, касающиеся посещения театра или поступления в театральное – прошли на ура. Был запущен цикл просветительских роликов о походах в театр «Вредный и невредный этикетЪ» (5 публикаций и около 30 тысяч просмотров), а также видео-циклы: «Мастер-класс от артиста» в помощь абитуриентам (6 публикаций и более 30 тысяч просмотров) и «Как это было» – истории актерских поступлений (7 публикаций и более 37 тысяч просмотров).
Что касается видеотрансляций спектаклей, то театр выкладывал только архивные записи.
Для директора Русского драмтеатра Махачкалы Тимура Магомедова интернет и театр до пандемии тоже были несовместимы. Однако 95-летний театр должен был не упустить своего зрителя, а также помочь своим актерам не потерять форму.
После введения режима самоизоляции театр организовал флешмобы: «Оставайтесь дома», «Чистые руки», «Доктор, мы любим Вас» – трогательные истории, имевшие самое большое количество просмотров.
Одним из самых масштабных проектов были прямые эфиры актеров в сети Instagram. Каждый их них получал логин и пароль от Instagram’а театра, и они подключались и вели прямые эфиры. Ко взрослым актерам, не владеющим хорошо гаджетами, был направлен представитель пресс-службы театра, помогающий им выйти в эфир. Встречи были разноплановые: читали сказки на ночь, стихи, пьесы. Каждый эфир был просмотрен 1000-1500 раз. Ежедневные эфиры продолжались 45 дней, в них поучаствовало 38 актеров.
Более 40 стихотворений было прочитано сотрудниками театра – от технички до руководителя –в рамках акции «Библионочь».
Самым ярким событием этого периода стал VI Международный фестиваль русских театров, состоявшийся на сцене махачкалинского Русского театра. Участниками фестиваля были сыграны 16 спектаклей и показаны на youtube-канале для зрителей.
О проектах Красноярского ТЮЗа в период пандемии рассказали методист отдела проектов Антон Алексеев и специалист по маркетингу Маргарита Ялтанец.
Антон высказал мысль о том, что все опасения театров по поводу того, как работать в онлайн-пространстве, связаны с тем, что до пандемии театры этим не занимались. Стоит же относиться к интернету не как к чему-то чужеродному театру, а как к чему-то, что может дать работе новое качество. В этом смысле Красноярский ТЮЗ был загодя готов к переходу в интернет. За год до пандемии он осуществили проект, который использовал онлайн-пространство.
Маргарита рассказала, что это был небольшой квест по городу, посвященный спектаклям театра. Его участники должны были путешествовать по локациям, считывать QR-коды, получать задания, отправлять ответы в вайбер, который автоматически проверял ответ и отправлял следующее задание. Таких локаций было пять, а шестой стала поездка в парк и бесплатная прогулка на колесе обозрения. В квесте приняло участие 150 человек, 80 из которых дошли до конца. Главными призами были набор книг и билет «Важная птица», позволяющий в течение года ходить на все премьеры ТЮЗа бесплатно.
Проект, выпавший на период пандемии, был приурочен к готовящейся премьере спектакля «Хлебзавод» по пьесе Алексея Олейникова, затрагивающей тему страха. Еще в марте театр начал собирать истории зрителей о собственных страхах, планируя сделать инсталляцию в фойе театра, погружающую в атмосферу спектакля (черный кабинет, куда можно было бы зайти и послушать чью-то историю), но из-за пандемии поменял формат. Он создал чат-бот в телеграмме, который рассылал вошедшим в чат людям ссылку на аудиосообщение с одной из историй. Это была игра, где каждый в конце мог прислать в театр свою историю, которая также будет включена в проект.
В заключении Антон, которому как театроведу интересен феномен цифрового театра, рассказал о попытке создать спектакль при помощи информационных технологий. Так в рамках всероссийской акции «Ночь искусств», ТЮЗ провел цифровой спектакль в Instagram’е. Актер Александр Дьяконов во время прямого эфира ходил по театру и рассказывал о нем, затем формат спектакля перешел в формат квеста: актер перестал быть только рассказчиком. Его действия должны были согласовываться со зрителями, смотрящими прямой эфир, пишущими комментарии и направляющими его действия.
Таким образом была не только осуществлена попытка создания цифрового спектакля, где зрители и артисты чувствуют себя участниками процесса, но и продолжено взаимодействие со зрителем в онлайн-пространстве.
ТЮЗ города Заречный Пензенской области представила заместитель директора Ольга Тришкина. Заречный – закрытый город, входящий в систему госкорпорации «Росатом», в нем порядка 65 тысяч населения и всего один театр, сочетающий в себе функции драматического, детского и кукольного, выпускающий до 6 премьер в год. И это не только театр, но и культурный центр города.
С наступлением изоляции первой реакцией был страх и непонимание, что делать, а потом показались новые горизонты и возможности, которые сегодня стали для театра привычными.
В соцсетях каждые выходные размещалась афиша на неделю. Она включала трансляцию архивных спектаклей – не столько потому, что не хотели показывать идущий репертуар, а потому, что имеющиеся записи в театре не очень хорошего качества.
Проект «Сказка на ночь» представлял из себя аудиосказки, записанные артистами ТЮЗа. Театру было принципиально важно, чтобы это были именно голосовые записи, а не хоумвидео на фоне кухни или ковров, и чтобы ложащиеся спать дети, проведшие весь день за компьютером, могли закрыть глаза и дать им отдохнуть. Сказки читались в 21:00 ежедневно. На момент проведения семинара они стали выходить 2 раза в неделю. За этот период было прочитано 77 сказок.
Проект «Классная работа» (чтение артистами отрывков из произведений школьной классики) был придуман в помощь учителям. Эти аудиофрагменты были записаны театром давно, но оказались востребованными в период пандемии. Как отметили друзья театра из департамента образования, это очень помогло школам в работе. Читали Лескова, Чехова, стихи, прозу: так дети могли переключиться на другую подачу информации, а учителя в это время немного отдохнуть.
Рубрика в соцсетях «Блиц-интервью с артистом» – 6 вопросов и ответы на них – размещалась 3 раза в неделю. Вопросы были самими разными: от «Кем вы хотели быть в детстве?» до «Что является вашим источником вдохновения?»
Проект «Виртуальные подмостки» включил 3 спектакля, созданные в период пандемии. Рубрика «Театральная премудрость» предлагала угадать спектакли репертуара по цитатам, превращенным в гифки. А рубрика «Угадай артиста» – угадать актера театра по фотографии его глаз.
Целая программа мероприятий была организована ко Дню Победы, в их числе фестиваль «Послушайте! Недетская тема», который из-за смены формата приобрел всероссийский статус. Он включал в себя художественное чтение, рисунки, экспресс-рецензии на фильмы о войне. Театр также провел акцию «Письма с фронта» (чтение актерами писем фронтовиков –жителей города), совместную с музеем города.
Занятия детской театральной студии ТЮЗа «Арлекин» по сценической речи и актерскому мастерству, насколько позволил онлайн-формат, тоже были перенесены в интернет. Что очень важно, дети не ушли из студии. И даже принимали участие в различных онлайн-фестивалях.
Семейный клуб «Те-Арт», где мастерицы из художественно-бутафорского цеха проводят занятия после спектаклей, также ушли в онлайн-пространство. Его участники создавали элементы декораций и бутафорию из тех подручных средств, которые можно найти дома дома. Например, старинную бумагу для пиратской карты. Было проведено 8 занятий.
Подводя итоги, театр понял, что может работать в онлайн-формате, и что благодаря этой работе в период самоизоляции поддержал тонус своих артистов. А также увеличил посещаемость своих виртуальных площадок и число подписчиков. И, главное, сохранил аудиторию и привлек новую, ведь в закрытый город очень сложно попасть.
Директор Пензенского ТЮЗа Владимир Карпов принимал участие в семинаре РАМТа два года подряд и посетовал, что пандемия не дала осуществить новые проекты, которые можно было запустить благодаря знаниям, полученным на прошлом семинаре. И потому основной целью работы в изоляции было сохранить то, что театр приобрел за последние 3-4 года кропотливой работы по формированию зрительской аудитории, начатой буквально с нуля. У сотрудников театра не было возможность попасть в помещение ТЮЗа, сделать профессиональные записи и потому все создавалось при использовании доступных средств.
Первый проект родился почти случайно. Сам Владимир, будучи отцом двоих маленьких детей, в День детской книги начал читать стихи Агнии Барто, записывать и выкладывать их в интернет. Ему тут же позвонили из местной телекомпании и предложили сделать совместную программу. Так артисты театра начали записывать чтение отрывков детских книг, которые транслировались на ТВ каждое утро. Проект, который назвали «Лучше дома», выходил с 7 апреля по 30 июня.
Цикл «Пушкин жив», посвященный дню рождения поэта, включил в себя чтение актерами произведений поэта наизусть. С 19 мая по 6 июня было размещено 20 видео. Местная ГТРК посвятила проекту радиопрограмму.
Онлайн-проект «Слова, рожденные войной», посвященный 75-летию Победы, впоследствии превратился в офлайн-постановку, ведь госзадание театру выпуска 4-х спектаклей в сезон, никто не отменил. По выходу из самоизоляции все, что было выучено и отрепетировано онлайн, собрали в музыкально-поэтический спектакль о войне.
Основной трудностью была необходимость отчитаться перед городом за проделанную работу, чтобы получить зарплату (доказав, что сотрудники театра не сидели дома ничего не делая), а также уговорить артистов участвовать в онлайн-проектах, страшно испугавшихся этого. Все не только удалось. В результате получилось и сохранить своего зрителя, и сделать так, чтобы о театре узнала новая аудитория.
Архангельский молодежный театр В.П. Панова, о работе которого рассказала помощник художественного руководителя по организации зрителя Татьяна Фролова, не имеет в штате режиссера-постановщика. Все они приглашенные, и поэтому спектакли, вышедшие в период пандемии, были выпущены актером театра, студента режиссерской мастерской в ГИТИСе Филиппом Шкаевым. Это были онлайн-постановки «Изоляция» по повести Дефо «Дневник чумного города» и «Лохань. Видеозапись», премьера которых состоялась в группе театра во ВКонтакте 1 апреля и 21 мая (22 тысячи и 4,5 тысячи просмотров).
В первые же дни карантина театр предложил участникам группы подписаться на рассылку, которую осуществлял еженедельно, отправляя ссылки на онлайн-трансляции архивных спектаклей и концертов. С 24 марта 6 июня было осуществлено 26 трансляций с общим количеством 78552 просмотра.
Одной из постоянных рубрик стала «Артисты на карантине», в которой актеры театра (и не только) рассказывали о своих увлечениях и о том, как проводят свою изоляцию, пели, показывали фокусы, записывали подкасты.
Артисты Молодежного – невероятно музыкальны, в театре два музыкальных коллектива: группы «Провинциальные меха» и «Пара ласковых», которые регулярно выходили в эфир со своими композициями и песнями из спектаклей. А однажды дали онлайн-концерт.
К юбилею Великой Отечественной войны осуществили документальный проект «Ах, война, что ты сделала подлая», где рассказали об истории своих семей, прошедших войну, а также показали репертуарный спектакль «У войны не женское лицо» и архивный спектакль-концерт, основанный на песнях и стихах войны.
Артист и автор творческих проектов Хабаровского ТЮЗа Петр Нестеренко присоединился к реплике одного из участников семинара «было трудно». Однако у ТЮЗа не было ни одного «датского» проекта, что связано с особой атмосферой и творческой позицией театра.
«Голос театра», проект актера Михаила Тычинина – воссоздание эксперимента, который был проведен в 1969 году в Хабаровском ТЮЗе Олвином Люсьером «Способ демонстрации резонансных частот любого закрытого пространства». Он рассказывает о том, что театр впитал звуки голосов всех, кто когда-то здесь бывал или работал. И представляет из себя запись голосов артистов в разных пространствах театра и их многократную (до 30 раз) перезапись. В конечной записи остаются частоты, которые мы поначалу не слышим, но которые так или иначе связаны с этим пространством.
Помимо демонстрации архивных спектаклей, ТЮЗ и непосредственно сам Петр проводил онлайн-обсуждение этих спектаклей, в которых принимали участие артисты и режиссеры. Ему показалось очень важным, что они могли порефлексировать, понять, в каком месте находятся по отношению к постановкам, в которых когда-то играли, как изменились.
Проект «Поем колыбельные песни» (10 колыбельных, исполненных актерами ТЮЗа) нашел наибольший отклик у зрителей, к тому же в мае-июне, когда он был осуществлен, все немного устали от больших онлайн-проектов.
Проект «Мы думаем о вас!» художника Павла Оглуздина – это нарисованная вместе с артистами на парковке за театром большая свеча, которую видно из окон близстоящих зданий. Ее создатели стараются не давать ей определений, но для них она символ единения со зрителем и думой о каждом.
ТЮЗ принял участие и в общероссийской акции «Помоги врачам», рассказывая об опыте хабаровских медиков.
Самым масштабным проектом на карантине стал проведенный в онлайн-формате Пятый фестиваль-лаборатория актуальных текстов «Наша тема». В нем, помимо актеров, обычно принимают участие молодые режиссеры самого ТЮЗа, а также приглашенные, от которых на этот раз поступило порядка 50 заявок.
Фестиваль начался с обращения к зрителям присылать актуальные тексты, созвучные сегодняшнему дню, аргументируя, почему данный текст необходимо поставить именно этому театру (по итогам фестиваля у него есть шанс попасть в репертуарную афишу).
Были отобраны 35 текстов, из которых завлитом театра Анной Шавгаровой сформированы 4 блока, включающие тексты разных жанров. Вся творческая часть театра разделилась на 4 команды по 7 человек для последующих читок. Каждый блок прочитывался за 5 дней, затем следовало обсуждение и голосование за тексты. По итогам осталось всего 4 – и каждой группе выдано по тексту.
Далее команды встретились друг с другом попарно (прямая трансляция в группе театра в ВК) для участия в баттле и покаже 10-минутного буктрейлера-эскиза, передающего ощущение командой текста. По итогам зрительского голосования в фестивале победил «Acts of goodness» Маттиаса Андерсона, по которому всем командам (даже той, которая с ним уже работала) было предложено сделать видеоэскиз – заявку на спектакль, из которых зрителями снова выбирался лучший.
В заключении фестиваля была также проведена открытая онлайн-встреча с театроведом Кристиной Матвиенко, на которой ее участники пытались понять, почему именно эти 4 текста вышли в финал.
Петр отметил невероятную полезность фестиваля и для театра (сотрудники которого обычно так много не читают и не находятся в таком тесном взаимодействии друг с другом), и для зрителей, которые предлагали тексты, голосовали за лучший, выбирали понравившийся эскиз. А также был опечален, что на читки собиралось не более 70 человек (до 80 в финале), но понимал, что все очень устали от онлайна. Однако фестиваль показал взаимный интерес зрителя и театра и возможность контакта даже в таком формате. А также острую необходимость в маркетологе, специализирующемся в театральной области, разбирающемся в механизмах взаимодействия со зрителями.
Директор Уфимского ТЮЗа Ольга Мусина вступила в должность в период пандемии, когда коллектив был распущен по домам, а в театре полностью отсутствовал отдел маркетинга и специалист по SMM и рекламе. Однако ею были точно поставлены цели: сделать театр – не самый популярный в городе – известным при помощи онлайна.
За этот период ТЮЗ разработал новый логотип, нашел SMM-щика и специалиста по работе со зрителями. Объединился с учителями начальных классов, тоже не готовыми к переходу на дистант и приславшими театру ряд произведений, которые проходят сегодня школьники. Артисты принялись читать фрагменты и выпускали в первое время по 2 чтецких поста в день. Проект назвали «В помощь учителю» и со временем сделали публикации менее частыми, но более качественными.
Любопытный проект – онлайн-шоу «Актерская кухня» – осуществили в Instagram’е. Актер ТЮЗа вызывал на поединок актера другого театра, тем самым завоевывая и межтеатральное пространство. Вопросы друг другу касались информации о театрах-участниках (например, «Сколько мест в зале?» или «Сколько сезонов существует театр?»), а дело происходило на настоящей кухне. Допускавший ошибку должен был выполнить шуточное задание, например, съесть ложку горчицы, откусить лимон или порезать лук и при этом рассказать анекдот. Проект оказался очень популярным у зрителей. 6 эфиров увеличили количество просмотров контента театра на 40%.
Таким же востребованным оказался проект «ТЮЗ в коротких штанишках», в котором артисты размещали свои детские фотографии и рассказывали о своей жизни.
Кроме того, актеры проводили онлайн «ТЮЗ-зарядку» и пели колыбельные на ночь. Фактически зрители театра просыпались и засыпали вместе с любимым театром.
Тверской ТЮЗ представляла на семинаре заместитель директора по творческим вопросам Анна Брусова. Анна рассказала, что Тверь – не очень театральный город и, когда 5 лет назад в театре появился отдел по развитию, он целенаправленно начал завоевывать свою публику.
Тверской ТЮЗ – театр проектный, который приглашает постановочные команды, прежде всего, из Петербурга и Москвы, и часто участвует в фестивалях. Именно поэтому все его спектакли последних 7-8 лет профессионально записаны на пленку и театр имел возможность делать трансляции архивных спектаклей и текущего репертуара хорошего качества. Во время эфиров в чате трансляций актеры театра отвечали на вопросы и комментировали обращения зрителей.
Начало было стихийным, но затем онлайн-проекты были систематизированы и ТЮЗ оказался самым активным из театров города: выпускал по 2 поста в день всю весну и почти все лето, а зрители ждали постоянных рубрик. В проекте «ТЮЗ онлайн» вышло более 200 часов аудио- и видеоконтента.
Одна из наиболее интересных его составляющих – это читка рассказа Марии Парр «Корона – это мячик с шипами», написанного в начале пандемии и прочитанного впервые артистами ТЮЗа с разрешения издательства «Самокат» (позволившего сопроводить запись иллюстрациями из книги).
«Прогулки по ТЮЗу» – миниэкскурсии актеров по театру. «Сказки нашего театра» – актерские читки сказок, в которых приняли активное участие порядка 20 артистов.
Также театр запустил несколько флешмобов. Среди них «Люди помнят о войне» – к 75-летию Победы: читали стихи и прозу, связанные с войной, рассказывали истории воевавших родственников. К нему не без помощи ТЮЗа подключились медийные люди города, СМИ. Затем идею подхватили и другие театры.
Когда правительство города увидело активность ТЮЗа, то предложило ему реализовать еще один флешмоб «Классики рекомендуют: оставайтесь дома», в котором артисты читали фрагменты литературных произведений о доме.
Одна из актрис театра дала мастер-класс по сценречи, две другие под руководством тренера – мастер-класс «Дано тело – пусти его в дело», показывая полезные на карантине физические упражнения. А бутафор Анастасия организовала «Мастерскую дома» – вместе с маленькой дочкой Анны делала различные игрушки для детей своими руками, что транслировалось онлайн.
Уникальным оказался проект «Доставка сказок», когда артисты ТЮЗа индивидуально звонили детям, проходившим лечение в Тверской областной детской больнице, и читали им сказки по телефону. А когда поняли, что желающих больше, обеспечили несколько отделений больницы портативными колонками и сказку слушала вся палата.
Совместно с СТД театр провел «Школу театрального блогера», пригласив для этого театроведа Оксану Кушляеву. Группа из 15 человек (из которых до конца дошли 8), молодые люди и девушки, являющиеся блогерами в Твери, пишущие посты или получающие профессию, связанную с театром, смотрели онлайн спектакли, писали небольшие рецензии, обсуждали их со специалистом.
По итогам онлайн-работы количество участников группы театра во ВКонтакте выросло на 18-19%, в Instagram’е – на 82%.
Крымский ТЮЗ, о работе которого рассказала руководитель литературно-драматической части Наталья Ивацик, – фактически новый игрок на театральной карте России. Ему почти 30 лет, но до недавнего времени он работал как театр «Золотой ключик», в котором играли дети. По словам Натальи, практически весь город вырос в этом театре, посещая его творческие студии. Параллельно в нем существовала взрослая труппа, и в прошлом году он получил статус государственного ТЮЗа.
Театр сохранил студии актерского мастерства и прикладного искусства. А также продолжает проводить международный фестиваль «Земля. Театр. Дети», к участию в котором приглашает теперь и профессиональные театры.
В июне-июле ТЮЗу разрешили играть на улице и на уличных площадках, а в сентябре он провел лабораторию Лабораторию Театра Наций, которая дала ему внутреннюю энергию для дальнейшей работы.
Не останавливаясь на очевидных видах онлайн-деятельности, Наталья отметила самые интересные и не похожие на проекты других театров.
Объявив акцию «Звезда Победы», ТЮЗ призвал своих зрителей вырезать звездочки, написать на них пожелания в связи с годовщиной Победы и приклеить на свое окошко. Статистика была неплохой, тем более что было непросто заставить людей сделать что-то вне гаджетов.
На момент начала периода самоизоляции, у театра уже была группа, плотно работавшая с местным телевидением, поэтому видеоконтент просто продолжили наполнять. И их первым изоляционным проектом стал документальный фильм о ветеране войны, жителе Евпатории Александре Касаткине.
Также видеоцех, который к каждой премьере снимал небольшие фильмы о создании спектакля, подготовил фильм-бродилку о жизни и устройстве театра. А еще фильм художественного руководителя Андрея Пермякова об одном из основателей театра и его отце Олеге Пермякове, много сделавшем для города – и потому известном и интересном горожанам человеке.
В целом ТЮЗ провел порядка 60 онлайн-мероприятий и привлек более 21 тысячи зрителей.
В период пандемии Няганский ТЮЗ прославился одним из своих проектов на всю Россию. О нем и других онлайн-инициативах театра рассказала актриса и заведующая труппой Ксения Мусина.
20 марта в день выхода указа Президента о приостановке спектаклей в буфете Няганского ТЮЗа собралась дирекция театра, быстро «набросала» план работы, а через час собрала труппу и устроила 6-часовой мозговой штурм. На 7-й час к ним присоединилась дружественная театру учитель литературы, и именно тогда родилась идея проекта «#няганьтюзуроки».
Но первым запустили «Сказки в маске», где артисты театра, его дирекция, администраторы и даже технический персонал в масках, выполненных пошивочным цехом ТЮЗа, читали сказки: либо издательства «Самокат», которое разрешает их публично читать, или русские народные, потому что авторские права – немаловажная для театра тема.
К 75-летию Победы осуществили проект «Спасибо, я живу», в котором артисты и сотрудники театра рассказывали истории своих воевавших бабушек и дедушек. Он тоже был кассовым и транслировался на югорском телевидении.
У театра есть замечательный проект «Видеоблог на жестовом языке», где актриса Мария Васильева учит жестовому языку для глухонемых, а в период пандемии даже читала сказки на жестовом языке. Этот проект также пошел в гору, потому что он социальный и неожиданный.
Когда театр вступил в пандемию, за неделю перед уходом на полную самоизоляцию, его сотрудники попытались отснять все, что можно, в пространстве театра. А как только узнали, что на следующий день не будет возможности прийти на работу, артисты разобрали по домам ширмы, кулисы, элементы костюмов, парики. И так как в ТЮЗе 80% его сотрудников – семейные пары, работать дома и реализовывать главный проект «#няганьтюзуроки» было намного проще. Теперь о нем подробнее.
Школам, перешедшим на дистанционное образование, актеры предложили творческую помощь – разрабатывать уроки литературы. Они транслировались в сообществе театра во ВКонтакте. К ним вела специальная ссылка на сайте театра.
Целями проекта стали: поддержание интереса и приобщение учеников к литературе посредством театрального искусства.
Создавали уроки, придерживаясь алгоритма: соответствие школьной программе, совпадение по срокам с прохождением темы. Каждой актерской семье было выдано свое произведение и обозначен срок.
Мотивировали детей конкурсами и призами победителям: дипломами, которыми было можно дополнить свое портфолио, фирменными масками, значками, футболками и другими сувенирами с символикой театра.
Каждому автору было посвящено по 2-3-4 урока. Начинался блок со знакомства с писателем, причем для 7-11-х классов еще и объявлялся конкурс на самый интересный факт о нем. Сам урок состоял из чтения фрагментов произведений и его анализа.
Помимо этого, каждый урок включал еще один из конкурсов: выучить стихотворение, записать видео, нарисовать рисунок по рассказу, на заданную тему или сделать косплей героя произведения.
Уроки ТЮЗа кардинально отличались от тех, что проводят учителя и были так интересны, что сами сотрудники театра ждали, что сделает очередная творческая команда.
За апрель-октябрь театр выпустил 22 урока, которые набрали 83507 просмотров, участие в конкурсах приняли 935 школьников из разных городов России. Победителями стали 130 человек.
Завершила программу выступлений начальник отдела маркетинга Ростовского-на-Дону академического молодежного театра Ксения Саркисян.
Первым проектом театра стали прямые эфиры артистов в группе РАМТа в Instagram’е, которые многие из них проводили с большим желанием.
После него осуществили проект – «За одной партой с Молодежным», где актеры читали отрывки произведений из русской классики. Ссылки на рубрику рассылались по родительским чатам. В ответ на проект театр получил массу благодарностей от родителей.
В рубрике «Поем вместе с Молодежным» в соцсетях театра выкладывались музыкальные фрагменты спектаклей «Бумбараш», «Зойкина квартира», «Собаки-якудза» и тексты исполняемых песен. Затем предлагалось в прямом эфире Instagram’а разучить эти песни вместе с одним из артистов. А желающим, воспользовавшись предложенной минусовой фонограммой, записать собственную версию и прислать в театр. Видеоклипы с общим хором выкладывались на интернет-ресурсах РАМТа.
Для проекта к 75-летию Победы «Улицы памяти» завлит театра подобрал информацию о героях, именем которых названы улицы, их было порядка 40. И артисты за 3-4 минуты рассказывали о подвигах этих людей. Проект проводился совместно с «Авторадио», в день выходило по 2-3 выпуска в соцсетях ВКонтакте.
Закрытие сезона тоже провели в онлайн-формате и получили много теплых слов от зрителей. За период пандемии на интернет-площадках театра был заметный прирост подписчиков, и сейчас театр задается вопросом, какие из проектов стоит продолжать и после выхода в офлайн.
Семинар завершился круглым столом, на котором были отмечены положительные моменты периода самоизоляции. Так Ксения Мусина из Нягани, восхитилась работой своих коллег: «Я увидела, как театр может перестроиться в любой ситуации и не подозревала, что мы так мобильны». Екатерина Омецинская из Санкт-Петербурга – своими новыми знакомствами на семинаре: «Оказывается, что есть люди, которые любят работать, придумывать и воплощать». Владимир Карпов из Пензы вдохновился полученным опытом: «Если перейдем на дистант, обязательно утащу у коллег все, что касается работы со школами, и подход к онлайн-проектам будет более осознанный». Маргарита Ялтанец из Красноярска порадовалась объединению людей во время пандемии: «Возникло много коллабораций, люди перестали бояться партнерствовать». Петр Нестеренко из Хабаровска поделился, что для него до сих пор остается открытым вопрос, как в период онлайна обеспечить человеческое взаимодействие и при этом сохранить лицо театра, потому что выкладываемый в сети контент – это не театр.
На реплику Светланы Позолотиной из Туапсе о слабой материальной базе театра и о том, что дети учили своих родителей монтировать ролики, Наталья Ивацик из Евпатории ответила, что у всех театров разный опыт, который зависит от конкретных условий и что доступ к ресурсам действительно многое определяет. А Никита Плеханов из Челябинска высказал мнение, что переводить всю работу театра в онлайн – тупиковый путь, это совсем другая сфера деятельности: новый контент, но временные проекты. «Мы будем делать в сети спецпроекты для онлайна, чтобы приучать или искать нового зрителя, – отметил он. – И те, кто обращает на это внимание сейчас, будут успешны в будущем».
В силу ограничительных мер в этом году театр смог принять небольшое количество участников, но, тем не менее, охватил самые разные регионы. В РАМТе побывали 23 специалиста российских театров и учреждений культуры из 19 городов: Архангельска, Дербента, Евпатории, Заречного, Казани, Красноярска, Махачкалы, Москвы, Нягани, Пензы, Прокопьевска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Сухума, Твери, Туапсе, Уфы, Хабаровска, Челябинска.
В рамках семинара были выпущены два новых сборника методических рекомендаций серии «Педагогам театров для детей и молодежи» (издания серии выпускаются РАМТом ежегодно): Спецпроекты театра» (из опыта Челябинского Молодежного театра) и «Развивающие театральные игры в помощь учителю и педагогу театра» (из опыта работы РАМТа). На сегодняшний день театром выпущено 14 сборников, распространяемых среди специалистов театров бесплатно.
Подготовила Ольга Бигильдинская
Фотографии Марии Моисеевой



.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)
.jpg)