Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Цель работы театрального педагога – качественный зритель

В РАМТе прошел VI Всероссийский семинар по работе со зрителями

30.11.2019

С 13 по 15 ноября в Российском академическом молодежном театре состоялся VI Всероссийский семинар по работе со зрителями. В 2014-м он стартовал в Молодежном как один из проектов президентской программы методической поддержки российских ТЮЗов под эгидой РАМТа. Потом, проходя ежегодно, прокатился по городам России, побывав в Перми и Новосибирске, Санкт-Петербурге и Казани, а в Год театра РАМТ снова решил собрать коллег под своей крышей. 38 театров из городов России и стран СНГ: от Минска до Хабаровска и от Астрахани до Алматы, 12 московских театров, включая РАМТ, и в итоге более 70 человек приняли участие в семинаре. Основными его темами стали «Театр – школе» и «Новые формы работы со зрителями в театре».

 

День первый

Многие участники знают друг друга уже не один год, поэтому атмосфера в Черной комнате стоит дружественная и теплая. Еще и потому, что принимают семинар здесь всей командой. Задает тон – слишком формально называть это выступлением – встреча директора театра Софьи Апфельбаум с участниками. Почти ровно в 10:00 она открывает семинар. Говорит о том, как рождалась его идея и как растет его аудитория с каждым годом. Значит, делаем правильное дело.

Об истории возникновения педагогической работы в театре еще времен Наталии Сац, о продолжении традиций работы со зрителями и современных зрительских проектах РАМТа рассказала руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями Ольга Бигильдинская, дав старт своеобразному фестивалю идей. Сам РАМТ сегодня может похвастаться целой системой работы со зрителями – в нем есть проекты для театралов всех возрастов: «Семейный клуб» с занятиями после спектакля для малышей, их мам и пап, бабушек и дедушек; клуб «Театральный словарь», знакомящий с историей и профессиями театра подростков и их родителей; клуб «Премьера» с обсуждениями спектаклей и Молодежный образовательный проект «ТЕАТР+» с мероприятиями самых разных форматов для старшеклассников, студентов и взрослых. И даже две профориентированные программы – «Пресс-клуб», в котором студенты постигают азы театральной журналистики, и «Учительский клуб», где педагоги узнают разные формы обсуждения спектакля и театральные технологии для применения их на уроках, чтобы использовать их в своей работе.

А еще РАМТ является методическим центром по объединению опыта работы с театральными зрителями. И для выполнения этой задачи в том же самом 2014 году начал выпускать серию методических рекомендаций «Педагогам театров для детей и молодежи», в которой выходят разработки специалистов РАМТа, а также их коллег из других театров. Сегодня в серии уже 12 книжек, две последние из которых – «Театральные технологии в помощь учителю. Естественные науки» и «Театральные технологии в помощь учителю. Гуманитарные науки: история, русский язык» – представила ее автор, режиссер-педагог РАМТа Алла Лисицина. В своем мастер-классе она показала несколько театральных игр, которые можно применить в учебном процессе. Например, как показать химические реакции замещения, соединения и разложения, разыграв небольшие сценки. Разработки Аллы Евгеньевны первыми имеют счастье узнавать участники «Учительского клуба» РАМТа.

Важно отметить то, что работа со зрителями в театре (как и семинар, этому посвященный) возможна только тогда, когда в этом видит необходимость руководство. В РАМТе с этим не просто нет проблем. Его художественный руководитель Алексей Владимирович Бородин, зашедший поприветствовать участников семинара, рассказал о том, что как только принял руководство своим первым театром – Кировским ТЮЗом – понял, что такая работа – первейшая необходимость. Большую часть директоров школ города он знал по имени, и именно тогда начался его настоящий открытый диалог со зрителями, которого он придерживается и по сей день.

Затем последовал ряд презентаций проектов, представляющих сотрудничество театра и школы. И продолжила его один из основных спикеров семинара – руководитель литературно-драматической части Саратовского ТЮЗа им. Ю.П.Киселева Анастасия Колесникова. По-настоящему активная работа с педагогами здесь началась, когда театр стал сотрудничать с Саратовским областным институтом развития образования. Совместными усилиями была создана программа внеурочной деятельности «Театральное искусство в культуре России», предложенная преподавателям на курсах повышения квалификации «Театральная педагогика в образовательных организациях». Эти курсы проводятся на базе ТЮЗа и СОИРО. Первый тираж программы оказался востребованным и уже закончился.

Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» ведет множество проектов: проводит квесты, экскурсии, обсуждения, квизы. Об этом разнообразии и масштабах работы со зрителями рассказала заместитель директора по творческим вопросам театра Инна Кремер. Поначалу программы театра были информационными, но сегодня Инна и ее коллеги считают, что театр должен быть интегратором. Зритель не всегда понимает язык современной режиссуры, и потому театру необходим разговор с публикой. И – не зависимо от ее возраста – он должен проходить в игровой форме.

Новосибирский «Глобус» отличается тем, что привлекает в театр уникальных специалистов. Так нынешний руководитель отдела творческих проектов Михаил Моисеев специализируется на разработке интеллектуальных игр. Благодаря ему, сегодня зрители Молодежного театра имеют возможность купить билет на некоторые спектакли, после которых им будет предложена командная игра по теме увиденной постановки. Фаворитом у участников семинара стала карточная командная игра «ДуэлиУм», которая предлагает командам посоревноваться в загадывании и разгадывании конкретных (например, «марионетка») или абстрактных (например, «роль») понятий. Ценность игр в пространстве театра, по мнению Михаила, состоит в том, чтобы помочь зрителю осмыслить спектакль через игровую механику.

Заместитель директора по организации зрителя Алтайского государственного театра для детей и молодежи Надежда Горн рассказала о проведении театром читок «Разборки с автором», которые проходят на маленькой сцене или в школах и в рамках которых артисты театра уже читают детям тексты Гоголя, Чехова, Лермонтова.

Волгоградский ТЮЗ пытается вести диалог со школами, предлагая завучам включать в учебный план посещение спектаклей театра по будням. Кроме того, театр предлагает своим зрителям проект «Интеллектуальные среды», которые включают в себя лекции и обсуждения репертуарных спектаклей, и приглашает к участию в них старшеклассников, студентов и взрослых зрители. А также имеет театральную студию, ученики которой привлекаются и в спектакли театра. Об этом рассказала заместитель директора по организации зрителей Татьяна Фофанова.

Вокальная, хореографическая и актерская студии существуют и при Иркутском ТЮЗе им. А.Вампилова, и их участники нередко выходят на большую сцену театра, вливаясь в спектакли. С этими и другими формами работы коллег познакомила заместитель директора по работе со зрителем Вера Сулименко. В частности, с совместным с Департаментом образования проектом «Театр+школа» (в рамках которого проходят экскурсии, встречи с актерами, мастер-классы для подготовленных заранее школьников), проектом «Родительский университет» (разговоры о детской психологии после спектакля), семейной программой «Возьмемся за руки, друзья», работой с активом театра, первым зрителям которого сегодня по 70-80 лет.

Интересно, что к семинару присоединяются и театры закрытых городов, для которых чрезвычайно важно общение с профессиональным сообществом за границами своего города. Так Новоуральский театр в лице руководителя литературно-драматургической части и педагога Елены Карповой представил проект «Город Сказ», существующий в театре уже 11 лет. Благодаря ему и его абонементной системе удается привлекать школьников в театр и сделать его посещение регулярным. Кроме просмотра спектакля, в проект входят встречи с его создателями, рассказ о системе кукол, экскурсии в художественные мастерские, а с малышами – за ширму. Для первоклассников здесь проводятся беседы-игры «Как стать зрителем». А тематике творческих конкурсов можно позавидовать: «Оригинальная елочная игрушка», «Кукла-перчатка», «Пальчиковая кукла», «Театральная маска», «Театральный занавес».

В Санкт-Петербургском государственном детском музыкальном театре «Зазеркалье», помимо системы абонементов на спектакли и арт-клуба юных петербуржцев «Три апельсина», в Год театра стало возможным сделать общедоступными для школьников регулярные занятия, на которых они узнают о природе театрального искусства. «Все мы объединены одной целью – вовлечь детей в культуру, и сделать их посещение театра осознанным», – отметила в своем выступлении заведующая педагогической частью Виктория Вишневская.

Театральная педагогика только начинает свое развитие в Севастопольском ТЮЗе. Его главный администратор Марина Джусь рассказала о не так давно существующем в театре проекте «Школьный день» – пятничных просмотрах спектакля школьниками и диалоге с ними после спектакля. Начиная с ответов на вопросы о лавочке и веточках в декорациях, они часто переходят к разговору о душе.
Для учителей здесь устраиваются закрытые показы, на которых они вместе с психологами обсуждают особенности восприятия театра детьми.
В этом сезоне театром был придуман «Бал первоклашек», на котором около 100 учеников из трех разных школ станцевали вальс вместе с актерами театра, разучив прямо перед этим необходимые в танце движения.

Завершился первый день семинара просмотром спектакля «Манюня» по книге Наринэ Абгарян.

День второй

Занятие после просмотра «Манюни» на следующее утро провела Алла Лисицина. Честно говоря, занятие это было абсолютно новым – только-только разработанным для занятий «Семейного клуба» РАМТа, и фактически апробированным на участниках семинара. Результат этой апробации дал хороший стимул поскорее внести спектакль в абонемент клуба. Взрослые с удовольствием обсуждали, семейный ли это спектакль и нужно ли детям что-то в нем разъяснять, могла ли быть у Манюни другая подруга и как нужно вести себя, если ребенок стоит на краю пропасти. И глядя на то, как это делали взрослые, можно представить с каким энтузиазмом дети будут называть вкусы и запахи спектакля, а также его цвета, определяя его национальный армянский колорит.

И еще небольшая презентация РАМТа – Ольга Бигильдинская рассказала о двух изданиях, выпускающихся при участии зрителей театра: интернет-газете «РАМТограф», которую делает студенческий Пресс-клуб и которая в начале этого сезона была выпущен в виде бумажного дайджеста, и серии журналов для детей «Рамтик» с заданиями, ребусами и загадками к детским спектаклям, в издании которых часто используются рисунки участников зрительских клубов.

Высокую планку и новый взгляд на проектную работу со зрителями предложил еще один основной докладчик семинара – начальник отдела маркетинга Челябинского молодежного театра Никита Плеханов. Опираясь на исследования Геннадия Дадамяна, проводившиеся в Челябинском камерном театре, он говорил о необходимости измерения «температуры театра», о том, что, если доля зрителя увеличивается, значит, театр работает эффективно. Премьеры в Челябинске, по словам Никиты, не информационный повод – внимание привлекает только что-то особенное. Проекты, проведенные им за пять лет работы в Молодежном, были призваны увеличивать приток зрителя театра за счет введения традиции проведения спецпроектов и других активностей. В их число входила «Лаборатория молодежного театра», представляющая из себя комплекс мероприятий перед премьерным спектаклем и включающая – в зависимости от постановки – актерские читки ставящейся пьесы или других пьес автора, мастер-классы, презентации художественного оформления, выставки работ художника спектакля, открытые репетиции, генеральные прогоны, лекции и другие события.
Помимо этого, придумывались проекты с участием приглашенных звезд: молодых режиссеров и современных авторов. Одним из таких мероприятий стала презентация книги театроведа Павла Руднева «Драма памяти» с его участием, которое провели на закрытие позапрошлого сезона. Она сопровождалась перформансом, на котором сидящие на ступенях театра артисты читали отрывки из описываемых в книге пьес. Специальные проекты в Молодежном – всегда свободное и очень живое творчество.

Интересные программы для зрителей представил Северский театр для детей и юношества. Здесь придумали проводить конкурс творческих работ для учащихся художественной школы на лучшую афишу к спектаклю. Конкурс завершается большой выставкой в фойе театра. И еще одно полезное для детских театров начинание: выпускать программки-раскраски вместо обычных. В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями здесь реализуется проект «Классный театр» – выезды в школы со спектаклями по учебной программе. Об этом рассказала главный администратор театра Инна Непомнящая.

Помимо зрительского отдела, в Костромском театре кукол проекты для зрителей ведет завлит – театровед Ирина Пекарская. Основное направление ее работы – читки. В рамках созданного ею центра-читальни «Островская, 5» проходят читки современной драматургии, видеопоказы и лекции, которые привлекают в театр так необходимого ему взрослого зрителя.

Назревшая необходимость реорганизации зрительского отдела в Томском ТЮЗе привела к созданию отдела маркетинга и совершенно новым зрительским проектам. Томск – город молодежный, и поэтому неудивительно, что новая жизнь в нем началась с приходом в него молодых артистов. Именно они принесли в театр интерес к современной драматургии, которой до них здесь никто не занимался. Придуманный актерами театральный проект «Дыши свободно» вылился в эскизные зарисовки в разных пространствах театра. А драматическая мастерская под руководством Михаила Дурненкова объединила его учеников и обычных зрителей за написанием пьесы, которая впоследствии была поставлена на сцене театра. Интересно, что этот проект оказался не слишком востребованным публикой, а вот «Чайка» Чехова привела в театр молодежную аудиторию и стала визитной карточкой ТЮЗа. Более того, по заданию режиссера актеры этого спектакля создали инстаграм-аккаунты для своих персонажей, что, конечно, очень интересно молодому поколению зрителей и продолжает привлекать к ним внимание, работая за пределами самого спектакля. «Все эти творческие экзерсисы возможны только в любви с труппой и одном видении, куда мы движемся, – очень точно подметила замдиректора по развитию Елена Бурова. – Все рождается в коммуникации внутри театра».

Проект «Сталкер» Тульского ТЮЗа также призван привлечь в театр молодежь. Посетители его репертуарных спектаклей – в основном, школьники и иностранцы. И потому читки современной пьесы, встреча с молодым актером, поэтом и композитором, даже читка пушкинского «Евгения Онегина» – вызывают интерес молодежной аудитории к ТЮЗу, который предлагает ей новый формат общения. Об этом рассказала руководитель литературно-драматической части Светлана Ромашина.

Грандиозный проект по созданию драматургических текстов зрителями прошел в Уфимском ТЮЗе. Его представила художественный руководитель театра Полина Шабаева. «Драмквадратик», придуманный Центром драматургии и режиссуры Республики Башкортостан, был реализован на площадке театра юного зрителя. Его участники – подростки – придумывали истории и защищали свою художественную идею. Лучшие из них приняли участие в актерских читках, а потом увидели, как их идеи были воплощены на сцене. Так была создана образовательная платформа, позволяющая молодым творческим ребятам познать природу театра изнутри, являясь участником процесса.

Об очень плодотворном проекте, задумывавшемся краткосрочным, но растянувшимся на сезон, стал «Курс театрального блогера», организованного Хабаровским ТЮЗом. Участников проекта – которых было 25 человек – выбирали не по возрасту или образованию, главным был только интерес к театру. Начали с заданий по освещению Фестиваля актуальных текстов, закончили занятиями, лекциями по истории и теории театра и, конечно, регулярным освещением деятельности ТЮЗа в своих соцсетях. О проекте рассказала менеджер по связям с общественностью Наталья Ивацик. Ее выступление дополнила режиссер театра Ольга Подкорытова, представив свою авторскую лабораторию документальных спектаклей «Мясо», участники которой подростки.

В Казанском ТЮЗе в новом сезоне был запущен проект «Лучший театральный класс», придуманный Пермским ТЮЗом и представленный Аллой Гуриной на прошлогоднем семинаре. Его победители получают потрясающий подарок – день самоуправления, на котором могут попробовать себя в качестве работников театрального закулисья. Педагог-организатор Дарья Хуртина также продолжает реализовывать свои зрительские программы: «Дискуссионный клуб» (обсуждение спектаклей старшеклассниками, итогом которых становится написание рецензий), инклюзивная лаборатория «Создавая театр» (для детей особенностями развития) и студия для подростков «Театралка». Также в прошлом сезоне театр в продолжение V Всероссийского семинара по работе со зрителями, прошедшего на его базе, организовал семинар с участием учителей, завучей по воспитательной работе и директоров школ, поднимающий вопросы сотрудничества.

Всегда показательны истории, кажущиеся поначалу безысходными. Начавший реконструкцию Рязанский театр для детей и молодежи «Театр на Соборной», лишившись на время стационарной площадки, получил прежнее госзадание и был вынужден подружиться со всеми школами города. «Теперь дружим, и у нас очередь», – рассказала художественный руководитель по работе со зрителями Елена Правкина. Театр также осуществляет сельские гастроли и знакомит с театром детей, которые ни разу в нем не были, преодолевая громадные расстояния: в Рязанской области 30 районов и до некоторых добираться дольше, чем до Москвы. А еще театр организовал творческие мастерские для трудных подростков, работа с которыми уже приносит свои плоды. «Когда мы их погрузили в ситуацию театра, они раскрылись и даже начали приводить своих дружков. Пусть трех-четырех мы приучили к театру, и они перестали хулиганить», – завершила рассказ о реабилитационных спектаклях с участием ребят Елена.

Тольяттинский ТЮЗ «Дилижанс» начинал как самодеятельный театр, но в 2012 году стал муниципальным. В задачи театра входит привлечение семейной аудитории – самой благодарной для профессионального театра. Проект «Театр+школа+семья» был предложен бывшим руководителем департамента культуры города, крепким семьянином, считавшим, что главное в этом проекте – сохранение семьи. Абонементы для совместного посещения театра с обсуждением спектаклем стали настоящим подарком жителям Тольятти. Ценность такого проекта, по словам одного из родителей, это возможность провести время с ребенком в творческой атмосфере театра, рассказала руководитель литературно-драматической части Елена Кабилова. Из уникальных проектов театра – многосерийный спектакль «Академия маленьких долгожителей»: интерактивные уроки для детей по правилам безопасности. А также экологический спектакль «Опасное путешествие пакета по свалке», который предложила к постановке группа компаний «ЭкоВоз» и даже оплатила часть декораций.

Куратор творческих проектов Одесского ТЮЗа Ирина Аверина рассказала о шести проектах, организованных и проводимых ею в Украине. Среди них – читки с приездом современных драматургов; зрительский клуб для детей и их педагогов, которые учатся смотреть спектакли (и не только в ТЮЗе); клуб завлитов и проект для фотографирующих зрителей «Театр в фотообъективе», давно вышедший за рамки города, ставший международным и даже путешествующий с экспозицией по театрам других городов и стран.

Заречный Пензенской области – закрытый город и потому у их ТЮЗа, как рассказал его директор Андрей Кучишкин, нет проблем со зрителями. Однако их развитием театр занимается. Из любопытных проектов – телепрограмма на местном ТВ «Пять минут вокруг театра», которую ведут персонажи тюзовских спектаклей. Они рассказывают о разных театральных понятиях, погружая зрителей в мир театра. А также студия «Артель», подразумевающая ежемесячные просмотры спектаклей, экскурсию и совместное семейное творчество в стенах театра.

В Архангельском театре кукол есть работающий долгие годы педагог Марина Владимировна Мельницкая, которую знают во многих театрах и которую в ее собственном театре называют «тетенька с колокольчиком» (в свое время зрители театра пугались обычного звонка и придумали колокольчик, с которым педагог каждый раз выходит к публике перед спектаклем). Ее проекту – семейному клубу «ТОЛК» (тайное общество любителей кукол) – 34 года. И вот уже 13 лет в театре проходят «Чтения за круглым столом», задумывавшиеся как проект для беременных, а потом к ним присоединились папы и теперь он абсолютно для всех. В проекте читаются обычные книги, а число прочитанных уже перевалило за 400 названий, рассказала педагог-организатор Александра Попова. А еще театр проводит театральные родительские собрания, где обсуждаются самые разные темы, касающиеся психологии ребенка, оказывающегося в различных жизненных ситуациях.

Второй день семинара закончился просмотром спектакля Алексея Бородина «Последние дни».

День третий

А вот третий день начался – нет, не с занятия по просмотренному накануне спектаклю, а с театральной викторины – квиза, придуманного пиар-отделом РАМТа и уже несколько раз проводившегося в театре для зрителей. Интеллектуальную игру для участников семинара провела специалист по связям с общественностью Мария Моисеева.

Завершили программу, представляющую опыт театров по работе со зрителями, еще два доклада. Художественный руководитель Пензенского ТЮЗа Владимир Карпов рассказал о спектакле «Юконский ворон», с инициативой создания которого выступило местное отделение Русского географического общества. В школах сегодня есть уроки краеведения, поэтому спектакль, основанный на эксклюзивном краеведческом материале, да еще и поставленный в приключенческом жанре, стал очень актуальным для Пензы и его жителей. Владимир отмечает, что для зрителя важна уникальность театрального продукта. Таким стал еще один условно краеведческий спектакль по стихам о любви пензенских поэтов «Экзамен на любовь».

Инициативу с краеведческим контентом представила и специалист отдела развития Пермского ТЮЗа Алла Гурина. Здесь придумали игру, основной легендой которой стала история предыдущей владелицы особняка, в котором сегодня располагается театр – купчихи-меценатки Елизаветы Ивановны Любимовой. Игра «В поисках рубинового браслета» отправляет ее участников искать по театру бусины браслета «с историей». Выполнившие все предложенные задания уносят с собой эксклюзивный подарок – собранный браслет. Игра была придумана с целью привести в театр новую аудиторию старшеклассников и создать им условия для интеллектуального развития.

Круглый стол

Закончился семинар традиционным круглым столом, на котором высказался почти каждый участник встречи и были обозначены проблемы и перспективы развития системы работы со зрителями в театрах для детей и молодежи.

Первая проблема, озвученная Денисом Новосельцевым, руководителем московского проекта «Школьная классика», состоит в том, что школьники часто не различают театр и кинотеатр: могут шуметь, есть, пользоваться мобильными телефонами во время спектакля.

Поддерживая тему, режиссер-постановщик Саровского драматического театра Антон Неробов рассказал об интересном опыте, о котором слышал от колллег – очень действенном обращении к детям перед спектаклем с просьбой «залезть в мамину сумочку и проверить, выключила ли она телефон». Ведь именно взрослые чаще нарушают правила театрального этикета.

Дарья Хуртина рассказала об идее внедрить онлайн-игру для зрителей Казанского ТЮЗа по этикету.

Светлана Ромашина предложила озвучивать со сцены просьбы не разговаривать и не есть. Тульский ТЮЗ активно применяет это на практике – и только в живом разговоре. Основная же проблема театра – отсутствие педчасти и необходимость педагогу совмещать работу на других должностях.

Завлит и актриса Нижегородского театра «Вера» Юлия Бакеева рассказала, что в театре также нет ставки педагога и они не знают, как его оформить.

«Нужно, чтобы директора на всех культурных форумах нами хвастались. И, может быть, нам всем вместе, объединившись, озвучить такую необходимость», – озвучила продуктивную мысль Анастасия Колесникова, указав на невозможность открыть в Саратовском ТЮЗе ставку педагога и на то, что ее нужно обязательно внедрять в систему.

«Необходим законодательный процесс, который разрешил бы педагогическую часть в театре иметь. Для многих театров сегодня важно, чтобы не обязанность, но возможность такая была», – подтвердила эту мысль Александра Никитина, заведующая педагогической частью (которой юридически тоже не существует) Московского областного ТЮЗа, а также сотрудник лаборатории социокультурных практик МГПУ. И рассказала, что в следующем году ее университет открывает очно-заочную магистратуру по подготовке театральных педагогов. Ведь не только отсутствие ставки, но и нехватка педагогов по работе со зрителями – важная проблема многих театров.

Полина Шабаева отметила, что не всегда дирекция понимает, зачем работать со зрителями и в основном поддерживает деятельность по повышению валового сбора спектакля. А также посоветовала выходить на крупные компании, которые развивают культурную среду города (так Уфимский ТЮЗ поддерживает телекоммуникационный оператор «Уфанет»). Они могли бы спонсировать организацию городских праздников с участием театра и финансировать гастрольные поездки.

Педагог Омского ТЮЗа Елена Сабитова снова озвучила проблему, когда администрация смотрит на педагога как на человека, напрямую влияющего на продажу билетов. И рассказала об интересном мероприятии, которое обеспечивает прямой выход на школьников. Это пресс-конференция театра, которая проводится 1 раз в сезон и на которую приходят по 1-2 представителя от школы. На ней ребята могут задать свои вопросы художественному руководителю и директору.

МХАТ им. М.Горького только начал работу с детским клубом, рассказал куратор проекта «Открытые сцены МХАТ» Олег Стребков. И уже записалось 100 человек желающих. Но пока в театре довольно сложно обстоит дело с утверждением чего-либо у руководства.

Марина Сергиенко, начальник по развитию и организации программ Тольяттинского драмтеатра «Колесо» рассказала, как при недостатке хороших фотографий спектаклей они объявили среди зрителей конкурс на лучшего театрального фотографа и таким образом обновили базу фото. Кроме того, победитель был приглашен штатным фотографом в театр. А для привлечения семейного зрителя была запущена акция «Подарок первокласснику». По промокоду, рассылаемому департаментом образования по школам, любой первоклашка мог получить билет на спектакль бесплатно, а родитель – покупал свой за деньги. Проект театр считает долгосрочным, рассчитанным не на продажи, а на приток нового зрителя, и его результаты ожидает увидеть не сразу.

Нижнетагильский молодежный театр закрывался на два года из-за скандала, и теперь школы отказываются приводить туда детей из-за его пострадавшей репутации, рассказала главный администратор Наталья Кунгурова. СМИ также создали театру информационный вакуум, и потому сегодня главная проблема, которой озабочен Молодежный театр – это привлечение зрителя.

Основная проблема санкт-петербургского «Зазеркалья» – нехватка помещений для занятий со зрителями. Но по мнению Виктории Вишневской, проводить встречи в стенах театра чрезвычайно важно – здесь начинает работать эффект присутствия.

После семинара в «Зазеркалье» в 2017 году Челябинский молодежный театр запустил Лабораторию юных зрителей и их родителей. И все же, по мнению Никиты Плеханова, важно возвести работу со зрителем в театре в систему.

Посещение театра подростками, по мнению Владимира Карпова, можно поощрять введением «Культурного дневника школьника». В дневник ребята могут вносить спектакли, посещенные ими за определенное время. И выступил за идею начисления дополнительных баллов к результатам ЕГЭ «самым культурным» школьникам. Также привлечь подростков может проект «Культурная суббота», в которой мог бы принять участие и театр. «На каждом городском формальном мероприятии мы рассказываем о себе», – рассказал Владимир.

«Хотелось бы, чтобы директора познакомились с термином "качественный зритель". Вы работаете как раз над этим», – обратился к остальным участникам семинара Андрей Кучишкин. Он считает, что точно такое же мероприятие нужно организовать для директоров театров, чтобы объяснять им важность педагогической работы по воспитанию качественного зрителя.

«Эта работа не про результат здесь и сейчас, это работа вглубь», – выразила свое мнение о работе театрального педагога Елена Бурова. Вопрос о конкретных людях, вокруг которых будет формироваться сообщество внутри театра. Большая проблема воспитать такого человека в провинции.

«Педагог театра – штучная профессия», – продолжила ее мысль Елена Дианова из Алматинского ТЮЗа им. Н.Сац.

«Очень ценно это наше театрально-педагогическое сообщество, – подвела черту разговору руководитель спецпроектов Московского театра им. А.С.Пушкина Ольга Шевнина. – Это место, где можно пройти профилактику эмоционального выгорания».

После семинара РАМТ получил очень много слов благодарности за новый заряд, за обогащение идеями, за то, что семинар и вправду дает воспрять духом и заразиться страстью продолжать свое дело, трудное, результаты которого видны не сразу, но очень благородное, потому что направлено на образование и воспитание человека искусством.

По итогам семинара руководство РАМТа обратилось в Правительство РФ с просьбой о включении в Единый квалификационный справочник должностей руководителей работников культуры, искусства и кинематографии должности «педагог театра юного зрителя, молодежного театра».

Ксения Варлыгина
Татьяна Стекольникова
Ольга Бигильдинская

Фото Марии Моисеевой

 

 

наверх