Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко»

Премьера спектакля «Родинки» в Белой комнате РАМТа

24.07.2025

You may say I'm a dreamer,
But I'm not the only one
I hope some day you'll join us
And the world will live as one
Джон Леннон, «Imagine»

В последнее время репертуар РАМТа заметно пополняется историями для семейного просмотра – о детстве как о важном и сложном процессе взросления маленького человека. Однако новый спектакль режиссера Дмитрия Изместьева под загадочным названием «Родинки» выходит за рамки аудитории подростков и их родителей. Эта постановка будет близка, в первую очередь, тем, кто уже вырос, но по-прежнему слышит отголоски травмирующих детских воспоминаний.

Травма рождения – первая травма, которую переживает человек. С тех пор жизнь ежедневно наносит на нем все новые и новые отметины, которые зачастую не заживают даже в осознанном возрасте. Про эти самые отметины рассказывает безымянный герой Антона Савватимова в одной из первых сцен спектакля. Его широкие плечи облачены в увесистый овечий тулуп, голову от неотвратимых морозов защищает шапка-ушанка, на ногах – высокие валенки, на лице – угрюмый взгляд. В обманчиво суровом облике героя теплится искорка воспоминаний о том, что когда-то в детстве он поверил в то, что усеивающие тело родинки, согласно народной примете, принесут счастье. А что, если каждая такая точечка – это неизгладимый след ежедневной борьбы ребенка за право быть человеком, со своими собственными желаниями, чувствами, обидами, мыслями и, конечно, душевными ранами? Одни остаются миниатюрными, а другие продолжают расти и беспокоить на протяжении всей жизни.

Несмотря на болезненность темы, «Родинки» предлагают уникальную психотерапевтическую возможность заново прожить и то, что мы трепетно храним в душе, и то, что давно хотелось бы забыть, но не выходит. Поскольку инсценировка создана на основе реальных детских воспоминаний разных людей, собранных в один цикл новелл Кирой Егоровой, постановка наполнена жизненной энергией, где смена настроений происходит стремительно – почти каждая история завершается музыкальным номером или остроумными репризами. И это не про сглаживание углов. В зрителях такой прием, действительно, отзывается. Как писал Э.Г.Лессинг, «смех лучше сохраняет нам разум, нежели досада и огорчения».

Так называемая «терапия детства» – а именно этот жанр заявлен создателями – проходит в камерном пространстве Белой комнаты. Ее небольшая сцена оформлена клумбами из покрышек, горой игрушек, будто слипшихся в огромный ком, а потолок усеян белыми воздушными шарами. На дворовой скамейке разместилась акустическая гитара в ожидании, когда какой-нибудь юный романтик сыграет на ней под окнами дома любимой девушки. Такая сценография – словно кушетка на классическом приеме психолога, создающая ощущение безопасности для пациента-зрителя.

Честный разговор с публикой о самом важном периоде в становлении человека – вот, что делает «Родинки» личным спектаклем. «Что нас берегло в детстве?» – восклицает один из героев, вспоминая свои детские шалости, дворовые игры в войнушку и опасные уличные находки в виде настоящих боеприпасов. А вот трогательная девочка (Дарья Рощина) под душераздирающую «Je Suis Malade» (в исполнении Анны Сазоновой) впервые сталкивается с муками выбора: попросить столь желанного игрушечного клоуна или сохранить достоинство и лицо в глазах строгой матери. Моменты, проведенные с отцом, для одной героини – водоворот ярких эмоций, когда простая уборка в ванной превращается в приключение по поимке селедки «из Тихого Северно-Атлантического океана»; для другого – сопряжены с травматичными воспоминаниями о разводе родителей, где встречи с папой и его подарки – повод для матери выместить обиды и беспричинно наказать ребенка.

Спектакль не обходит и «неудобных», даже мрачных тем – о советском «строевом детстве», о столкновении с педофилией, но избегает конкретизации временных рамок. Вслушиваясь в детали, зритель может уловить лишь намеки на 1960-е с их темными обветшалыми коммуналками, на пионерские 1980-е и даже на годы зумерской эпохи. Но это для создателей спектакля не важно. Сюжеты для него подобраны так, что оказываются узнаваемы любым поколением. Молодежный театр дарит час искренней поддержки и сочувствия всем и каждому. И в финале, сопровождаемом живым исполнением «Imagine», зрительный зал объединяется здесь и сейчас, «под одной крышей», в одном едином обволакивающем объятии, которое – для тех, кому повезет – переходит в реальные объятия с артистами спектакля.

Полина Захаренко

Фото Марии Моисеевой

 

наверх