Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Лучше свободно говорить, чем говорить о свободе»

Премьера спектакля «Мим» по роману Лилли Таль

16.11.2022

24 сентября 2022 года в Черной комнате РАМТа состоялась премьера спектакля Мим» по роману Лилли Таль. Молодой режиссер Филипп Шкаев оставил за кулисами все средневековые подробности книги и поставил остросоциальную историю о зле, порождающим еще большее зло, и о власти, стилем борьбы которой становится унижение.

Спектакль по роману популярной немецкой писательницы о вымышленной стране решен в жанре балагана. Однако здесь имеет место не историческая реконструкция, а соединение сюжета и жанра с современным театральным языком – монологи время от времени превращаются в стенд-ап, а музыкальные сцены решены в стиле рэпа. Такой подход привлекает внимание подростков, на которых в первую очередь ориентирована постановка.

Роман адресован читателям возраста young adult, тексты для которых только появляются на сценах российских театров. Главная их особенность – честный разговор с юным поколением о том, как устроен мир. Без прикрас и экивоков. Главная ценность – откровенность, и для нее как нельзя лучше подходит Черная комната РАМТа. Камерное пространство уже предполагает честность, открытость зрителю, находящемся на расстоянии вытянутой руки.

В романе медиевиста Лилли Таль действие происходит в Средневековье, но режиссер, выступивший и сценографом спектакля, придал истории вневременность и притчевость – его герои одеты в современную одежду, а все бытовые подробности, отсылающие к эпохе, опущены. В центре сюжета – война между королевствами Монфиль и Винляндия. Король Винляндии Филипп (Тарас Епифанцев) обманом попадает в плен к королю Монфиля Теодо (Иван Забелин), который устраивает праздник в честь мнимого перемирия и приглашает на него наследника трона Винляндии, принца Флорина (Андрей Лаптев). На пиршестве принц узнает, что его отец заключен в темницу, а сам он попал в ловушку хитроумного мерзавца. Однако цель Теодо – не физическая расправа. Его удовлетворит лишь абсолютное подчинение Флорина – он отдает его в ученики шуту Миму (Антон Савватимов), самому бесправному человеку во дворце.

Проникновенные монологи Мима о том, как жестока жизнь, как несправедлив мир, в котором зло неостановимо и беспричинно, звучат так близко к зрителю, что, кажется, чувствуется дыхание артиста. Кроме того, он постоянно уничтожает четвертую стену, вовлекая зрителей в происходящее, заставляя их подпевать и даже отсчитывать последние секунды жизни короля.

На пире Теодо, данном в честь мнимого перемирия, гости едят сырые внутренности убитого животного. Сценическое угощение выглядит настолько реалистично, что охватывает чувство омерзения, какие дикие люди окружают шута, до последнего не перестававшего верить в верность слову.

Когда поначалу Мим входит в комнату к Флорину, то говорит лязгающим голосом Моргенштерна, и кажется, что в нем нет ничего человеческого. Его задача – лишь научить принца своим трюкам и освободить наконец себя от многолетних унижений. Однако постепенно герой Антона Савватимова преображается настолько, что хочется пожалеть и обнять его шута, который был лишен даже материнского тепла. Его личность настолько растоптана, что он не помнит своего имени, а право на собственное существование утверждает ежедневно – только пока король смеется, его жизнь продолжается.

Наследный принц Флорин, ставший жертвой обмана беспринципного Теодо, проходит все стадии унижения. Благородный, образованный юноша, воспитанный на идеалах чести и доблести, внезапно оказывается перед зрителем в убогих детских штанишках и нелепом клоунском парике. Такое преображение кажется сначала утрированным и грубым, но потом приходит понимание, что именно так Теодо стремился растоптать его человеческое достоинство. Как никогда остро звучит в стенах Черной комнаты фраза Флорина: «Лучше свободно говорить, чем говорить о свободе».И только шут, познавший все ужасы бесправности и жесткости по отношению к себе, становится тем, кто испытывает к принцу искреннее сочувствие.

Спектакль Филиппа Шкаева наполнен отсылками и реминисценциями. Так, например, сцены в темнице вызывают ассоциацию с культовым андеграундным фильмом «Зеленый слоник», где два попавших на гауптвахту офицера сходят с ума, не выдержав издевательств надзирателей. Пытки в этом фильме показаны так явно и подробно, что его невероятно трудно досмотреть до конца. Использованная режиссером ярко-зеленая стена, отсылающая к киноистории, усиливает эмоциональное воздействие на зрителя и напоминает, как сложно человеку выжить в темнице и сохранить рассудок. Однако Мим поможет остановить цепочку зла. В финале принц и король спасутся, а война, начавшаяся десятилетия назад, закончится перемирием. Но шут… так и останется рабом.

После спектакля невозможно не задуматься о том, что такое зло и в чем его корни. Почему сильные мира сего нуждаются в том, чтобы утверждать свою власть через унижение противника? Что можно сделать, чтобы остановить зло внутри человека, и как в мире, полном жестокости и зла, сохранить собственную душу?

Спектакль не дает ответов на эти вопросы и не завершается абсолютным хэппи-эндом – все, как в реальной жизни. В этом и есть особенность текстов для young adult. Но главное – он вызывает негодование в отношении несправедливости, которая попыталась победить, и сочувствие униженным и оскорбленным. И дает надежду на то, что на светлой стороне возможна победа.

Александра Ерошенко

Фото Марии Моисеевой

 

наверх