Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



«Медведко» – папина сказка

31.03.2014

25 марта в Черной комнате РАМТа состоялась премьера спектакля «Медведко» в дебютной постановке Олега Долина, выпускника режиссерского курса Сергея Женовача в ГИТИСе. За основу взята русская народная сказка «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри» в обработке А.Н. Афанасьева.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухою; детей у них не было…» Но однажды подарил им Бог дочку, и назвали они ее Репкой, и никак не могли на нее наглядеться. Но вот девочка выросла, и стало происходить такое, что ни пером описать, ни в театре рассказать. Да, оказалось, рассказывать небыль не сложно, взглянув на нее глазами ребенка. Так и поступил режиссер, взявшись за сказочный сюжет. Параллельно афанасьевской фабуле в спектакле разворачивается другая. Оказывается, все, что мы видим, возникло в воображении маленькой девчурки, которой папа рассказывает ее вечернюю сказку. Только имейте в виду, рассказывается она по-мужски: со всей суровостью жизни. Но кажется, что ребенку совсем не страшно, а наоборот страшно интересно.

Ее воображение рисует красочные картинки: вот родители качают маленькую Репку, а вот их дочка уже подросла и убежала с подружками по ягоды в лес. А вот и Медведь, такой страшный, что и представлять его вживую не хочется. Достаточно лишь тени, от которой и так мурашки бегут по коже.

Картинки сменяют одна другую, показывая смешную, поучительную, а местами даже страшную историю Медведко, родившегося у полюбивших друг друга Репки и Медведя. Будучи лишь наполовину человеком, чего только не испытал Ивашко-Медведко. С детства невзлюбили его жители деревни оттого, что в игре с другими детьми не мог силы свои рассчитать – кого покалечит, а кому и голову снесет. Вот и пришлось бежать из родного дома. Путешествуя, встретил он трех богатырей – Усыню, Горыню и Дубыню, которые стали его новыми друзьями – подстать ему. С ними Медведко набрел на избушку Бабы Яги, где решили богатыри поселиться. Но здесь подстерегла Медведко новая беда. Дружба вмиг обернулась предательством, которое чуть не стоило герою жизни. Ради друзей отправился он на тот свет, чтоб расправиться с обидевшей их Бабой Ягой, и оказался брошенным в подземном царстве.

Но именно в тот момент, когда казалось, что уже никто не сможет помочь бедному Медведко, случилось чудо. Какая же сказка без волшебства? Как может девочка, слушающая папину сказку, допустить, чтобы полюбившийся ей герой остался один в этом темном ужасном подземелье?! Нужно скорее помочь Медведко выбраться на землю! Поделившись с ним своим вечерним молоком, она, как маленький ангел, указывает ему путь.

Медведко выбирается на свободу, мстит «братцам» за предательство, женится на одной из освобожденных им дочек Бабы Яги и возвращается домой, где отчаявшиеся старик со старухой уже и не ждут любимого внука. Предательство наказано, а не такой, как все, находит понимание и любовь, так необходимую любому существу, живущему на земле.

Спектакль получился необычным, будто в сказку играет ребенок, пуская в ход все, что под рукой имеется. Из декораций на сцене появляются лишь скамеечка, картонный стол да картонный домик. Все остальное – и пейзаж, и избушка на курьих ножках, а иногда и реквизит – сыграны актерами. Благодаря нехитрому волшебству кикимор, обитающих в доме, их роскошные волосы превращаются в метлу, которая метет пол; в журчащую воду, которой можно вымыть руки с дороги; а в очаге из ничего вдруг возникает огонь, на котором можно сварить похлебку.

Костюмы персонажей с четкими линиями и остроконечными формами будто срисованы с современного мультика. Другое дело Баба Яга – ее образ словно вовсе неземного происхождения. Да таков, что и нарочно не придумаешь. Ее появление в первый раз настораживает даже взрослых зрителей. Но кто знает, может, именно так девочка видит главного злодея сказки, которого боится? А у страха глаза велики.

Актерам удалось рассказать свою историю искренне и увлеченно, как будто они сами – маленькие дети, играющие в сказку и выдумывающие ее на ходу. Кстати, многие ее участники – вчерашние выпускники ГИТИСа. Тем ближе и понятнее маленькому зрителю он может показаться, ведь не так давно они и сами слушали на ночь страшные папины сказки.

Юлия Мартынова

 

 

наверх