Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Педагоги театров собрались в «Глобусе»

В Новосибирском молодежном театре прошел семинар по работе со зрителями

07.11.2016

В новом сезоне РАМТ продолжил Программу методической поддержки ТЮЗов. В ее рамках с 28 по 30 октября 2016 года состоялся Всероссийский семинар по работе со зрителями, который в этот раз принял у себя Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». В нем приняли участие более 30 специалистов театров из 19 городов России.

В программу семинара вошли мастер-классы «Глобуса» и РАМТа, свидетелями и участниками которых стали приехавшие специалисты, а также представление их собственных проектов работы со зрителями. К мероприятию был осуществлен очередной выпуск методических рекомендаций педагогам театров для детей и молодежи.

Стартовал семинар со знакомства с «Глобусом» – участников пригласили на экскурсию, которую здесь часто проводят и для зрителей. История Новосибирского ТЮЗа (как назывался театр до 1993 года), созданного по просьбе первого слета пионеров единомышленниками А.Брянцева, началась в 1930-м. А вот новое здание, в котором театр живет сегодня, было построено для ТЮЗа в 1984 году. В нем 12 этажей и двухэтажный подвал, и оно похоже на грандиозный фантастический корабль, важно рассекающий северный город. На самом деле, основания важничать у театра есть: в его огромном пространстве уместились не только современно оснащенная сцена и зал. Он обладает мастерскими, обеспечивающими полный цикл производства спектакля: изготовление декораций, реквизита, костюмов, обуви. Тут есть даже своя типография и зимний сад, за которым любовно ухаживает молодой садовник. Но не только пространства театра позволяют рождаться и уживаться здесь такому количеству новшеств и инициатив. Настрой на постоянное развитие, заражение друг друга желанием жить, творить, создавать искусство вместе. Как иначе можно оправдать существование в «Глобусе» вокальной и пластической студий, ученики которых принимают участие в самых настоящих спектаклях театра на большой сцене, а также симфонического оркестра и хора?

Работа с аудиторией появилась здесь с самого зарождения театра. Тогда все ТЮЗы были ориентированы на нее, и в каждом из них существовала педагогическая часть. Но как бы ни назывались подразделения, отвечающие за зрительский сектор, важны традиции и настрой, передающиеся из поколения в поколение. И люди, кто понимает, что жизненно необходимо создавать вокруг театра атмосферу праздника, познания, сотворчества. Сегодня в «Глобусе» работу со зрителями ведет Служба креативных направлений развития театра под руководством Инны Кремер, включающая в себя отделы творческих проектов и рекламы и связей с общественностью. Всего 10 человек, осуществляющих огромную работу.

В первый же день участникам семинара удалось поприсутствовать на театрализованном квесте – эту современную форму погружения в спектакль театр использует последние два года. И она пользуется большой зрительской популярностью. На этот раз квест был посвящен спектаклю «Чук и Гек». В нем участвовали дети, пришедшие на необычный спектакль, где всю гайдаровскую историю, по задумке постановщика, озвучивает рассказчик – режиссер радиоспектакля, записываемого на студии. А актеры – занимаются доозвучкой, задействуя множество предметов реквизита. Разыгранные на квесте артистами «Глобуса» сценки помогли ребятам вспомнить содержание рассказа и обратить внимание на некоторые его моменты и героев, а затем посмотреть, как они сыграны в спектакле.

Театр реализовал уже несколько похожих проектов, посвященных постановкам текущего репертуара: «Шекспиромания» (к спектаклю «Двенадцатая ночь»), «Гоцци-феерия» («Ворон»), «ZA граNEW» («Арабская ночь»). Кстати, к последнему были привлечены совсем нетеатральные люди: таролог, нумеролог, астролог, психолог и даже специалист по сновидениям, – дабы настроить публику на восприятие предстоящего спектакля, герои которого путешествуют по подсознанию.

Но если каждый из квест-проектов реализовывался театром единожды – чтобы не перенасыщать зрительский интерес, то «Сфера впечатлений», посвященная серьезным детским спектаклям и рассчитанная на работу с семьей, будет повторена театром четыре раза и посвящена разным постановкам: «Поллианна» (состоялась в сентябре), «Момо», «Король Матиуш» и «Волшебник страны Оз». Программа включает в себя экскурсию, театральный урок, спектакль и актерский мастер-класс, на которые приглашаются родители вместе со своими детьми.

Из регулярных образовательных проектов здесь существуют умное шоу «Метод "Глобуса"», проводимое ежегодно в День знаний, «Глобус. Академия», включающая в себя открытые лекции для взрослых, фестиваль детского и юношеского творчества «Времен связующая нить», Сибирский фестиваль молодежных субкультур «ZNAKI», а также цикл познавательных программ «Профессии театра» и встречи с актерами «Воскресные посиделки».

А еще в прошлом сезоне театр начал работать с людьми ограниченных возможностей здоровья, реализовывая проект «Доступная среда» для посетителей на колясках и программы для зрителей с проблемами слуха и зрения. Урок для последних под названием «Театр в чувствах» дала в рамках семинара руководитель Отдела творческих проектов Татьяна Карпухина. Прекрасно разработанное тактильное путешествие в закулисье, в процессе которого его участники могли ощутить фактуру тканей для театрального костюма, хрупкость моделей сценического макета, почувствовать вес колодки для актерской обуви, разницу между бутафорским и настоящим лимоном и узнать многое другое, что не всегда удается увидеть человеческому глазу.

Специалисты РАМТа, проводя свои мастер-классы в рамках семинара, попытались не только адаптировать их к репертуару и жизни театра, но и дополнить ими существующее здесь проектное разнообразие. Так в качестве демонстрации богатства форм работы со спектаклем режиссер-педагог РАМТа Алла Лисицина устроила для участников семинара занятие, которое провела по аналогии с уроками в рамтовском «Семейном клубе». После просмотра детского спектакля «Чук и Гек» она предложила всем присутствующим игровую познавательную программу, посвященную сценическим шумам. В ходе нее специалисты по работе со зрителями сами придумывали звуковые этюды, открывая возможности многих окружающих нас предметов.

А мастер-класс руководителя Экспериментального центра по работе со зрителями Ольги Бигильдинской заключался в создании журналистской зрительской редакции при «Глобусе». Еще в мае театром было дано объявление о проекте, на участие в котором получили 41 заявку. Из претендентов было отобрано 6 человек, которые к семинару под руководством Ольги создали газету, посвященную формам работы со зрителями в «Глобусе». Мастер-класс завершился открытым занятием «Основы журналистского мастерства», данным в рамках семинара. А сам проект продолжит свое существование под крылом руководителя отдела рекламы и связей с общественностью Татьяны Пискайкиной. Благодаря семинару в театре будет существовать своя интернет-газета!

Идея журналисткой редакции вполне вписалась в концепцию большого волонтерского движения при театре, которым «Глобус» всерьез занимается вот уже 6 лет и которое позволяет ему проводить массовые зрительские проекты. Кстати, этой работе посвящена брошюра, подготовленная к семинару. В рамках методической поддержки ТЮЗов РАМТ продолжил издательскую деятельность. И выпустил в дополнение к собственным методикам подробные описания еще двух проектов, на этот раз театра «Глобус» – «Программы тематических квестов в театре» и «Волонтерское движение в театре». Все эти методики театр распространяет среди специалистов бесплатно.

РАМТ благодарит всю команду НАМТа «Глобус», принявшую участие в организации и проведении семинара. И, конечно же, руководителей театра – директора Елену Алябьеву и главного режиссера Алексея Крикливого, кстати, выступившего участником одной из зрительских программ.

Ну а фестиваль идей методов работы со зрителями на страницах «РАМТографа» продолжается. О проектах театров-участников семинара читайте чуть позже в рубрике «ТЕАТР+».

Фотографии Леонида Коротина и Ольги Бигильдинской

 

 

наверх