Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



Читаем о важном

В РАМТе состоялись читки по итогам конкурса детских пьес

26.09.2015

Конкурс «В поисках новой пьесы» на создание оригинальных произведений для детей и молодежи был объявлен в марте нынешнего года Министерством культуры РФ, Союзом театральных деятелей РФ и Российским академическим Молодежным театром. Жюри прочитало 214 пьес без указания авторства. Председателем Экспертного совета выступил художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. В финал вышли четыре работы: «Уроки литературы» и «Майя и Кощей» Юлии Тупикиной , «Ягина, или Первая любовь последней амазонки» Алены Чубаровой и «Волшебная рыба» Дениса Алтухова. Читки этих пьес с участием их авторов состоялись в Черной комнате РАМТа 19 сентября. Между режиссерами пьесы распределялись по жребию.

Так Рустему Фесаку досталась пьеса «Уроки литературы». В ней 13 действующих лиц, однако, режиссер вывел на сцену лишь двух актрис, сосредоточившись на главной сюжетной линии: преемственности поколений и потери близкого человека.

В пьесе рассказана история бабушки и внучки. Людмила Петровна, бывший директор школы воспитывает Алису, ненавязчиво пересказывая ей литературные шедевры, причем не только из школьной программы, но и такие сложные для восприятия подростка, как «Полет над гнездом кукушки» К.Кизи и «Превращение» Ф.Кафки. Скрытый драматизм пьесы в том, что эти прекрасные уроки – воображаемые: нескончаемые диалоги происходят в голове девочки после смерти любимой бабушки.

В пьесе ярко прозвучали темы преодоления одиночества и поиска себя. Формат читки, заявленный Р.Фесаком, помог полностью проникнуть в смысл текста, выявил ключевые моменты и даже проблемные места: у зрителей возникли вопросы о том, каков жанр пьесы, когда именно умирает бабушка и какими способами драматург мог бы обозначить этот момент. Режиссер уточнил, что при постановке потребовалось бы несколько доработать текст.

Сама Юлия рассказала, что не определяла жанр своей пьесы, ей был просто интересен сюжет и сложная структура. Правда, член жюри, театральный критик Екатерина Дмитриевская, отметила недостаток структурированности текста и в связи с этим – сложность ее постановки. А также достоинства: в ней оказались подняты важные вопросы соотношения искусства и действительности, и прозвучал столь необходимый сегодня пафос. Но художественный руководитель театра Алексей Бородин отметил сильную структуру пьесы, уверив, что у ребят не возникнет вопросов, когда умерла бабушка, а также очень хороший, живой и вместе с тем художественный язык.

Другую пьесу автора – «Майя и Кощей» – представил Александр Баркар. Зрители увидели почти настоящий спектакль с декорациями и костюмами в исполнении театральной студии «DЕЕP». Разве что текст в руках актеров напоминал о формате читки.

В пьесе рассказывается о «трудном» подростке, девочке Майе с синими волосами, вечно занятой мамой, ненавистным пианино и насмехающимися одноклассниками. Встреча с Кощеем (обычным бродягой, живущим в одном из заброшенных домов) помогает ей преодолеть отчуждение от матери и ровесников, справиться с потерей горячо любимого отца и даже совершить общественно важный поступок: спасти городской парк от вырубки. В произведении много смешных моментов, а также остро звучит социальная тематика.

На обсуждении зрители определили жанр пьесы как социальную фантастику. Много говорили об оправданности режиссерского решения: нужна ли эксцентрика и подчеркнутая динамика на читке, не случился ли перекос в сторону оценки мастерства постановщика, а не драматурга? Как призналась Ю.Тупикина, для нее этот маленький спектакль стал неожиданностью, но со знаком плюс.

Алексей Бородин отметил, что в показе юмор и эксцентрика скрыли человеческие отношения, которые нужно выдвигать на первый план. Формат читки предполагает поиск именно автора в тексте, а не режиссерского решения прочитанного текста. Здесь же действие имело вид режиссерской зарисовки. Зато на этом ярком фоне пронзительней прозвучали два главных вопроса пьесы: «зачем творить добро?» и «каков уровень добра в твоем организме?» В тексте много сильных мест, эмоционально воздействующих на зрителя. Возможно, для них еще предстоит найти сценическое решение.

Кстати, маленькие зрители, присутствовавшие в зале, были в восторге от увиденного. Разумеется, это был лучший ответ тем, кто посчитал пьесу скучной и назидательной.

Читку пьесы Алены Чубаровой, самой старшей из участников конкурса, поставила Рузанна Мовсесян. Интересно, что режиссер сама участвовала в ней, исполняя одну из ролей. По словам драматурга, «Ягина, или Первая любовь последней амазонки» – это сказочная история в стиле фэнтези. Причудливый сюжет рассказывает историю Бабы-Яги, которая 3000 лет назад была амазонкой, заколдованной могучим Мерлином. Чтобы только на одну ночь стать молодой, Яга отказывается от своих волшебных способностей. Именно в эту ночь она встречает свою любовь. Что дальше? Для настоящей любви нет ничего невозможного. Герои претерпевают невероятные приключения на пути к счастливой развязке.

Надо сказать, и читка, и пьеса вызвали множество споров. Во-первых, автор была удивлена режиссерской трактовкой, показавшей комедию, а не романтическую историю. Впрочем, это лишь украсило произведение и скрыло за искрометным юмором некоторые спорные места, которые Рузанна Мовсесян объединила под вопросом «какова целевая аудитория пьесы?» По ее мнению, приключения в тексте рассчитаны на детей от 3 до 5 лет, тогда как эмоциональная составляющая – на «20+». Режиссер призналась, что если бы не жребий, сама бы она не отважилась на такую постановку, это абсолютно чуждый ей материал, с которым она не знала, как работать. Но благодаря этому внутреннему сопротивлению, пьеса была представлена интересно и ярко, с намеченным конфликтом, тонким юмором и вкусом. Жюри отметило блестящее режиссерское решение. Сама Рузанна подчеркнула, что сделала все абсолютно честно. По словам А.В.Бородина, режиссер действительно сохранила свободную структуру текста, точно решила игровые сцены, за счет актерской игры ярче засверкал юмор, а романтическая линия прозвучала очень целомудренно.

Над последней пьесой конкурсной программы – романтической сказкой «Волшебная рыба» – работала режиссер Александра Ловянникова. Ею было придумано замечательное декорационное решение: с помощью самых простых средств воссоздана атмосфера таинственного озера, первые сцены читались практически в темноте, лишь тени на стене обозначали действие. Молодые актеры Анна Кузьмина и Никита Щетинин создали прекрасный лирический дуэт.

Однако в читке не хватало динамики. По признанию автора Дениса Алтухова, он даже не представлял, как артисты будут читать текст, ведь в нем основной упор сделан именно на зрелищную составляющую: сцены с переодеваниями и превращениями. Об этом говорили и на обсуждении: будущему спектаклю необходима работа художника-сценографа. А пока что решения для выгодного представления текста не найдено. Драматургу пьеса казалась смешней, чем то, что он увидел на сцене. По словам Алексея Бородина, режиссер читки увлеклась поиском символических подтекстов и отказалась от внешней динамики, в итоге постановка прозвучала на одной ноте. Поэтому на сегодняшний момент пьеса выглядит выигрышней, чем ее интерпретация.

Любопытно отметить, что принявшие участие в проекте режиссеры подошли к формату читок каждый по-своему. И потому немаловажным было замечание Алексея Бородина, что читка должна, прежде всего, помогать автору увидеть со стороны плюсы и минусы своего произведения, выявлять места, нуждающиеся в доработке, а иногда представлять пьесу с неожиданной стороны. Именно в этом и состоит работа режиссера в данном формате. Что же касается пьес-финалистов, то все они, безусловно, талантливы, интересны, заключают в себе юмор, на фоне которого рельефней выступают нравственные и этические проблемы, важные не только для юных зрителей, но и для взрослой аудитории. Темы смерти, одиночества, силы любви, морального выбора – все это актуальнейшие вопросы сегодняшнего дня. Поднимая их, драматурги-конкурсанты еще раз подчеркнули их важность для современного театра.

Дарья Семенова

Фотографии Марии Моисеевой

 

наверх