Газета выпускается Пресс-клубом РАМТа



В поисках «своих страусов»

23.03.2015

Все говорят, что нужно
кем-то мне становиться.
А я бы хотел остаться собой.
В.Цой

Ну  разве это самое важное,
 кем я буду? Каким буду – вот главное!
 «В добрый час!», В.Розов

 

Если спросить нынешних старшеклассников, кем они хотят стать, большинство затруднится с ответом. Может быть, потому пьесы Виктора Розова с его героями, ищущими себя, до сих пор востребованы. Вопросы, к которым он обращается, лежат вне времени, ведь тема поиска места в жизни не может быть ограничена эпохой. И разговор о нем не перестает привлекать молодого зрителя так же, как и когда-то розовских мальчиков, пытающихся разобраться, что к чему в этом мире.

Пьеса «В дороге» написана в 1962 году – в благоприятные для страны годы оттепели. Благоприятен этот период и для драматурга: его пьесы играют почти во всех театрах страны. В ЦДТ, где начинался путь Розова как театрального автора, его ставят легендарная Мария Кнебель и начинающий, но впоследствии тоже легендарный Анатолий Эфрос. И вот, спустя годы, театр вновь возвращается к розовским героям, знакомя с ними уже сегодняшнюю молодежь.

Для Михаила Егорова – это тоже одна из первых работ на профессиональной сцене. И в спектакле РАМТа он заявляет о себе как о режиссере с серьезными намерениями. Он готов к диалогу с любой аудиторией и, действительно, овладевает вниманием не только подростков, но и взрослых. Есть в этом заслуга и драматурга. В историях Розова молодые герои никогда не проходят свой путь к становлению личности в одиночку. В историях о взрослении неизменно присутствует и родительская тема – тема, необычайно важная для самого автора.

Окончив школу, Володя (Алексей Бобров) не знает, куда податься. «Мальчик без призвания» видит, что мир далек от навязываемых идеалов, и от этого ему тошно. С юношеским максимализмом отрицает он чужие авторитеты – хочет до всего дойти сам. И если отец (Александр Пахомов), бывший фронтовик, злится на бесчувственного сына-«чурбана», то мать (Оксана Санькова) пытается понять со всей силой материнской любви: «Так страшно за тебя!.. чего-то ищешь… Если бы ты мог чувствовать, что ты для нас значишь».

Не найдя общего языка с сыном и уже отчаявшись его воспитать, родители отправляют Вову к родственникам в Хабаровск, чтобы те «сделали из него человека». Это больно задевает самолюбие мальчика: «Человека из меня сделать?! Значит, я не человек?» Он и сам понимает, что раздражает окружающих резкостью, но ведь это именно тот период поиска, который надо пережить в кругу понимающих и терпеливых людей. Да только и родные не знают, что лучше: то ли всыпать ему, то ли приласкать… Повздорив с дядей (Олег Зима), Володя убегает, решая вернуться домой.

Двоюродная сестра Симка (Мария Турова) бросается вдогонку, пытаясь возвратить его обратно. Ему, конечно не нужны провожальщики и жалельщики. Но где-то в глубине души он нуждается в ней. И Сима, верно, чувствует это. Она забывает свою неприязнь по отношению к брату и терпит все его выходки: сквозь напускной гонор ей виден живой человек – резкий, вызывающий, но не плохой!

Впервые они путешествуют самостоятельно. Впереди – неизвестное, испытания на прочность: голод, отсутствие крыши над головой, человеческая подлость и жадность, проверка чувств. Ночуя в хлеву, они становятся невольными свидетелями встречи молодой женатой пары. Эта сцена, поставленная режиссером без единого касания, но так проникновенно, что и подглядывать неловко, очаровывает Симу и заставляет Володю заявить бескомпромиссно: «Такая любовь одна на миллион

А между тем, любовь зарождается и в их сердцах. В этом путешествии они лучше узнают себя и друг друга. Оказывается, Володя способен думать не только о самом себе. Пусть неуклюже, но он заботится о девочке, чувствуя себя ее единственным защитником. Сима же в ответ открывает ему семейную тайну: что сестра она ему только названная, что дядя нашел ее в лесу во время войны и удочерил.

В поисках работы они попадают на завод, где впервые им приходится почувствовать ответственность за собственную жизнь и ценность этой самой жизни. Все те высокие слова, которые так ненавистно было слышать от родителей, теперь обрели вполне осязаемый смысл.

А главное, меняется у Володи представление о долге. Ему, считавшему когда-то, что «никому ничего не должен, …так как ни у кого ничего не просил в долг», раскрывает смысл этого слова товарищ по цеху Павел (Денис Фомин): «Долг чувствовать надо. Он и радость твоя и тяжесть. Тогда его выполнять – счастье для человека. Вроде бы и груз везешь, а хорошо. А без него, без долга-то, как бы порожняком едешь, вхолостую, значит, зазря...». И не хочет больше Володя зазря, и, засучив рукава, рядом с Павлом совершает свои первые самостоятельные взрослые поступки.

Спектакль, идущий на маленькой площадке Черной комнаты, отличает минимум декораций (художник – Юлия Пичугина). Перед зрителями лишь лавки-трансформеры да богатое воображение, с помощью которых актеры создают пространство спектакля. Скамейка здесь выполняет и роль чемодана, с которым герой отправляется на вокзал, и печь, из которой будто пышет жар и пахнет пирогами, и даже поток металла в сталеплавильном цеху. Вся эта игра в смену декораций (постоянно перевертывающиеся в пространстве лавочки) подчеркивает  динамичность и стремительность событий спектакля, сюжет и смысл которого – в путешествии. И не только в пространстве – но и в путешествии к самому себе. Красно-синие цвета, использованные в оформлении, кажутся не просто игрой в контрастность. На протяжении всей истории мы чувствуем, как «намагничен» главный герой: он то отталкивает людей, то, наоборот, тянется к ним – со всей противоречивостью своей натуры.

Пройдя через настоящие, а не надуманные испытания, Володя переосмысливает свою жизнь и, кажется, нащупывает свою тропку. Он еще не решил, чем будет заниматься, но уже «многому научился, другим стал». А главное, понял, что «уже… кому-то нужен». Теперь они с Симой продолжают свой путь вместе. В Москву они поедут, или в Хабаровск, будут учиться или работать – все это неважно, потому как не решает дела. Как говорит Вова, «важно в голове иметь своих страусов». А их-то у них поприбавилось. Из чего состоит взросление? Из самостоятельного путешествия по жизни, собственных открытий, а главное – желания найти свое место в жизни, почувствовать себя нужным и полезным. Все это понял Володя в дороге. Нужно и полезно будет молодым пройти этот путь вместе с ним.

Мария Четырина

Фотографии Сергея Петрова

 

 

наверх