Выпуск № 7
Май-Июнь 2010 г.
ТЕАТР+
Работа студентки МГОУ
Ольги Цапалиной
Героя – на сцену!
 

Выбор пьесы для постановки на сцене – всегда очень ответственная задача для режиссёра. Это должно быть актуальное для зрителей произведение, затрагивающее злободневные темы, способное заставить задуматься над какими-либо вопросами, от которых мы отмахиваемся в повседневной жизни. Не стоит также забывать, что эту вещь надо ориентировать на возможности сцены, декорации и актёрский состав театра.

Я полагаю, что спектаклей по классическим произведениям как русских, так и зарубежных писателей существует уже достаточно. Бесспорно, они необходимы, но для постановки на сцене Молодёжного театра я бы предложила современную и не совсем обычную книгу; книгу, в которой поднимаются проблемы нечеловеческой жестокости, извращённой морали, а также тема, которую обычно стараются обходить стороной – любовь одной девушки к другой.

Я говорю о произведении бельгийской писательницы Амели Нотомб «Серная кислота». В нём речь идёт о реалити-шоу, устроенном по типу концлагеря с настоящими пытками, тяжёлыми работами, голодом и казнями. Его участники – старики, дети, молодые юноши и девушки, схваченные прямо на улице; за их мучениями наблюдают тысячи зрителей в прямом эфире. До какой степени надо морально опуститься, чтобы устроить такое шоу? Насколько нужно потерять человеческий облик, чтобы спокойно наблюдать за всем этим у экранов телевизоров, да ещё и самим принимать участие в голосовании, кого отправить на смерть? При чтении чувство ужаса и отвращения возникает постоянно. Думаю, здесь есть над чем задуматься: а что бы мы сделали, появись такое шоу; каков у нас самих уровень морали и нравственности?..

Перейдём ко второй теме. Жестокая надзирательница за заключёнными Здена силой и угрозами пытается добиться расположения Панноники, подвластной ей рабыни. На протяжении повествования это чувство трансформируется в нечто большее, в то, что приводит к освобождению людей, закрытию дьявольского проекта и духовному перерождению самой Здены. Ценой риска она спасает Паннонику и ничего не требует от неё взамен, отказывается от своих низменных желаний. Безо всякой пошлости нам представлена мысль: чувство любви может уничтожить зло даже в самой законченной негодяйке и сделать из неё нового человека. И неважно, что это любовь к девушке – речь идёт о счастье испытать такое светлое чувство, когда ради благополучия  любимого человека с другим (!) ты становишься готовой жертвовать многим, ничего не ожидая в ответ. Любить, пусть даже безответно – это благо, которого достойны немногие, а счастье любимого – это наше личное счастье. Эти мысли несёт нам писательница в своей книге.

По моему мнению, этот сюжет и проблематика вполне могут затронуть современного зрителя и дать ему возможность по-другому взглянуть на себя и окружающих людей, поменять своё мнение о них.

Ольга Цапалина,
МГОУ (областной),
факультет русской филологии, 2 курс