Выпуск № 1 Октябрь 2009 г.
В ТЕАТР С УЧЕНИКАМИ
А. БОРОДИН: «ПРИХОД В ТЕАТР НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ»
 

«Тема театрального похода – очень важная тема, с которой связано много сложных вопросов. Это заблуждение, что привести класс в театр достаточно для того, чтобы как-то воспитать учеников. Я считаю, в таком случае можно, наоборот, получить отрицательную реакцию.
Дело в том, что класс на спектакле – чаще всего формально собранный коллектив. Ученик  не ощущает, что ему самому захотелось прийти в театр. Его вынудили присутствовать на спектакле, поэтому он будет не способен понять многое. Для такого ученика  поход в театр станет продолжением урока. Или наоборот, ученик воспримет поход в театр как  перемену – то есть смену отдыха. И тогда, как чаще всего случается на переменах, взыграет мысль: что хочу, то ворочу. Опять никакого смысла в этом не будет. Человек никогда не сконцентрирует внимание на том, что происходит на сцене. А наша задача – как раз собрать внимание. Насильно сделать это невозможно.


Мне кажется, если спросить любого человека назвать спектакли, больше всего запомнившиеся в детстве, он никогда не назовет те, которые смотрел с классом. Когда человек сидит в группе, его все отвлекает его от происходящего на сцене: рядом  одноклассник, с которым он в тех или иных отношениях, одноклассница. А для театра очень важно, чтобы каждый зритель остался наедине со сценой, чтобы возникло новое общее в зале.


Контакт - вот главное слово в театре. Человек часто остается со своими проблемами наедине, и театр может ему очень помочь, когда зритель вдруг почувствует, что он не один.  Ничто другое не соединяет так людей, как живое эмоциональное совместное творчество, а в театре происходит именно совместное творчество, потому что находиться на спектакле, быть зрителем - это тоже акт творчества. Да, бывает зритель, который просто наблюдает за тем, что происходит, но есть и другой – настоящий, талантливый зритель.
Поэтому учитель не должен удовлетвориться тем, что просто формально сводил ребят в театр. Мне кажется, надо искать гораздо более сложные пути, быть терпеливыми, а так просто – нельзя охватить культуру.

 
 

Я совершенно не против, если в театр приводят класс, в котором есть учитель - настоящий лидер. А ребята являются  группой, которая с этим лидером контактирует. И тогда это организм, который совершенно нормален, тогда эти люди никогда в стадо не превратятся, они в зале останутся как индивидуумы.


Еще мы часто говорим, что нам нравится, когда дети приходят в театр с родителями. Это действительно очень хорошо. Но мы понимаем: необходимое условие, чтобы у ребенка с родителями был контакт. А если родители опять же силой привели этого ребенка или сами пришли с чувством, что лучше бы они в это время еще спали, тогда от такого похода в театр снова не будет толку.


Поэтому в любом случае нужен индивидуальный подход. Надо настроить себя и ребят на какой-то новый способ общения, новый способ внимания.
Ведь смысл жизни - это поиски контакта. Все мы ищем те или иные точки соприкосновения друг с другом.  Театр - модель  этого поиска на определенном уровне. Театр - это взаимодействие, живой акт, который нельзя регламентировать или заключить в какие-то рамки.

     

Главное во взаимоотношениях с театром: ничего не должно быть формально. Театр - это живое искусство, которое к формальному не имеет никакого отношения».

Также в рубрике: «Посещение театра – это соприкосновение с чудом».

 
 
Портрет Тема номера События Страница памяти Анонсы Зрительский опрос Обсуждение номеров Архив номеров Театр+ Закулисье На спектакль! Семейный просмотр В театр с учениками Редакция Ссылки